Решение Санкт-Петербургского городского суда от 23.01.2014 по делу N 3-10/14 <О признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2011 N 48 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2014 г. по делу № 3-10/14

23 января 2014 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Рыбаловой О.А.,
при секретаре Б.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.В., К.К., К.Н., Г.О. об оспаривании законности Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2011 № 48 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе",

установил:

Правительством Санкт-Петербурга 18.01.2011 принято Постановление № 48 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе" (л.д. 49).
Постановление опубликовано в Информационном Бюллетене Администрации Санкт-Петербурга 7 февраля 2011 года № 4 (705) (л.д. 44).
Указанным Постановлением утвержден проект планировки территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе в составе:
1.1 Чертеж планировки территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе (красные линии, линии связи) согласно приложения № 1.
1.2 Чертеж планировки территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложения № 2.
1.3 Положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе согласно приложения № 3.
2. Утвержден проект межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе в составе:
2.1. Чертеж межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе (границы формируемых земельных участков, планируемые для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства) согласно приложения № 5 (л.д. 49-50).
Постановление вступило в силу на следующий день, после его официального опубликования.
Из Положения (Приложение № 3) следует, что формируемые земельные участки, планируемые для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства религиозного объекта на площади земельного участка составляют 1,30 га с максимальной общей площадью объекта капитального строительства 3 200 кв. м (л.д. 17).
Характеристика развития транспортного обслуживания территории предусматривает наземную открытую автостоянку не менее чем на 47 машиномест.
Заявители-граждане Санкт-Петербурга А.В., К.К., К.Н., Г.О. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанного нормативного правового акта недействующим ссылаясь на его противоречие Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Закону Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", Закону Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
При этом заявители полагали нарушенными свои права и свободы на благоприятные условия жизнедеятельности, на благоприятную среду, т.к. земельный участок, на котором планируется строительство религиозного объекта, относится к рекреационной зоне, на которой возведение подобных объектов не предусмотрено.
Кроме того, заявители указали на то, что оспариваемое постановление Правительства фактически ликвидирует зеленую зону бульвара, единственного места отдыха жителей микрорайона.
В судебном заседании заявители и их представители по доверенности Ч.В., М.Е., Л.Н. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представители Правительства Санкт-Петербурга по доверенностям Ш.Е., В.С., К.С. полагали требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы заявителей, представителей Правительства Санкт-Петербурга, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Рыбаловой О.Ю., не усматривающей оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным Кодексом Российской Федерации.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Согласно ч. 10 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
На основании пунктов 12, 13 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 октября 2009 года № 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной документации на территории Санкт-Петербурга относится принятие решений о подготовке документации по планировке территории Санкт-Петербурга и утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.
Из чего следует, что оспариваемое постановление Правительства принято в пределах полномочий Правительства Санкт-Петербурга.
Между тем, принятию указанного постановления предшествует процедура по изменению, формированию, образованию земельного участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждению акта о выборе земельного участка, что предусмотрено статьей 11.9 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Земельного кодекса РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их средства границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В статье 1 Градостроительного кодекса РФ, содержащей основные понятия, используемые в данном Законе отражено, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п. 3 статьи 9 Градостроительного Кодекса РФ (далее ГрК РФ) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.
Статьей 63 ГрК РФ установлено, что документом территориального планирования Санкт-Петербурга, как города федерального значения является его Генеральный план, содержащий положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов, карту границ населенных пунктов, карту функциональных зон.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно Распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 № 3318 "О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе Санкт-Петербурга" комитет:
1. согласился с предложением Православной местной религиозной организации "Приход собора Сошествия Святого Духа на Апостолов" о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе Санкт-Петербурга в срок до 25.10.2008 г.;
2. Православной местной религиозной организации "Приход собора Сошествия Святого Духа на Апостолов":
2.1 в течение четырех месяцев с момента издания настоящего распоряжения определено представить в Комитет по градостроительному и архитектуре (далее КГА) проект чертежа (чертежей) планировки Территории.
2.2. по окончании разработки представить в КГА согласованную в соответствии с действующим законодательством документацию (л.д. 131, 323).
Согласно Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1679 "О Комитете по градостроительству и архитектуре", к полномочиям Комитета по градостроительству и архитектуре относится принятие решения о подготовки документации по планировке территорий (п. 3.4-3) и обеспечение подготовки документации по планировке территории в случаях и порядке, которые предусмотрены действующим законодательством (п. 3.4-8).
Таким образом, Распоряжение от 26.10.2007 № 3318 "О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе Санкт-Петербурга" принято в пределах компетенции комитета и является началом подготовительного процесса для дальнейшего принятия решения о выборе земельного участка для строительства и принятии решения об образовании (формировании) земельного участка для строительства в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 21 октября 2008 года № 3848 "Об утверждении временного регламента застройки территории" был утвержден временный регламент застройки территории (ВРЗ-07\1600) по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, квартал, ограниченный пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул. и проездом № 27 (л.д. 217).
Согласно письма Православной местной религиозной организации "Приход собора Сошествия Святого Духа на Апостолов" от 31.10.2008 № 1\122 организация уведомила комитет по градостроительству и архитектуре о том, что разрабатывает проект планировки и проект межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, ул. Долгоозерной, Планерной ул. в Приморском районе Санкт-Петербурга и просила согласовать проект планировки и проект межевания указанной территории (л.д. 252).
Однако, Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 8 декабря 2008 года № 5043 "О продлении срока подготовки проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе Санкт-Петербурга был продлен срок разработки проекта планировки и проекта межевания указанной территории до 15.04.2009 г. (л.д. 328).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 марта 2008 года № 276 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Приморский район, Планерная ул., участок 1 (северо-восточнее пересечения с Долгоозерной ул. разрешено проведение изыскательских работ религиозной организации на земельном участке площадью 17 493 кв. м, кадастровый номер 78:34:4134Б:1, расположенном по адресу: Приморский район, Планерная ул., участок 1 (северо-восточнее пересечения с Долгоозерной ул.) в целях определения возможности проектирования и строительства собора (л.д. 324).
Комитету по управлению городским имуществом предписано заключить в месячный срок с "Православным приходом храма Сошествия Святого Духа на Апостолов г. Санкт-Петербурга" договор аренды земельного участка для проведения изыскательских работ (далее - Договор) сроком на 11 месяцев (пункт 2.1).
Согласно п. 2.2. Постановления в случае уклонения "Православного прихода храма Сошествия Святого Духа на Апостолов г. Санкт-Петербурга" от заключения Договора в течение месяца после окончания срока указанного в пункте 2.1 постановления, подготовить проект постановления Правительства о признании настоящего постановления утратившим силу. (л.д. 324)
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 сентября 2009 года № 1062 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Приморский район, Планерная ул., участок 1 (северо-восточнее пересечения с Долгоозерной улицей) разрешено проведение изыскательских работ религиозной организации на земельном участке площадью 12 989 кв. м, кадастровый номер 78:34:4134Б:2, расположенном по адресу: Приморский район, Планерная ул. участок 1 (северо-восточнее пересечения с Долгоозерной ул.) в целях определения возможности проектирования и строительства собора (л.д. 329).
Признано утратившим силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2008 № 276 (пункт 3) (л.д. 329).
Анализ указанных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что цели, определенные в постановлении Правительства от 18 марта 2008 года № 276 на момент принятия постановления Правительства от 22 сентября 2009 года № 1062 не достигнуты, что и явилось основанием принятия постановления Правительства № 1062, в котором площадь земельного участка с 17 493 кв. м изменена на 12 989 кв. м, и кадастровый номер изменен. В связи с чем следует вывод о том, что на дату принятия указанного постановления - 22.09.2009 г. земельный участок, предполагаемый для строительства не образован (сформирован).
Согласно Распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 11.08.2010 № 2526 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства по адресу: Приморский район, Планерная улица, участок 1 (северо-восточнее с Долгоозерной улицей) - общей площадью 12 989 кв. м (л.д. 317-319).
Выбор земельного участка выполнен на основании комплекса инвестиционной градостроительной документации, заключений:
Комитета по градостроительству и архитектуре от 08.04.2010 г.;
Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 04.12.2009 г.;
Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 06.07.2010 г.;
Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.06.2009.;
Управления садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству от 19.07.2010 г.;
распоряжению Комитета по архитектуре от 14.12.2009 № 3890 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка";
распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 02.03.2009 № 3890 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка";
распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 02.03.2009 № 51-пр "Об утверждении проекта границ земельного участка" (л.д. 318-320).
Указанные документы рассматривались на совещании вице-губернатора Санкт-Петербурга по вопросу согласования проектов постановлений, подготовленных для рассмотрения на заседании Правительства Санкт-Петербурга 26.08.2010 № 307 (л.д. 89).
Согласно п. 2.4 проект был согласован (л.д. 92).
Таким образом, процесс формирования земельного участка был завершен в 2010 году.
Между тем, 04 февраля 2009 года в Санкт-Петербурге был принят Закон Санкт-Петербурга № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Возможность не учитывать требования которого, при принятии оспариваемого Постановления Правительства от 18.01.2011 № 48, представляется недопустимым.
Порядок подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге утвержден статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 04.02.2009 № 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", согласно пункту 6 которой проекты планировки территорий в Санкт-Петербурге и проекты межевания территорий в Санкт-Петербурге, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, законами Санкт-Петербурга и нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга; Правительство Санкт-Петербурга принимает решение об утверждении документации по планировке территории в Санкт-Петербурге с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" подлежат публикации решения о подготовке проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов документации по планировке территории (статья 4 Закона).
Представителями Правительства Санкт-Петербурга представлены суду документы о проведении публичных слушаний.
Из протокола от 22.12.2008 г. обсуждения проекта (л.д. 126) усматривается, что в состав представленных демонстрационных материалов входят: проект планировки и проект межевания территории; текст информационного сообщения.
Согласно заключения о результатах публичных слушаний от 31 декабря 2008 г. (л.д. 123) усматривается вывод о том, что публичные слушания состоялись. (л.д. 124).
Между тем, согласно Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" подлежат публикации решения о подготовке проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов документации по планировке территории (статья 4 Закона).
Сведения о такой публикации суду не представлены.
Статья 5 указанного Закона предусматривает порядок информирования заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний по документации.
Суду представлены сведения о публикации в издании Строительный еженедельник от 17.11.2008 г № 45 (л.д. 130) о проведении публичных слушаний документации проекта планировки и проекта межевания территории.
Статья 6 указанного Закона предусматривает требования к организации экспозиций документации, а именно, подлежат представлению: документация;
пояснительная записка к документации;
копии согласований документации, полученные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
копия публикации информационного сообщения о проведении публичных слушаний по документации с указанием выходных данных средства массовой информации.
На экспозиции документации также представляются иные информационные и демонстрационные материалы в целях информирования граждан по обсуждаемой документации в случае предоставления таких материалов организатором подготовки (разработки) документации.
Указанные требования Закона нарушены, поскольку в перечне представленных документов (протокола публичных слушаний и заключения о результатах) перечисленные документы отсутствуют.
Более того, представляется, что их наличие вообще не имело место, поскольку Правительство Санкт-Петербурга неоднократно изменяло параметры земельного участка, предполагаемого для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства объекта (собора).
Более того, данный вывод суда основан на представленных документах, имеющих принципиальное значение при обсуждении на публичных слушаниях, а именно: согласований документации - проекта планировки и проекта межевания спорной территории, которые предшествовали принятию оспариваемого Постановления Правительства (л.д 109-118,....), полученные в 2010 году.
Кроме, суд в обосновании своих выводов считает необходимым обратить внимание на то, что согласно заключению по документации по планировке территории от 07.07.2010 г № 1-4-37996\2 (л.д. 108) принято решение о направлении документации по планировке территории "Проект планировки и Проект межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул. в Приморском районе Санкт-Петербурга" для проведения публичных слушаний (л.д. 108 оборот).
Таким образом, суд усматривает явные нарушения прав граждан, предусмотренные ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", согласно которой публичные слушания проводятся в целях учета интересов физических и юридических лиц, при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности. Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении зеленых участков для строительства в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга производится в целях обеспечения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на участие граждан и общественных объединений в решении затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд для строительства.
Представляется, что само по себе мероприятие, проведенное как публичные слушания по спорному вопросу не отвечает требованиям как Градостроительного кодекса РФ, так и перечисленным законам Санкт-Петербурга.
В связи с чем, суд критически относится к представленным суду доказательствам о проведении публичных слушаний обсуждения проектной документации в период с 22 декабря 2008 года по 26 декабря 2008 г.
При этом необходимо отметить, что на неоднократные требования суда представить пакет документов, представленных на публичных слушаниях, и отложения разбирательства дела по данной причине, представители Правительства пояснили, что иные документы, кроме представленных отсутствуют.
Далее, в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
без предварительного согласования мест размещения объектов;
с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Заявители, оспаривая законность постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2011 № 48 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе", ссылаются на нарушение части 3 статьи 9, частей 5, 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, частей 3, 4, и 9 статьи 85 Земельного Кодекса РФ, п.п. 8 п. 1 Приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга", части 3 статьи 33 Приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Доводы заявителей представляются обоснованными.
Как установлено в ходе судебного разбирательства спорный земельный участок - зона планируемого размещения объекта капитального строительства, расположена в функциональной зоне Р 2 Генерального плана Санкт-Петербурга, т.е. рекреационной зоне зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения (лист 18 Приложения 2 "Карта границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга" к Закону Санкт-Петербурга "О Генеральном плане".
Рекреационные зоны предназначены для размещения объектов отдыха, туризма, санаторно-курортного лечения, занятий физической культурой и спортом в соответствии с типами объектов, указанными в наименованиях зон.
В рекреационных зонах допускается размещение зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (санитарно-защитного озеленения). В рекреационных зонах допускается размещение инженерной и транспортной инфраструктур, а также объектов общественно-делового назначения, связанных с обслуживанием данной зоны.
Согласно требованиям статьи 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно п. 5 данной статьи на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Земельный участок расположен в установленной в соответствии с Генеральным планом, Законом "О Правилах землепользования и застройки" (далее ПЗЗ) территориальной зоне ТР 2, а именно зоне рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования, с включением объектов инженерной инфраструктуры (лист 73 Приложения 2 к Закону о ПЗЗ.
Градостроительный регламент территориальной зоны ТР 2 установлен статьей 49 Приложения 3 к Закону о ПЗЗ.
Частью 2 данной статьи установлена цель выделения территориальной зоны ТР 2 - сохранение и обустройство открытых озелененных пространств, при их активном использовании.
Согласно части 5 статьи 49 Приложения 3 к Закону о ПЗЗ для территориальной зоны ТР 2 установлены основные виды разрешенного использования и условно разрешенные виды использования. Вид использования "для размещения садов, скверов, бульваров" код 12710 относится к основным видам использования.
Вид использования "для размещения религиозных объектов" код 11200 относится к условно разрешенным видам использования.
Частью 8 указанной статьи устанавливается предельный размер площади земельного участка, выделяемого для условно разрешенных видов использования на территории ТР 2 в пределах элемента планировочной структуры.
Площадь земельного участка № 1 в проекте межевания, с условно разрешенным видом использования "Для размещения религиозных объектов" код 11200, с кадастровым номером 78:34:4134Б:3, составляет 1,29 га (12 989 м. кв), или 31,23% от площади территориальной зоны ТР2.
Сам участок находится полностью в границах зоны ТР 2. Площадь земельного участка, планируемого под застройку, превышает в 65 раз максимально допустимую, установленную в соответствии с ч. 8 ст. 49 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Таким образом, как уже отмечалось судом, при принятии оспариваемого постановления Правительства необоснованно не приняты во внимание требования Закона Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Доводы представителей Правительства Санкт-Петербурга о том, что подготовительный процесс формирования земельного участка был начат до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки" (ПЗЗ) и земельный участок был сформирован, а поэтому на принятие оспариваемого постановления Правительства Закон о ПЗЗ не распространяется, суд полагает ошибочными, так как в ходе судебного разбирательства было установлено что все этапы формирования земельного участка, предоставляемого местной религиозной организации под строительство не были завершены и процедура формирования продолжалась вплоть до 2010 года. В связи с чем требования Закона Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки" подлежали применению при принятии постановления Правительства от 18.01.2011 № 48.
Суд полагает объективно доказанным нарушение Закона Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", согласно которого рекреационные зоны предназначены для размещения объектов отдыха, туризма, санаторно-курортного лечения, занятий физической культурой и спортом в соответствии с типами объектов, указанными в наименованиях зон. В рекреационных зонах допускается размещение зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (санитарно-защищенного озеленения). В рекреационных зонах допускается размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также объектов общественно-делового назначения, связанных с обслуживанием данной зоны.
Представители Правительства в обоснование своей правовой позиции ссылались на то, что размещение религиозного объекта (собора) они относят к объектам общественного назначения, в связи с чем не усматривают нарушения Генерального плана Санкт-Петербурга.
С подобным вольным суждением Закона представителей органа исполнительной государственной власти суд не может согласиться.
Представляется, что религиозный объект (собор) никоим образом не предполагает быть объектом общественно-делового назначения, связанного с обслуживанием данной зоны.
Статьей 2 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности основывается, в том числе, на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических и социальных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, ответственности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Этим же принципам должны соответствовать и изданные в соответствии с ними нормативные правовые акты.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15 июля 2010 г. № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В связи с чем, представляются объективными доводы заявителей о нарушении их прав и свобод на благоприятные условия.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на спорной территории уже расположен и действует деревянный храм (часовня Св. Николая Чудотворца), а также на земельном участке в Приморском районе, Долгоозерная улица., участок 1 (Юго-Западнее дома № 40, литера А, по пр. Королева возводится православный культурный центр с Храмом, по инициативе православной местной религиозной организации "Приход храма Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных".
Суд, полагает, что важная составляющая справедливого судебного разбирательства, как соблюдение органом государственной власти, осуществляющим правовое регулирование в рассматриваемой сфере общественных отношений, баланса публичных и частных интересов, состоит в соблюдении действующего законодательства, не допустимости его вольного применения и ошибочного толкования и учета интересов не только отдельной категории религиозных организаций, но и жителей микрорайона затрагиваемой территории. Только в этом случае возможен баланс публичных и частных интересов.
На основании изложенного, суд полагает, что совокупность выявленных нарушений действующего законодательства позволяет сделать однозначный вывод о незаконности оспариваемого Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2011 № 48 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе".
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, порождая правовые последствия и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию судом недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление А.В., К.К., К.Н., Г.О. об оспаривании законности Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2011 № 48 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе", удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2011 № 48 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Авиаконструкторов, Долгоозерной ул., Планерной ул., в Приморском районе".
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------