Решение Ленинградского областного суда от 13.05.2014 по делу N 3-21/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев 4 и 6 части 4 статьи 2 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 173-оз "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области">



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу № 3-21/2014

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Б.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.И. о признании недействующим со дня принятия абзацев 4 и 6 части 4 статьи 2 областного закона Ленинградской области "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области",

установил:

28 ноября 2007 года принят законодательным собранием Ленинградской области и 11 декабря 2007 года подписан губернатором Ленинградской области областной закон Ленинградской области № 173-оз "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области". Областным законом Ленинградской области от 14.11.2011 № 90-оз внесены изменения в названный выше областной закон. Приведенные областные законы Ленинградской области опубликованы в официальных изданиях Ленинградской области (газета "Вести" № 248, 21.12.2007, "Вестник Правительства Ленинградской области" № 80, 25.12.2007, газета "Вести" 03.12.2011), вступили в силу и являются действующими.
Как следует из преамбулы и статьи 1 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 173-оз (в редакции закона Ленинградской области от 14.11.2011), настоящий областной закон принят в соответствии с частью 5 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области, которые приведены в статье 2 названного областного закона.
Абзацами 4 и 6 части статьи 2 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 173-оз предусмотрено, что при содержании и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания использование лесов осуществляется с учетом следующих требований:
огражденные территории должны быть обустроены подкормочными площадками, кормушками, наблюдательными вышками, а также предупреждающими аншлагами (абзац 4);
в огражденной территории должны проводиться профилактические мероприятия против возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний среди содержащихся животных (абзац 6).
А.И. обратилась в Ленинградский областной суд с заявлением, в котором просила признать недействующей со дня принятия часть 4 статьи 2 областного закона Ленинградской области "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области", полагая, что оспариваемая норма в части установления возможности ограждения лесных участков противоречит статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд. Согласно позиции заявителя Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности огораживания лесных участков, предоставленных для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Положения оспариваемой нормы нарушают ее право на свободное и беспрепятственное пребывание в лесах для собственных нужд (ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ).
В судебном заседании представитель заявителя Б.Е. уточнил, что заявителем оспариваются абзацы 4 и 6 части 4 статьи 2 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 173-оз "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области" по доводам, приведенным в заявлении. Также, представитель отметил, что любые законы и принимаемые решения не могут противоречить ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Действующим законодательством не предусмотрена возможность организовывать вольерные комплексы. Понятие "питомник" и "вольерный комплекс" не идентичны по содержанию. Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга А.И. отказано в удовлетворении требований со ссылкой на оспариваемую норму областного закона. Установленная на объекте изгородь относится к объектам лесной (а не охотничьей) инфраструктуры. Те документы, которые предоставлены в настоящее судебное заседание, отсутствуют в надзорном производстве природоохранной прокуратуры и составлены после вынесения решения Невским районным судом Санкт-Петербурга. Довод о невозможности разведения животных в полувольных условиях без вольера является необоснованным. Допустимо разведение животных в полувольных условиях с ограждением, например, на землях сельхозназначения. В любом случае какими-либо актами или толкованием актов (в том числе и Приказом Минприроды РФ от 28.06.2012) не могут быть преодолены запреты, установленные ст. 11 Лесного кодекса РФ.
В судебном заседании А.И. заявления поддерживает, просит его удовлетворить по доводам, приведенным ее представителем.
В письменном возражении представитель законодательного собрания Ленинградской области М.М. просит в удовлетворении заявления А.И. отказать, полагает, что требования заявителя должны быть уточнены. Отмечает, что в силу ч. 5 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации правила пользования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Считает, что оспариваемые заявителем нормы не противоречат ч. 3 ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации, положениям Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядку, утвержденному приказом Минприроды Российской Федерации от 24.12.2010. Позиция заинтересованного лица соотносится также с письмом Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15.01.2014, поступившее в ответ на обращение законодательного собрания Ленинградской области.
В судебном заседании представитель законодательного собрания Ленинградской области М.М. просит в удовлетворении заявления отказать по доводам, изложенным в возражении. Отмечает, что согласно Порядку, утвержденному приказом Минприроды РФ от 24.10.2010 № 561, отсутствие плана вольера является основанием для отказа в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов. Невский районный суд пришел к обоснованному выводу о невозможности содержания и разведения охотничьих ресурсов без ограждения. Возможность ограждений на землях сельхозназначения не означает невозможность создания вольерных комплексов на лесных участках. Возможность огораживания лесных участков для разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях следует из комплексного анализа федерального законодательства. Действующее законодательство не регулирует порядок доступа на территорию вольерных комплексов. Заявителем не доказано нарушение своих прав.
В письменном возражении представитель губернатора Ленинградской области Р.А. просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Проанализировав положения ст.ст. 11, 36 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 53 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", полагает, что областной закон от 11.12.2007 № 173-оз принят в рамках действующего законодательства, а часть 4 статьи 2 названного областного закона не устанавливает запрета, ограничений на пребывание граждан в лесах в допустимых федеральным законодательством целях.
В судебном заседании представитель губернатора Ленинградской области А.Р. просит в удовлетворении требований заявителя отказать по доводам, изложенным в возражении, выразив согласие с позицией, занятой по делу представителем законодательного собрания Ленинградской области. Обращает внимание на то, что ст. 53 Федерального Закона "Об охоте..." содержит не закрытый перечень объектов охотничьей инфраструктуры. Полагает, что оспариваемая норма не противоречит действующему федеральному законодательству (ст.ст. 11, 36 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 53 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, Приказу Минприроды РФ от 24.12.2010 № 561) и не нарушает права заявителя. Считает, что оспариваемая норма не содержит требование об огораживании территории, а устанавливает требования к содержанию и разведению охотничьих ресурсов.
В заключении участвующий в деле прокурор Гаврилова Е.В. полагает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать. Проанализировав положения Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, Приказа Минприроды РФ от 24.12.2010 № 561, Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире", считает, что ограждение территории является единственно возможным способом для содержания животных в полувольных условиях, что не противоречит приведенному федеральному законодательству. Отмечает, что по делу заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ее прав. Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга в удовлетворении ее требований отказано. Также, из представленных представителем губернатора Ленинградской области документов видно, что доступ на конкретные лесные участки обеспечен.
Изучив материалы дела, заслушав А.И. и ее представителя Б.Е., представителя законодательного собрания Ленинградской области М.М., представителя губернатора Ленинградской области Р.А., а также заключение участвующего в деле прокурора Гавриловой Е.В., исследовав и оценив представленные доказательства согласно статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно пунктам "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного пользования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов (ч. 1); граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами (ч. 2); гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ч. 3); пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (ч. 4); пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ (ч. 5); запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается (ч. 6); пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (ч. 7); лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 8).
В силу статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. Использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса.
Частью 6 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
В статье 34 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" отражено, что охота относится к одному из видов пользования животным миром.
Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемым настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации (ст. 36 Федерального закона).
Согласно ст. 41 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.
В ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оговорено, что правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 53 Федерального закона от 24.07.2009 3209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные станции, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В ч. 2 ст. 49 названного Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ определено, что содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.
В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, которым оно выдано, виды и цели деятельности, относящейся к содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, условия содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания, порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания.
В соответствии со ст. 32, ч. 11 ст. 49 названного Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ порядок подачи заявления о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, перечень документов, представляемых одновременно с ним, порядок принятия решений о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче, порядок аннулирования такого разрешения, ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, форма такого разрешения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании статей 32 и 49 названного Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.12.2010 № 561 утвержден Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или аннулирования.
В соответствии с п.п. 8 и 9 указанного Порядка для получения разрешения заявитель подает в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее - уполномоченные органы) заявление соответствующего содержания и прилагает к нему следующие документы: копию охотхозяйственного соглашения (п. 9.1); план вольера (место расположения, границы и площадь вольерного комплекса) (п. 9.2); проект содержания (разведения) охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, включающей расчет максимальной численности особей охотничьих ресурсов, допустимой к содержанию в вольере, рационы кормления животных и перечень противоэпизоотических мероприятий.
Из п. 11.4 указанного Порядка следует, что невыполнение требования о предоставлении плана вольера является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения.
Аналогичная по содержанию норма, обязывающая предоставлять одновременно с заявлением, в том числе и план вольера, содержится в п.п. 2 п. 21 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (утвержденного Приказом Минприроды России от 28.06.2012 № 176).
21 июня 2013 года губернатором Ленинградской области подписан областной закон Ленинградской области № 35-оз "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Ленинградской области".
В п. 2 ст. 3 областного закона Ленинградской области от 21.06.2013 № 35-оз определено, что к полувольным условиям содержания относится комплекс охотхозяйственных мероприятий по концентрации находящихся в пользовании охотпользователя охотничьих ресурсов на определенной территории путем улучшения кормовых, защитных, гнездовых и других условий среды обитания животного мира.
Искусственно созданная среда обитания - это комплекс созданных охотпользователем элементов среды обитания находящихся в его пользовании охотничьих ресурсов в целях искусственного обеспечения кормовых, защитных, гнездовых и других условий среды обитания животного мира (п. 3 ст. 3 областного закона Ленинградской области от 21.06.2013 № 35-оз).
Из представленного в суд надзорного производства № 103ж-2012 по жалобе А.И., материалы которого обозревались в ходе судебного разбирательства следует, что 14 ноября 2012 года А.И. (как координатор движения "Открытый берег") обратилась в Ленинградскую межрайонную природоохранную прокуратуру с жалобой на ограждение забором значительного участка земель гослесфонда на территории Антикайненского участкового лесничества Приозерского лесничества, сославшись на нарушение ст. 11 Лесного кодекса РФ и отсутствие доступа на огороженную территорию.
10.12.2012 и.о. Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора было сообщено А.И. об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования в связи с тем, что указанный лесной участок передан в аренду для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты ООО "Вега". Также на данном лесном участке ОО "Приозерское общество охотников и рыболовов" осуществляет деятельность на основании заключенного охотхозяйственного соглашения. Возведение же силами названных организаций вольера на территории государственного лесного фонда является единственно возможным способом содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях, что предусмотрено соответствующим разрешением, выданным уполномоченным органом государственной власти Ленинградской области и допускается действующим законодательством.
В ответе председателя комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области от 04.02.2013 А.И. разъяснено, что огораживание лесного участка в лесных кварталах 75, 76, 89, 88, 100, 101, 102, 104 Антикайненского участкового лесничества Приозерского лесничества произведено на законных основаниях в соответствии с проектами освоения лесов.
Решением Невского районного суда от 28 мая 2013 года по гражданскому делу 32-2082/2013 А.И. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия прокурора природоохранной прокуратуры, выразившегося в отказе в принятии мер прокурорского реагирования в связи ограждением значительного участка гослесфонда на территории Антикайненского участкового Приозерского лесничества.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2013 года решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 28.05.2013 по делу № 2-2082/13 оставлено без изменения, апелляционная жалоба А.И. без удовлетворения. В частности, судебная коллегия по гражданским делам в апелляционном определении отразила, что довод заявителя о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность огораживания леса (при разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания) основан на ошибочном толковании норм Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании результатов заседания постоянной комиссии по экологии и природопользованию от 15.10.2013 № 13, 15 ноября 2013 года законодательное собрание Ленинградской области приняло постановление № 1254, которым утвердило обращение депутатов законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Н. по вопросу о необходимости разъяснения отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором просило дать разъяснение по следующим вопросам:
1. Вправе ли охотпользователи, осуществляющие деятельность по содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях, устанавливать ограничения на пребывание граждан в лесах в соответствии с частью 5 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (в целях обеспечения безопасности граждан при проведении работ); каким способом и на какой срок могут быть установлены данные ограничения, учитывая то, что охотхозяйственные соглашения могут заключаться на срок до 45 лет?
2. Допустимо ли возведение ограждений на лесных участках, предоставленных в целях осуществления деятельности по содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях, в процессе создания охотпользователями объектов охотничьей инфраструктуры, учитывая то, что в Лесном кодексе Российской Федерации не содержится прямых норм, которые разрешили бы их возведение в указанных случаях?
3. Требуется ли внесение изменений в федеральное законодательство в целях урегулирования данного вопроса?
В сообщении председателя Комитета по природным ресурсам, природопользования и экологии К.В. председателю законодательного собрания Ленинградской области С.Б. от 15.01.2014 № 3.12-23/13/54224 разъяснено, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 № 17-П Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и комитеты в ее составе не наделены полномочиями о толковании либо официальном разъяснении законодательства Российской Федерации. В сообщении на основе анализа действующих федеральных законов и подзаконных актов федеральных органов, высказана позиция о том, что вопросы, указанные в обращении депутатов законодательного собрания Ленинградской области, законодательно урегулированы.
В обращении генерального директора ООО "Вега" в адрес комитета государственного контроля природопользования (без даты) и экологической безопасности и сообщении президента общественной организации "Приозерское районное общество охотников и рыболовов" от 12.05.2014, представленных в судебное заседание отражено, что проход по территории вольера обеспечивается через шесть ворот.
В сообщении председателя комитета по природным ресурсам Ленинградской области председателю комитета правового обеспечения и контроля Ленинградской области от 12.05.2014, представленном в суд указано, что в соответствии с проектами освоения лесов, в кварталах 75, 76, 88, 89, 100-102, 104 Антикайненского участкового лесничества, предусмотрена установка на металлические столбы металлической сетки общей протяженностью 6,6 м. В местах пересечения с лесными дорогами установлены ворота. Данные работы произведены общественной организацией "Приозерское районное общество охотников и рыболовов" для полувольного содержания диких животных в соответствии с областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 № 173-оз "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области" и полученного разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания № 000001 от 27.07.2012, выданного комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области.
Анализ приведенных федеральных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что правоотношения в области охоты регулируются федеральными законами, а именно: Лесным кодексом Российской Федерации (в частности, ст.ст. 11, 36), "О животном мире" от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ст.ст. 26, 34, 36, 41), "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24.07.2009 № 209-ФЗ, иными нормативными правовыми актами федеральных органов власти, к котором относится, в частности, Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (утвержден Приказом Минприроды от 24.12.2010 № 561), а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в их системной взаимосвязи.
В действующем федеральном законодательстве отсутствуют определения таких понятий, как "полувольная среда" и "искусственно созданная среда обитания", "содержание и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания".
Как уже отмечено выше, определения данных понятий, как комплекса принимаемых мер и создаваемых элементов среды обитания, содержатся в п.п. 2, 3 ст. 3 областного закона Ленинградской области от 21.06.2013 № 35-оз "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Ленинградской области".
Однако, ни в федеральном ни в областном законодательстве не определено, какие конкретно условия относятся к "полувольным условиям" содержания охотничьих ресурсов и какие конкретно элементы среды обитания должны присутствовать для создания "искусственной среды обитания" для содержания и разведения охотничьих ресурсов, за исключением тех положений, которые имеются в ст. 49 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Приказе Минприроды РФ от 24.12.2010 № 561 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования", Приказе Минприроды России от 28.06.2012 № 176, из совокупного толкования которых следует, что одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является отсутствие плана вольера (с указанием места расположения, границ и площади вольерного комплекса).
Таким образом системный анализ приведенных федеральных нормативных актов, регулирующих правоотношения в области охоты, в их взаимосвязи свидетельствует о том, что содержание охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляется только в вольерах на основании выданного уполномоченным государственным органом разрешения.
В действующем федеральном законодательстве отсутствует определение понятия "вольер", но в п. 9.2 Порядка выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, отражено, что представляемый план вольера должен содержать указание места расположения, границ и площади вольерного комплекса.
По своему смыслу и содержанию понятие "вольер" подразумевает площадку для содержания животных, огражденную металлической сеткой (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Москва 2007 год, Российская академия наук Институт русского языка им. В.В.Виноградова).
Кроме этого, часть 4 статьи 2 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 173-оз лишь содержит перечисление требований, обязательных к исполнению при содержании и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в границах огражденных территорий.
В частности, оспариваемыми нормами предусмотрено, что огражденные территории должны быть обустроены подкормочными площадками, кормушками, наблюдательными вышками, а также предупреждающими аншлагами (абзац 4 части 4 статьи 2 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 173-оз); в огражденной территории должны проводиться профилактические мероприятия против возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний среди содержащихся животных (абзац 6 части 4 статьи 2 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 173-оз).
С учетом изложенных в совокупности федеральных и областных норм в их взаимосвязи, суд считает, что указание в абзацах 4 и 6 части 4 статьи 2 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 173-оз "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области" слова "огражденный" (в соответствующем падеже) не нарушает приведенных выше федеральных норм и вследствие этого не нарушает прав заявителя.
Представленные в суд копии ответов и.о. Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, председателя комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, копия решения Невского районного суда Санкт-Петербурга от 28.05.2013 по гражданскому делу № 2-2082/2013 (вступившего в законную силу), иные представленные документы, также не подтверждают доводы А.И. о нарушении ее прав оспариваемыми областными нормами.
Ссылка заявителя на нарушение положения ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемых норм судом не может быть признана обоснованной, так как заявителем не учтено, что правоотношения в области охоты урегулированы целым комплексом федеральных нормативных актов, а именно: перечисленными выше федеральными законами (равными по юридической силе), в том числе и специальным Федеральным законом - Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ, а также нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти - Минприроды России, которые в данном случае подлежат применению в совокупности.
В остальной части доводы заявителя и ее представителя основаны на неверном толковании положений федерального и областного законодательства в области охоты и ведения охотничьего хозяйства.
При рассмотрении настоящего дела суд учитывает также постановление законодательного собрания Ленинградской области от 15 ноября 2013 года № 1254 и позицию Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, изложенную в письме от 15.01.2014 и считает, что имеющиеся вопросы в сфере применения приведенного выше федерального и областного законодательства не являются правовыми основаниями для признания недействующими оспариваемых областных норм.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении заявления А.И. о признании недействующим со дня принятия абзацев 4 и 6 части 4 статьи 2 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 173-оз "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области" следующего содержания:
"огражденные территории должны быть обустроены подкормочными площадками, кормушками, наблюдательными вышками, а также предупреждающими аншлагами";
"в огражденной территории должны проводиться профилактические мероприятия против возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний среди содержащихся животных", отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Е.Е.Морозкова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 мая 2014 года


------------------------------------------------------------------