По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2014 по делу N А56-80312/2013 <О признании недействующим распоряжения комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.09.2013 N 161-р "О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2011 года N 124-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" на территории Ленинградской области на 2012 год" в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. по делу № А56-80312/2013
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 16 июля 2014 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Королевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Открытое акционерное общество Энергетики и электрификации "Ленэнерго" заинтересованное лицо Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
третье лицо 1) Муниципальное предприятие "Всеволожское предприятие электрических сетей"
2) ООО "РКС-энерго"
о признании недействительным распоряжения
при участии
от заявителя - предст.: Ц.Д. (доверенность от 19.12.2013 № 823-13), Г.П. (доверенность от 10.02.2014 № 115-14)
от заинтересованного лица - предст. Б.М. (доверенность от 04.02.2014 № 4)
от третьих лиц - 1) предст. Б.К. (доверенность от 18.04.2014)
2) предст. С.Д. (доверенность от 18.07.2013 № 181/2013)
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет) № 161-р от 27.09.2013 г. "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.12.2011 г. № 124-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" на территории Ленинградской области на 2012 год".
По утверждению Общества оспариваемое распоряжение противоречит ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. "Об электроэнергетике" и п. 1 ст. 7 Областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области", а также Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 и нарушает его права: в середине расчетного периода регулирования без условия о вступлении в силу в следующем периоде регулирования, с нарушением процедурного рассмотрения дел об установлении тарифов, без заявления Общества и без обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электроэнергии для всех потребителей услуг на территории субъекта РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечены Муниципальное предприятие "Всеволожское предприятие электрических сетей" (далее - МП "ВПЭС").
В судебном заседании Общество уточнило требования и просило признать недействительным распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 161-р от 27.09.2013 г. в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей".
Уточненные требования приняты судом.
ООО "РКС-энерго" заявило ходатайство о привлечении его в качестве третьего лица по делу без самостоятельных требований.
С учетом мнения всех участников процесса ходатайство удовлетворено.
В суд и сторонам представлены письменные пояснения ООО "РКС-энерго".
Третье лицо по делу МП "ВПЭС" заявило ходатайство об отложении дела в связи с привлечением к участию в деле ООО "РКС-энерго".
Ходатайство судом об отложении дела отклонено в связи с истечением процессуального срока рассмотрения дела в арбитражном суде.
Заявлений третьего лица МП "ВПЭС" о предоставлении временного перерыва для ознакомления с позицией Общества не поступало.
В судебном заседании представитель Общества поддержал требования, Комитет и МП "ВПЭС" возражали против удовлетворения заявления, полагали, что Распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 161-р от 27.09.2013 г. является законным и принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выслушав доводы всех участников процесса, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Распоряжением Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.12.2011 № 124-р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии и об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые муниципальным предприятием "Всеволожское предприятие электрических сетей" открытому акционерному обществу "Ленэнерго" на территории Ленинградской области, на 2012-2014 годы" установлен индивидуальный тариф для расчетов за услуги по передаче электрической энергии между ОАО "Ленэнерго" и муниципальным предприятием "Всеволожское предприятие электрических сетей".
07.08.2014 "МП ВПЭС" обратилось в ЛенРТК с заявлениями об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) для расчетов с Обществом по договору, где МП "ВПЭС" является заказчиком услуги, а Общество исполнителем.
Письмом от 12.09.2013 № 2-5-1120/13-0-0 ЛенРТК уведомило ОАО "Ленэнерго" о заседании правления ЛенРТК на 27.09.2013 по вопросу установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между МП "ВПЭС" и ОАО "Ленэнерго".
27.09.2013, по результатам заседания Правления ЛенРТК принято Распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 161-р от 27.09.2013 г. "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2011 года № 124-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" на территории Ленинградской области на 2012 год" (далее - Распоряжение № 161-р) в Распоряжение № 124-р внесены изменения, а именно на 2013 установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей".
В соответствии с п. 1 ст. 7 Областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" в пределах своей компетенции отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области вправе принимать нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов органов исполнительной власти Ленинградской области, а также правовые акты Ленинградской области, имеющие ненормативный характер, в форме распоряжений органов исполнительной власти Ленинградской области.
С учетом приведенного положения закона и исходя из содержания оспариваемого распоряжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.09.2013 г. № 161-р, которым установлены обязательные для исполнения нормы для указанных в распоряжении лиц, названное распоряжение по своему характеру является ненормативным правовым актом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться, в том числе, принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов). Также ОАО "Ленэнерго" полагает, что Распоряжение № 161-р противоречит Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования).
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться, в том числе, принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).
В пункте 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), установлено, что периодом регулирования является период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы). Под сроком действия цен (тарифов) понимается период времени между изменениями цен (тарифов) регулирующими органами по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
При этом в пункте 4 Основ ценообразования определено, что установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
В нарушение вышеуказанных норм Распоряжение № 161-р принято в середине расчетного периода регулирования без условия о вступлении в силу в следующем периоде регулирования.
Пунктом 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила государственного регулирования), установлено, что решение об установлении цен (тарифов) и(или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Распространение установленного Распоряжением № 161-р индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей" на период, предшествующий дате издания Распоряжения № 161-р - с 01.01.2013 г. противоречит вышеназванному пункту Правил государственного регулирования и является незаконным.
Расчет тарифов производился Комитетом на основании анализа обосновывающих и расчетных материалов МП ВПЭС, определяющих уровень тарифов (платы) на услуги по передаче электрической энергии по сетям МП ВПЭС на 2013 год, в том числе, на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности МП "ВПЭС" за 2011-2012 гг., а также с учетом договора оказания услуг по передаче электроэнергии, заключенного между МП ВПЭС и ООО "РКС-энерго", согласно которому с 01.05.2013 оплата услуг по передаче электрической энергии производится ООО "РКС-энерго", а также с учетом Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.
01.01.2007 г. между ООО "РКС-энерго" и Обществом был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 07-490, в том числе, в интересах потребителей ООО "РКС-энерго", чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетями МП "ВПЭС".
Письмом № 379 от 22.03.2013 ООО "РКС-энерго" с 01.05.2013 отказалось от Договора с Обществом в части оказания услуг потребителям, чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетями МП "ВПЭС".
19.03.2013 г. между ООО "РКС-энерго" и МП "ВПЭС" был заключен договор № 08-13 оказания услуг по передаче с 01.05.2013 электрической энергии потребителям ООО "РКС-энерго", чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетями МП "ВПЭС". Указанный договор был представлен в качестве основания для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
23.10.2013 г. вступило в законную силу Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2013 по делу № А56-24524/2013 (далее - Решение суда), по которому, признана недействительной ничтожная односторонняя сделка ООО "РКС-энерго" по частичному отказу с 01.05.2013 от заключенного между ООО "РКС-энерго" и Обществом договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 № 07-490 в части оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям ООО "РКС-энерго", чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетями МП "ВПЭС", совершенная путем направления письма № 379 от 22.03.2013.
Согласно пункта 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения, составной частью которого является оказание услуг по передаче электроэнергии.
В соответствии с абзацем 5 пункта 28 Основных положений № 442 гарантирующий поставщик для надлежащего исполнения договора энергоснабжения обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.
С учетом того, что договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 № 07-490, заключенный между Обществом и ООО "РКС-энерго", в отношении потребителей ООО "РКС-энерго", чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетями МП "ВПЭС" является действующим, а в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения, составной частью которого является оказание услуг по передаче электроэнергии, суд приходит к выводу о том, что договор № 08-13 от 19.03.2013 г. является ничтожным на основании ст. 168 Гражданского кодекса РФ с момента его заключения.
Приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и(или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и(или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Приложением № 12 к форме принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установлена форма тарифного решения для индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. МП "ВПЭС" является по отношению к Обществу смежной сетевой организацией. Пунктом 2 примечания к данной форме предусмотрено, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
В силу того, что договор № 08-13 от 19.03.2013 г., заключенный между ООО "РКС-энерго" и МП "ВПЭС", является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ, а договор оказания услуг по передаче электрической энергии между МП "ВПЭС" и Обществом в соответствии с которым МП "ВПЭС" выступало заказчиком услуги по передаче электрической энергии, а Общество выступало исполнителем услуги, отсутствует, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет) № 161-р от 27.09.2013 г. в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей" не соответствует нормам пункта 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, пункта 2 приложения 12 к форме принятия решения органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. № 313-э.
С учетом изложенного, поскольку Комитет допустил вышеуказанные нарушения, требования ОАО "Ленэнерго" подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным Распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 161-р от 27.09.2013 г. "О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2011 года № 124-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" на территории Ленинградской области на 2012 год" в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей".
Взыскать с Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья
Королева Т.В.
------------------------------------------------------------------