Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2014 по делу N А56-49651/2014 <О признании недействующим распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.05.2014 N 69-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "РосЭнергоСеть" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. по делу № А56-49651/2014

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2014 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Анисимовой О.В., Боровлева Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - открытое акционерное общество "Петербургская сбытовая компания"
заинтересованные лица -
1. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга,
2. общество с ограниченной ответственностью "РосЭнергоСеть"
третье лицо - Федеральная служба по тарифам
о признании недействующим распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.05.2014 № 69-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "РосЭнергоСеть" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год"
при участии
от заявителя - С. (доверенность от 30.12.2013), М. (доверенность от 18.08.2014);
от заинтересованных лиц -
1. В. (доверенность от 14.04.2014),
2. не явился (извещен);
от третьего лица - К. (доверенность от 15.04.2014);

установил:

Открытое акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" (ОГРН 1057812496818, ИНН 7841322249, адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11; далее - ОАО "Петербургская сбытовая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 30.05.2014 № 69-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "РосЭнергоСеть" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" недействующим, как несоответствующего пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, пункту 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила государственного регулирования цен).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России).
В судебном заседании представители ОАО "Петербургская сбытовая компания" заявленные требования поддержали. Представитель ФСТ России поддержал позицию заявителя.
Представитель Комитета против удовлетворения требований заявителя возражал.
Общество с ограниченной ответственностью "РосЭнергоСеть" (далее - ООО "РосЭнергоСеть") о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено, однако представителя в судебное заседание не направило, что согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, 30.05.2014 Комитетом принято распоряжение № 69-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "РосЭнергоСеть" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год".
Считая данное распоряжение несоответствующим требованиям действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев требования заявителя, изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующего.
Распоряжением Комитета от 30.05.2014 № 69-р установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "РосЭнергоСеть" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год. В распоряжении указано, что установленные в нем тарифы применяются исключительно для взаиморасчетов между ООО "РосЭнергоСеть" и ОАО "Петербургская сбытовая компания".
Распоряжение опубликовано в издании "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга", № 6, 30.06.2014.
Исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2013 № 6256/13, акты, принимаемые регулирующими органами в соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, пунктов 14, 49 - 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, по форме, предусмотренной приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э, представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии. С учетом изложенного акты регулирующих органов об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Поскольку в совокупности этими документами, рассчитанными на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, названные документы обладают признаками нормативных правовых актов.
Согласно пункту 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления по настоящему делу в арбитражный суд) дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными главой 23 Кодекса.
Поскольку право ОАО "Петербургская сбытовая компания" на судебное обжалование распоряжения Комитета от 30.05.2014 № 69-р реализовано заявителем и заявление подано в арбитражный суд в период действия части 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в приведенной выше редакции, заявление в полной мере соответствовало требованиям статей 193, 125 и 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принято к производству арбитражного суда, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело по существу.
Как указано в пункте 1 статьи 23 Закона № 35-ФЗ, государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В пункте 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке:
- цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной службой по тарифам предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления);
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая:
- единые (котловые) тарифы;
- тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями;
Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Таким образом, в пункте 63 Основ ценообразования не предусмотрено установление индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между гарантирующим поставщиком, к которым относится заявитель, и территориальной сетевой организацией, которой является ООО "РосЭнергоСеть".
В подпункте 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в числе индивидуальных тарифов на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), включена только индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
В пункте 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), также предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Методика расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанных на применение при расчетах между гарантирующим поставщиком и территориальной сетевой организацией, в Методических указаниях отсутствует.
Исходя из изложенного, суд полагает возможным согласиться с доводами заявителя о несоответствии распоряжения Комитета от 30.05.2014 № 69-р требованиям пункта 63 Основ ценообразования и пункта 49 Методических рекомендаций. Положения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, далее - Правила недискриминационного доступа), на которые ссылается Комитет в обоснование своих возражений, не наделяют заинтересованное лицо правом устанавливать индивидуальные тарифы, не предусмотренные нормами Основ ценообразования.
Согласно подпункту 13 пункта 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила государственного регулирования цен), к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.
В данном случае ООО "РосЭнергоСеть", обратившись в Комитет, с заявлением об установлении тарифов, представило документы, подтверждающие право аренды на электросетевое оборудование, посредством которого указанная организация предполагала осуществлять оказание услуг по передаче электроэнергии, а также договор на оказание услуг по передаче электрической энергии со смежной сетевой организацией (ОАО "ФСК ЕЭС"), поскольку общая граница балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства у ООО "РосЭнергоСеть" с заявителем отсутствует.
Оценивая правомерность использования Комитетом при установлении спорного тарифа данных договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ООО "РосЭнергоСеть" и ОАО "ФСК ЕЭС", суд учитывает следующее.
Порядок расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии изложен в пункте 52 Методических указаний.
Согласно положениям пункта 52 Методических указаний базой для расчета ставки индивидуального тарифа на содержание электрических сетей является величина заявленной мощности.
Базой для расчета ставки индивидуального тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии.
В соответствии с пунктом 27 Правил государственного регулирования цен решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам. В примечании 2 к форме решения об установлении тарифа (приложение № 12 к Регламенту установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденному приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э) также указано, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
С учетом изложенного, а также положений пункта 13 Правил недискриминационного доступа, суд считает обоснованными доводы заявителя и ФСТ России о том, что источником информации, документально подтверждающим объем передаваемой электроэнергии, является договор на оказание услуг по передаче электрической энергии. Такой договор между ООО "РосЭнергоСеть" и ОАО "Петербургская сбытовая компания" отсутствует. Использование Комитетом в рассматриваемом случае для расчета индивидуального тарифа соответствующих сведений из договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ООО "РосЭнергоСеть" и ОАО "ФСК ЕЭС", не основано на требованиях Методических указаний и Правил недискриминационного доступа.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое распоряжение принято с нарушением статьи 23 Закона № 35-ФЗ, пункта 63 Основ ценообразования, пункта 49 Методических указаний и пункта 27 Правил государственного регулирования цен.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.05.2014 № 69-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "РосЭнергоСеть" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" несоответствующим статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункту 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.
Взыскать с Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в пользу открытого акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий
Александрова Е.Н.

Судьи
Анисимова О.В.
Боровлев Д.Ю.


------------------------------------------------------------------