Решение Санкт-Петербургского городского суда от 15.09.2014 по делу N 3-201/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. по делу № 3-201/14

Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Рыбаловой О.А.
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга"

установил:

26 апреля 2006 года Законодательным Собранием принят и 05 мая 2006 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга), который опубликован в "Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" от 23.05.2006 года № 8.
В пункте 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга установлено, что с учетом объемов финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, и количества свободных и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга ежегодно составляются перечни категорий граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и оказания содействия в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в очередном финансовом году. Сводный реестр указанных списков составляет годовой жилищный план.
Заявитель обратилась в суд с заявлением, после уточнения которого просит признать недействующими со дня принятия положения "для" пункта 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга (л.д. № 21) в той мере, в какой возникает у лица, подпадающего под положения статьи 16 Закона Санкт-Петербурга и положения пункта 1 раздела 1 Годового жилищного плана Санкт-Петербурга право на предоставление запланированного в качестве одного жилого помещения. В обоснование требований заявитель ссылается на противоречие оспариваемого положения статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя Г. в судебное заседание явился, уточненные требования поддержал, полагая, что имеется неопределенность в вопросе о том, не противоречит ли оспариваемая норма статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой установлены основания возникновения жилищных прав, поскольку из содержания статьи 16 Закона Санкт-Петербурга также следует право лица на предоставление ему запланированного жилого помещения.
Представители Законодательного собрания Санкт-Петербурга Л. и Губернатора Санкт-Петербурга Р., П. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемая норма принята органами государственной власти Санкт-Петербурга в пределах компетенции, не содержат неопределенности и не противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Статьями 13 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
В частности, в соответствии с пунктом 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в названной области относятся, помимо полномочий, указанных в пунктах 1 - 8.2, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Законом Санкт-Петербурга, отдельные положения которого оспариваются заявителем, установлены основные начала правового регулирования жилищных отношений в Санкт-Петербурге и общие принципы реализации гражданами, проживающими в Санкт-Петербурге, конституционного права на жилище.
Статьей 16 Закона Санкт-Петербурга установлены общие положения планирования обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления прав граждан на жилище. Указанные вопросы непосредственно федеральным законодательством не урегулированы и к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления не отнесены, в связи с чем в соответствии с пунктом 9 статьи 13 ЖК РФ могут быть урегулированы актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который вправе распоряжаться принадлежащим ему жилищным фондом, и соответственно планировать свою деятельность.
При этом, как следует из содержания оспариваемой нормы во взаимосвязи с иными положениями Закона Санкт-Петербурга, этой нормой не устанавливается право граждан на получение жилых помещений, а регламентируется способ обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления права граждан на жилище путем планирования с учетом объемов финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, количества свободных жилых помещений и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, формирования Годового жилищного плана Санкт-Петербурга, для организации процедуры обеспечения жилой площадью граждан; названная норма издана в целях реализации полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга по государственному учету жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также по определению порядка предоставления жилых помещений различным категориям граждан, которые соответствуют объему предоставленных Санкт-Петербургу полномочий, определенных пунктами 2, 5 статьи 13 и пунктом 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом оспариваемая норма не создает никаких препятствий для осуществления гражданами своих жилищных прав, которые возникают по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе не нарушает прав заявительницы на получение жилого помещения при расселении аварийного многоквартирного дома, поскольку не устанавливает никаких ограничений прав граждан при расселении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
В связи с чем, оснований полагать, что оспариваемая норма противоречит положениям статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

К. в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Санкт-Петербургского
городского суда
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------