Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22.09.2014 по делу N 3-200/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим положения "затрагивающий" пункта 4 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу № 3-200/14

Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Рыбаловой О.А.
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга",

установил:

30 июня 2010 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят, 6 июля 2010 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга), опубликованный в издании "Петербургский дневник", № 29, 02.08.2010.
Пункт 4 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга действует в редакции Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 729-132, опубликованного на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 31.12.2013.
Согласно названной нормы правовой акт Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступает в силу в день его официального опубликования, если в самом правовом акте не установлен более поздний срок его вступления в силу.
С. обратился в суд с заявлением, после уточнения которого просит признать недействующими со дня принятия положения "затрагивающий" пункта 4 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга в той мере, в какой подлежащим официальному опубликованию представляется постановление Правительства Санкт-Петербурга об изъятии для государственных нужд путем выкупа части жилого помещения.
В обоснование требований заявитель ссылается на противоречие оспариваемого положения статье 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагая, что имеется неопределенность в вопросе о праве субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербург устанавливать в оспариваемой норме необходимость опубликования такого акта, как постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга части жилого помещения. Заявитель считает оспариваемой частью акта нарушенными свои права на законный характер осуществления Санкт-Петербургом деятельности, в том числе в части изъятия жилых помещений.
Представитель заявителя Г. в судебное заседание явился, уточненные требования поддержал, пояснил, что имеется неопределенность в вопросе о праве субъекта Российской Федерации устанавливать требование об официальном опубликовании не только нормативных, но и иных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта.
Представители Законодательного собрания Санкт-Петербурга Л. и Губернатора Санкт-Петербурга М. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемая норма принята в пределах полномочий и компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга, не содержит неопределенности и не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.
Как следует из преамбулы оспариваемого Закона Санкт-Петербурга, он определяет порядок обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе и права на получение и распространение информации) относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Реализуя полномочия по защите прав и свобод, субъекты Российской Федерации, как это вытекает из взаимосвязанных положений ч.ч. 2 и 3 ст. 5, п. "б" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции, вправе осуществлять правовое регулирование общественных отношений в этой области. При этом в случае противоречия между федеральным нормативным правовым актом, изданным по такому предмету совместного ведения, и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации подлежит применению нормативный правовой акт.
Отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности федеральных и региональных государственных органов, а также органов местного самоуправления на федеральном уровне регулируются федеральными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Согласно статье 3 указанного Федерального закона правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Частью 3 статьи 12 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено, что официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.
Таким образом, официальное опубликование нормативного правового акта органа государственной власти является способом обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти и возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. При этом, поскольку официальное опубликование является составляющей частью нормотворческой процедуры, то урегулирование вопросов официального опубликования правовых актов направлено, в том числе, на определение момента, с которого опубликованная информация (нормативный правовой акт) считается действительной.
С учетом изложенного, следует признать, что оспариваемая норма направлена на обеспечение доступа заинтересованных лиц к содержанию нормативного правового акта, то есть, принята в пределах полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе статье 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений и не регулирует отношения по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государственной власти.
Доводы представителя заявителя в судебном заседании относительно неопределенности в вопросе о том, устанавливается ли оспариваемой нормой необходимость опубликования не только нормативных, но и ненормативных правовых актов, не могут служить основанием для удовлетворения заявления, поскольку указанная норма связывает момент вступления соответствующего правового акта в силу с его официальным опубликованием, то есть приведением полного текста документа в общедоступном средстве массовой информации, определенном в качестве источника официального опубликования для данного вида нормативного, а не иного, правового акта.
Доводы заявителя относительно неопределенности в вопросе подлежит ли официальному опубликованию постановление Правительства Санкт-Петербурга об изъятии для государственных нужд части жилого помещения, не свидетельствуют о неопределенности оспариваемой нормы, закрепляющей момент вступления в законную силу любых нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, при том, что вопрос относительно необходимости официального опубликования какого-либо правового акта может быть разрешен только при оценке содержания такого акта.
Разрешая заявленные требования, следует также учитывать, что заявителем не приведено суду каких-либо объективных доводов, свидетельствующих о неопределенности слов "затрагивающих", нарушении его конкретных прав и свобод оспариваемой частью правовой нормы. Фактически доводы заявителя основаны на несогласии с действиями должностных лиц органов исполнительной власти Санкт-Петербурга при расселении подлежащего сносу аварийного дома, в котором заявителю принадлежит часть жилого помещения. Однако, оценка правомерности действий должностных лиц в конкретном случае и подлежащих применению правовых актов не относится к предмету настоящего гражданского дела.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

С. в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Санкт-Петербургского
городского суда
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------