Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 24.09.2014 N 1047 "Об обращении депутатов Законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину по вопросу о необходимости разъяснения отдельных положений Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. № 1047

ОБ ОБРАЩЕНИИ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Е.НАРЫШКИНУ
ПО ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОХОТЕ И О СОХРАНЕНИИ ОХОТНИЧЬИХ
РЕСУРСОВ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Законодательное собрание Ленинградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое обращение депутатов Законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину по вопросу о необходимости разъяснения отдельных положений Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину, в Высший экологический совет Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Губернатору Ленинградской области А.Ю.Дрозденко.
3. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
С.Бебенин





УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 24.09.2014 № 1047
(приложение)

ОБРАЩЕНИЕ
ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Е.НАРЫШКИНУ ПО ВОПРОСУ
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОХОТЕ И О СОХРАНЕНИИ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Статьей 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) определен перечень млекопитающих и птиц, отнесенных к охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации; при этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право расширять указанный перечень путем отнесения к охотничьим ресурсам иных млекопитающих и(или) птиц, обитающих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 209-ФЗ охотничьи ресурсы определены как объекты животного мира, используются или могут быть использованы в целях охоты; при этом под продукцией охоты понимаются отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.
В свою очередь в статье 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" животный мир определен как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а под объектами животного мира понимаются организмы животного происхождения (дикие животные).
Системный анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод, что к охотничьим ресурсам могут быть отнесены исключительно дикие животные.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, которые позволяли бы решить вопросы, связанные с регулированием численности так называемых одичавших животных (отдельных особей домашних животных, ставших полностью неподконтрольными человеку, живущих в условиях естественной свободы, использующих охотничьи угодья как естественную среду обитания и не отличающихся по своему поведению от диких животных).
Ранее данные вопросы регулировались Приказом Главохоты РСФСР от 4 января 1988 года № 1 "Об утверждении новых Типовых правил охоты в РСФСР", предусматривавшим, что на территории РСФСР подлежит регулированию в течение круглого года численность волка, шакала, серой вороны, а также бродячих беспородных собак и кошек; охотники имеют право отстреливать указанных животных при любом законном нахождении в угодьях с целью охоты, при этом бродячими считались беспородные собаки и кошки, находящиеся в охотничьих угодьях далее 200 метров от населенных пунктов без владельцев.
Однако в настоящее время указанный нормативный правовой акт признан утратившим силу в связи с изданием Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 января 2013 года № 30.
Действующие Правила охоты, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года № 512, не содержат норм, которые регулировали бы отношения, связанные с обращением с бродячими (безнадзорными, одичавшими) животными.
В ряде субъектов Российской Федерации одичавшие животные отнесены в соответствии с законами данных субъектов к категории охотничьих ресурсов.
Однако вопрос об отнесении указанных животных к категории охотничьих ресурсов является, по нашему мнению, дискуссионным.
Анализ специальной литературы, посвященной данной теме, позволяет сделать вывод, что проблема существования стай бродячих собак, которые обитают в дикой природе (как правило, в лесах) постоянно либо осуществляют там временную (периодическую) охоту, при этом размещаясь в прилежащих к лесам населенных пунктах, является актуальной для многих субъектов Российской Федерации.
При этом возникновение таких стай называется авторами явлением, всецело вызванным недобросовестным отношением людей к домашним животным, которые становятся безнадзорными, а впоследствии - одичавшими.
Попытка урегулирования вопросов, связанных с обращением с животными, в том числе и безнадзорными, предпринята в проекте федерального закона № 458458-5 "Об ответственном обращении с животными", который был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 19 ноября 2010 года.
В соответствии со статьей 18 указанного законопроекта безнадзорные животные подлежат отлову, который осуществляется в том числе и в целях недопущения нанесения ущерба животному миру и среде его обитания. При этом обращение с безнадзорными животными должно соответствовать требованиям гуманного обращения с животными, установленным данным федеральным законом.
Однако указанный проект федерального закона до настоящего времени Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации не принят (длительное время находится в стадии рассмотрения во втором чтении).
Как следствие - единая позиция по отношению к одичавшим животным, живущим в условиях естественной свободы и использующим охотничьи угодья как естественную среду обитания, на федеральном уровне не сформирована, вследствие чего невозможно однозначно определить, какие действия могут быть предприняты по отношению к указанным животным со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В Санитарных правилах СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54, указано, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2010 года № 32-В09-22, установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных является мерой по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, что в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие отношения в сфере обращения с безнадзорными животными, однако анализ данных правовых актов позволяет сделать вывод, что речь в них идет об отлове животных, обитающих на территориях населенных пунктов.
Содержание Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в частности статьи 1, в соответствии с которой санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определяется как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, а под санитарно-эпидемиологической обстановкой понимается состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время, а также главы III "Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека") также свидетельствует о том, что решение вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется в нем применительно к территориям городских и сельских поселений.
Таким образом, вопросы обращения с одичавшими животными (бродячими собаками), обитающими в дикой природе, а не на территориях городских и сельских поселений, по нашему мнению, не могут быть урегулированы законами, принимаемыми субъектами Российской Федерации в рамках реализации полномочий, определенных подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В целях уяснения позиции федерального законодателя и формирования единого подхода к решению обозначенной проблемы просим дать ответ на следующие вопросы:
1. Каким образом должны регулироваться отношения, связанные с обращением с одичавшими животными, живущими в условиях естественной свободы и использующими охотничьи угодья как естественную среду обитания: в рамках Федерального закона № 209-ФЗ (путем отнесения указанных животных к охотничьим ресурсам и возможности их отстрела) либо в рамках реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, определенных подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (путем отнесения указанных животных к категории безнадзорных и организации их отлова с последующей передачей в приюты для безнадзорных животных)?
2. В случае если данные отношения должны регулироваться в рамках Федерального закона № 209-ФЗ, допустимо ли отнесение одичавших животных, живущих в условиях естественной свободы и использующих охотничьи угодья как естественную среду обитания, к категории охотничьих ресурсов в соответствии с законами субъектов Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 11 Федерального закона № 209-ФЗ, либо необходимо внесение изменения в часть 1 указанной статьи и включение указанных животных в перечень охотничьих ресурсов в соответствии с федеральным законом?


------------------------------------------------------------------