Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2014 по делу N А56-36517/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.1 Положения о порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации, утв. распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 N 97-р>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. по делу № А56-36517/2014

Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2014 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
председательствующей судьи Королевой Т.В.,
судей Роговой Ю.В., Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная похоронно-ритуальная служба"
заинтересованное лицо Губернатор Санкт-Петербурга
третье лицо 1) Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
2) Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ритуальные услуги"
об оспаривании нормативного правового акта
при участии
от заявителя - предст. Л.А. (доверенность от 01.07.2014)
от заинтересованного лица - предст.: М.В. (доверенность от 09.01.2014), Л.Ю. (доверенность от 13.01.2014)
от третьего лица - 1) предст. Л.Ю. (доверенность от 13.01.2014)
2) А.Е. (удост. от 26.07.2012)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная похоронно-ритуальная служба" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.1 Положения "О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации", утвержденного Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 г. № 97-р "О создании службы транспортировки умерших в морги города" как несоответствующий частям 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Третьими лицами по делу привлечены Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" (далее - Предприятие, ГУП "РУ") и Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
В судебном заседании 24.09.2014 Общество заявило ходатайство о привлечении в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Представители Губернатора, Комитета и Предприятия просят ходатайство отклонить, так как права УФАС не затрагиваются. Кроме того, Общество одновременно с подачей в арбитражный суд настоящего заявления обратилось с таким же заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы, где возбуждено административное производство и решение его приостановлено до вступления в силу решения по настоящему делу.
Суд, совещаясь на месте, определил:
Ходатайство Общества о привлечении в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отклонить.
По утверждению Общества услуга по эвакуации тел умерших (погибших) в морги города при ее финансировании за счет бюджета города является государственной муниципальной услугой, а значит, для ее оказания должен быть объявлен конкурс в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 № 97-р "О создании службы транспортировки умерших в морги города" не соответствует частям 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По утверждению Общества письмо Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 12.05.2014 № 4469/14-0-0 свидетельствует о нарушении его прав как участника предпринимательской деятельности.
Представители Губернатора Санкт-Петербурга и Комитета пояснили, что несмотря на то, что пункт 1.1 Положения "О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации" хотя и не отменен, то в связи с вступившим с законную силу Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" принятым на основании Закона Санкт-Петербурга "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" № 408-64 этот порядок определен и он также не нарушает права Заявителя.
Комитет требование Общества отклонил, ссылаясь на отсутствие фактов нарушений прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности пунктом 1.1 оспариваемого Положения.
Кроме того, Комитет, ссылаясь на пункт 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просит производство по делу прекратить, поскольку федеральный закон о погребении не предусматривает обжалование нормативных правовых актов в сфере погребения и похоронного дела в арбитражном суде.
ГУП "Ритуальные услуги" просит требование Общества отклонить, как несоответствующее содержанию оспариваемого распоряжения № 97-р, так как оно не носит запретительный характер для других участников рынка и не создает препятствий по оказанию схожих услуг, в связи с чем не может нарушать Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выслушав доводы всех участников процесса и рассмотрев имеющиеся материалы, арбитражный суд установил, что требования Общества о признании недействующим пункта 1.1 Положения "О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации", утвержденного Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 г. № 97-р "О создании службы транспортировки умерших в морги города" - необоснованны и подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими нормативных правовых актов, если полагают, что такой оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно требованиям пункта 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должно, в частности, быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Материалами дела установлено, что пунктом 12 Решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 27.07.1987 г. № 589 "О коренном улучшении похоронного обслуживания в Ленинграде" Управлению предприятиями коммунального обслуживания совместно с Главным управлением здравоохранения было предписано разработать и представить на утверждение Председателю исполкома "Положение о порядке транспортировки, доставки в морги больниц и крематория трупов из квартир, их хранения и подготовки к захоронению".
В соответствии с пунктом 3 Постановления Президиума ВС РСФСР от 08.07.1991 г. № 1562-I "О структуре и функциях органов представительной и исполнительной власти в Ленинграде" правопреемником исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов является мэр Ленинграда.
Указом Президиума ВС РСФСР от 06.09.1991 г. № 1643-1 городу Ленинграду возвращено название Санкт-Петербург.
Статьей 31 Закона РСФСР от 06.07.1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР", действующей на момент принятия оспариваемого Распоряжения, к полномочиям главы местной администрации (мэра) была отнесена разработка схемы управления отраслями местного хозяйства, социальной сферой, а также организации охраны общественного порядка и прав граждан.
Таким образом, распоряжение от 10.02.1993 г. № 97-р "О создании службы транспортировки умерших в морги города" было издано мэром Санкт-Петербурга в полном соответствии с его компетенцией.
В настоящее время законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из Закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон № 8) и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга указанные полномочия могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (статьи 2 и 25 Закона № 8-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона № 408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 408-64) организация похоронного дела в Санкт-Петербурге осуществляется Правительством Санкт-Петербурга.
В силу статьи 42 Устава Санкт-Петербурга возглавляет Правительство Санкт-Петербурга Губернатор, именовавшийся мэром до 1996 года.
Часть 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Мэр Санкт-Петербурга Распоряжением № 97-р от 10.02.1993 г. утвердил Положение "О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации", которым установлены отдельные правила организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, а именно: порядок транспортировки тел умерших (погибших).
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14, пункту 17 части 1 статьи 15 и пункту 23 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация ритуальных услуг.
В пункте 2 статьи 25 Закона № 8-ФЗ также установлено, что органами местного самоуправления осуществляется именно организация похоронного дела.
В настоящее время на основании Федерального закона № 8-ФЗ и Закона Санкт-Петербурга № 408-64 Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление № 210 от 07.03.2006 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге".
Таким образом, в соответствии с положениями Законов № 8-ФЗ и № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложено не оказание похоронных и ритуальных услуг, а только их организация.
Организация оказания услуг представляет собой создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление ритуальных услуг.
Анализ действующего законодательства позволил суду установить, что создание в структуре Специализированного производственно-бытового объединения (далее - СПБО) единой городской службы по вывозу умерших в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы само по себе не свидетельствует о создании препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, а является реализацией полномочий по организации похоронного дела в Санкт-Петербурге.
В рамках настоящего дела судом установлено, что Государственное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" является правопреемником СПБО в силу ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку оно было создано в процессе слияния СПБО, зарегистрированного Решением Регистрационной палаты мэрии Санкт-Петербурга от 08.07.1993 г. № 4039 и ГУП "Санкт-Петербургский крематорий", зарегистрированного Решением Регистрационной палаты мэрии Санкт-Петербурга от 30.10.1995 г. № 27369.
Никакими функциями государственных органов ГУП "РУ" спорным Положением "О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации" не наделено, что исключает утверждение Общества о несоответствии данного Положения пункту 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Общество указывает на то, что пункт 1.1. оспариваемого Положения, наделяя ГУП "РУ" исключительными полномочиями по осуществлению транспортировки тел умерших (погибших) в морги, из моргов на кладбище или в крематорий города, создает ему необоснованные препятствия для осуществления его хозяйственной деятельности, вводит ограничения на продажу товаров и услуг.
Данное утверждение суд отклоняет как необоснованное, поскольку пункт 1.1. по своему содержанию не может рассматриваться как ограничивающий конкуренцию, т.к. не свидетельствует о наделении ГУП "РУ" исключительными полномочиями по оказанию услуг по осуществлению транспортировки тел умерших (погибших) в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы. Суд также отклоняет утверждение Заявителя о том, что если услуга по транспортировке тел умерших (погибших) в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы не входит в установленный статьей 9 Закона № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантированный перечень услуг по погребению, то она может быть оказана любым хозяйствующим субъектом.
Довод заявителя о том, что услуга по эвакуации тел умерших (погибших) в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы, является государственной услугой и для ее оказания должен быть объявлен конкурс в соответствии с положениями ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" также не является обоснованным, поскольку из системного толкования норм Закона № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Закона № 408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" не следует, что данная услуга является государственной услугой. В силу п. 3.3. Положения "О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации" услуги, связанные с вывозом умершего оплачиваются близкими покойного.
Заявитель не представил мотивированных доказательств того, чем именно оспоренные нормы пункта 1.1. Положения "О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации", утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 г. № 97-р "О создании службы транспортировки умерших в морги города" нарушают его права и могут ли они создать обстоятельства, позволяющие воздействовать в одностороннем порядке на общие условия обращения товара на рынке похоронных услуг.
Учитывая вышеизложенное, а также учитывая длительность периода применения оспоренного нормативного правового акта - Распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 г. № 97-р "О создании службы транспортировки умерших в морги города", суд считает, что правовые основания для удовлетворения заявления ООО "Специализированная похоронно-ритуальная служба" отсутствуют, в связи с чем требование Общества подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Специализированная похоронно-ритуальная служба" в удовлетворении требования.
Признать пункт 1.1 Положения "О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации", утвержденного Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 г. № 97-р "О создании службы транспортировки умерших в морги города" как соответствующим частям 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Королева Т.В.

Судьи
Рогова Ю.В.
Синицына Е.В.


------------------------------------------------------------------