Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13.02.2014 по делу N 3-36/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. по делу № 3-36/14

13 февраля 2014 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. об оспаривании законности пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", суд

установил:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 7 июля 2004 года принят и Губернатором Санкт-Петербурга 28 июля 2004 года подписан Закон Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (л.д. 41).
Согласно п. 1 статьи 10 указанного Закона заявления граждан о постановке на жилищный учет рассматриваются уполномоченным органом. При отсутствии или неполноте сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга, уполномоченный орган обязан письменно указать заявителю на недостаточность комплекта представленных документов.
При непредставлении полного комплекта документов в течение 30 календарных дней после получения такого указания заявление остается без рассмотрения.
Полагая данную норму незаконной, заявительница Г. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующим пункт 1 статьи 10 указанного Закона Санкт-Петербурга.
При этом, в заявлении (л.д. 5-7) заявительница ссылалась на то, что Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 23 октября 2013 года (л.д. 8-13) ей отказано в требованиях об установлении юридического факта постоянного проживания в городе Санкт-Петербурге в период с 01.12.2007 года по 21.02.2012 года. В качестве основания для отказа послужило отсутствие постоянной регистрации по месту проживания в г. Санкт-Петербурге, предусмотренное положениями оспариваемого Закона Санкт-Петербурга. В частности, по смыслу п. 1 статьи 10 следует, что необходимым условием для включения периода проживания в городе Санкт-Петербурге является обязательное наличие постоянной регистрации, что по мнению заявительницы противоречит ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации Санкт-Петербурга.
В ходе судебного разбирательства Г. и ее представитель О. поддержали заявленные требования, однако при этом не смогли изложить правовые основания противоречия содержащихся положений оспариваемого п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга. По смыслу доводов заявителя и его представителя они не согласны с принятым Апелляционной инстанцией решением, однако в установленном порядке его не обжаловали.
Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Л. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Р. полагали требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.Ю., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с п. "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Статьей 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств, для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем представления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно части 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
Пункт 4 статьи 13 Жилищного кодекса РФ относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных правоотношений определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ. В силу п. 9 названной статьи к полномочиям субъекта РФ отнесены иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.
Закон Санкт-Петербурга № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" принят по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и направлен на урегулирование отношений, связанных с оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан.
Законом Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" введены дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством возможности для жителей города, состоящих на жилищном учете, по улучшению жилищных условий.
Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий оказывается гражданам, состоящим в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга на учете нуждающихся в содействии. Содействие оказывается в пределах объемов финансирования, предусмотренных на эти цели законом Санкт-Петербурга о бюджете на соответствующий финансовый год.
Статья 3 оспариваемого Закона предусматривает условия признания граждан нуждающимися в содействии (л.д. 41, оборот). Под содействием Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан в целях указанного Закона Санкт-Петербурга понимается использование имеющихся в распоряжении Санкт-Петербурга финансовых и материальных ресурсов при обеспечении граждан жилыми помещениями, за исключением предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда, а также мер по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище при реализации федеральных целевых программ.
При этом следует отметить, что статья 3 Закона Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" предусматривает именно условия признания граждан нуждающимися в содействии. Введение перечня документов, подтверждающих сведения необходимые для оказания содействия представляются обоснованными, т.к. законодатель в целях исключения злоупотребления определил организационно-учетные правила при подаче заявления и необходимость представления документов, подтверждающих сведения:
о гражданстве; о проживании в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее 10 лет; о доходах за двенадцать месяцев, предшествующих обращению; о жилищной обеспеченности в соответствии со статьей 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга; об имущественной обеспеченности в соответствии со статьей 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения содействия Санкт-Петербурга, оказываемого гражданам, состоящим на учете нуждающихся в содействии, на обеспечение справедливого распределения жилья, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, положения о цензе проживания в Санкт-Петербурге в 10 лет, являются условием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотренным п. 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Таким образом, Закон Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" действует во взаимосвязи с Законом Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Вместе с тем, следует отметить, что оспариваемая норма никак не ограничивает свободу передвижения гражданина, не ограничивает свободу выбора места жительства и не влияет на право гражданина распоряжаться местом своего пребывания на территории Российской Федерации.
Предусматривая возможность оказания содействия Санкт-Петербурга гражданам, нуждающимся в содействии, законодатель Санкт-Петербург вправе урегулировать отношения связанные с оказанием содействия, путем установления определенных требований при предоставлении документов, что находится в компетенции субъекта Санкт-Петербурга и не находится в противоречие с федеральным законодательством.
Следует отметить, что аналогичные требования при определении перечня необходимых документов предусмотрены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (п. 4 части 6 статьи 7).
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии противоречия оспариваемой нормы, какому либо иному, имеющему высшую силу федеральному закону.
Заявительницей не представлено доказательств нарушенного права. Из правоустанавливающего документа усматривается, что заявительница зарегистрирована в Санкт-Петербурге 21 февраля 2012 года. Как пояснила заявительница, она не обращалась в органы государственной власти с заявлением о нуждаемости в улучшении жилищных условий и оказании содействия. Заявительница полагает, что имеет право на содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, т.к. проживала в г. Новозыбков Брянской области, который входит в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Между тем, вопрос нуждаемости в улучшении жилищных условий находится за рамками рассматриваемого дела и исходя из установленных судом обстоятельств, оспариваемая заявительницей норма Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", не нарушает прав Г., т.к. действие данного закона на заявительницу в настоящее время не распространяется.
На основании изложенного и оценивая доводы заявительницы и ее представителя, суд не усматривает их обоснованности и объективности.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Г. об оспаривании законности пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяц, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------