Постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 12.03.2014 N 2-п "О подготовке загородных оздоровительных учреждений к летнему сезону 2014 года, расположенных на территории Ленинградской области"



ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. № 2-п

О ПОДГОТОВКЕ ЗАГОРОДНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ЛЕТНЕМУ
СЕЗОНУ 2014 ГОДА, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Я, Главный государственный санитарный врач по Ленинградской области С.А.Горбанёв, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2013 года (далее - ЛОК 2013 года) на территории Ленинградской области, отмечаю следующее:
В летнюю оздоровительную кампанию 2013 года на территории Ленинградской области функционировало 658 учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков школьного возраста с общим количеством отдохнувших и оздоровившихся в них детей и подростков - 92256 человек.
Эксплуатировалось 86 загородных оздоровительных учреждений, из которых 24 учреждения (28%) - это государственные, муниципальные и ведомственные лагеря Ленинградской области и 62 загородных лагеря (72%) организаций, предприятий и администраций г. Санкт-Петербурга.
Все летние оздоровительные учреждения перед началом эксплуатации получили заключения Управления, подтверждающие их соответствие требованиям санитарных правил и норм. Фактов заезда детей в ЛОУ без разрешения Управления не отмечалось.
Загородные оздоровительные учреждения на территории Ленинградской области в ЛОК 2013 года распределялись неравномерно. Так, в сезон 2013 года на территориях 3 (Волховского, Кировского, Ломоносовского) муниципальных районов Ленинградской области загородные оздоровительные учреждения отсутствовали.
При проведении оценки эффективности оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях в летнюю оздоровительную кампанию 2013 года установлено, что выраженный оздоровительный эффект получили 81923 ребенка (88,8%), слабый оздоровительный эффект 9420 детей (10,2%), отсутствие оздоровительного эффекта 913 детей (1%).
В сравнении с ЛОК 2012 года отмечается увеличение выраженного оздоровительного эффекта (на 2,6%) и снижение удельного веса детей и подростков, у которых отсутствует оздоровительный эффект (на 1,1%).
Однако в сравнении со среднероссийскими показателями выраженный оздоровительный эффект по итогам ЛОК 2013 года по-прежнему недостаточный, и ниже среднероссийского показателя.
В период ЛОК 2013 года специалистами Управления было проведено 741 обследование детских оздоровительных учреждений, из них с применением лабораторных исследований - 527 обследований (71,1%).
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в детских оздоровительных учреждениях были выявлены нарушения санитарного законодательства и в первую очередь, организационного характера, т.е. те, которые возникали вследствие неисполнения сотрудниками детских лагерей своих должностных обязанностей и ослабления контроля со стороны администраций детских оздоровительных учреждений.
За выявленные нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей Управлением вынесено 502 постановления об административном правонарушении на общую сумму 1827000 рублей.
За весь оздоровительный период 2013 года зарегистрировано 55 случаев инфекционных заболеваний в летних оздоровительных учреждениях, что в 1,6 раз ниже уровня 2012 года (2012 г. - 89 случая).
В целях подготовки загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ленинградской области, к эксплуатации в летний оздоровительный сезон 2014 года специалистами территориальных отделов Управления подготовлено и направлено в адрес собственников и руководителей загородных оздоровительных учреждений 91 план-задание с 1433 мероприятиями, включающими такие приоритетные направления, как мероприятия по водоснабжению; мероприятия по капитальному ремонту инженерных систем и сооружений, спальных корпусов и зданий, столовых, медицинских пунктов; по косметическому ремонту; мероприятия по канализованию; по закупке оборудования для пищеблоков; по закупке мебели и инвентаря; по закупке медицинского оборудования; по санитарной очистке; по благоустройству территории; другие мероприятия, касающиеся организационных моментов.
Учитывая вышеизложенное, для своевременной и качественной подготовки загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ленинградской области, к эксплуатации в летний оздоровительный сезон 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановляю:

1. Рекомендовать Комитету общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, являющемуся уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Ленинградской области, до начала летнего сезона 2014 года:
Разработать комплекс мероприятий по увеличению охвата детей и подростков Ленинградской области отдыхом в установленные требованиями санитарных правил и норм сроки (не менее 21 календарного дня) в детских оздоровительных учреждениях (далее ДОУ), расположенных на территории Ленинградской области, с преимущественным отдыхом детей в стационарных загородных учреждениях;
Принять соответствующие меры по увеличению охвата детей и подростков Ленинградской области отдыхом в ДОУ, расположенных в южных регионах РФ;
Провести анализ причин недостаточного оздоровительного эффекта по итогам ЛОК 2013 года по муниципальным районам Ленинградской области, в которых данный показатель ниже среднеобластного, с последующей подготовкой администрациями муниципальных образований плановых мероприятий по повышению удельного веса выраженного оздоровительного эффекта в ходе оздоровительного сезона 2014 года;
С целью реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению отдыха и оздоровления детей и подростков обеспечить организацию страхования детей на период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время их перевозки.
2. Рекомендовать Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга, являющемуся уполномоченным органом исполнительной власти Санкт-Петербурга по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей Санкт-Петербурга, до начала летнего сезона 2014 года:
2.1. Организовать своевременную и качественную подготовку к летнему сезону 2014 года загородных детских оздоровительных учреждений, подведомственных Комитету по образованию г. Санкт-Петербурга и расположенных на территории Ленинградской области;
2.2. Обеспечить контроль за своевременной и качественной подготовкой загородных детских оздоровительных учреждений администраций и предприятий г. Санкт-Петербурга, расположенных на территории Ленинградской области, к летнему сезону 2014 года;
2.3. Организовать подготовку (вожатых и воспитателей) планируемых к участию в ЛОК 2014 года по вопросам выработки навыков работы в ЛОУ;
2.4. Принять дополнительные меры, направленные на комплектование каждого ЛОУ в сезон 2014 года персоналом с учетом требований к профессиональной подготовке, квалификации в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками и их должностными инструкциями, а также с учетом наличия пройденного медицинского осмотра и профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке;
2.5. Рекомендовать руководителям загородных детских оздоровительных учреждений при заключении контрактов на поставку пищевых продуктов и продовольственного сырья учитывать основные гарантии качества и безопасности поставляемой пищевой продукции, возможности по своевременности поставки продуктов питания в ЛОУ, наличие имеющихся у организаций условий по транспортировке сырья и пищевых продуктов, имеющиеся в ЛОУ холодильные мощности;
2.6. С целью реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению отдыха и оздоровления детей и подростков обеспечить организацию страхования детей на период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время их перевозки.
3. Рекомендовать главам администраций Муниципальных образований Ленинградской области:
3.1. Обеспечить эффективный контроль за своевременной и качественной подготовкой загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ленинградской области, к сезону 2014 года;
3.2. Принять дополнительные меры, направленные на комплектование каждого оздоровительного учреждения в сезон 2014 года квалифицированным персоналом с учетом наличия пройденного медицинского осмотра, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке;
3.3. Рекомендовать организаторам конкурсов по закупке продуктов питания в ДОУ при выборе поставщиков продуктов питания в ДОУ в первую очередь отдавать предпочтение качеству и полноценности поступающей продукции, обогащенной витаминами и микроэлементами, в том числе производства местных производителей;
3.4. С целью реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению отдыха и оздоровления детей и подростков обеспечить организацию страхования детей на период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время их перевозки;
3.5. Обеспечить контроль за перевозкой и размещением организованных групп детей за пределами Ленинградской области с учетом:
3.5.1. Соблюдения требований СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов" (в ред. Изменений и дополнений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.11.2010 № 152) при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом (обеспечение горячего питания в пути следования свыше суток, обеспечение медицинского сопровождения детей, наличия у сопровождающих лиц справок о состоянии здоровья или медицинской книжки установленного образца с результатами медицинских исследований и отметкой о прохождении гигиенической подготовки, наличие у отъезжающих детей медицинских справок о состоянии здоровья и отсутствия контакта с инфекционными больными);
3.5.2. Размещения организованных групп детей в ДОУ за пределами Ленинградской области исключительно в учреждениях, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям санитарного законодательства, выданный органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории субъекта, на котором располагаются вышеуказанные ДОУ.
4. Рекомендовать собственникам и руководителям детских загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ленинградской области:
4.1. Обеспечить своевременную подготовку загородных оздоровительных учреждений в соответствии с требованиями санитарного законодательства и выданных предписаний и планов-заданий, в том числе:
4.1.1. Своевременное и в полном объеме выполнение мероприятий планов-заданий в период подготовки детских оздоровительных учреждений к сезону 2014 года с последующим обязательным информированием о выполнении соответствующих территориальных отделов Управления;
4.1.2. Подготовку инженерного обеспечения систем водоснабжения, в том числе горячего водоснабжения; канализования; теплоснабжения;
4.1.3. Своевременную организацию и проведение перед открытием загородного оздоровительного учреждения противоклещевой обработки и мероприятий по борьбе с грызунами на территории размещения детских летних оздоровительных учреждений и прилегающей к ним территории (не менее 50 м) в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом не позднее чем за 2 недели до заезда детей;
4.2. Не допускать заезд детей в загородные ДОУ без наличия документа, подтверждающего соответствие детского оздоровительного учреждения санитарным правилам СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
4.3. Довести до сведения территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области информацию о сроках открытия загородного детского оздоровительного учреждения не менее чем за 3 месяца для проведения необходимых организационных и профилактических мероприятий; перед заездом детей - не менее чем за 2 недели;
4.4. Не допускать превышения количества отдыхающих детей в загородных оздоровительных учреждениях выше проектной вместимости учреждения;
4.5. Обеспечить заключение Договоров с родителями несовершеннолетних детей или их законными представителями:
4.5.1. О реализации в загородном детском оздоровительном учреждении услуг отдыха и оздоровления детей;
4.5.2. Договор должен содержать все существенные условия оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Содержание Договора должно соответствовать требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей и не включать условия, ущемляющие права потребителей;
4.5.3. До заключения Договора об оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей и подростков до сведения родителей несовершеннолетних детей или их законных представителей доводить полную и достоверную информацию об исполнителе услуг, условиях реализации услуг и их потребительских свойствах в соответствии с требованиями Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1;
4.6. Не допускать к работе сотрудников загородных ДОУ без прохождения перед началом работы медицинского обследования согласно установленному порядку, гигиенической подготовки и без наличия прививок в соответствии с национальным календарем профилактических прививок;
4.7. Обеспечить своевременное заключение договоров на поставку продуктов питания в ДОУ. При заключении договоров предусмотреть поставку пищевых продуктов в ДОУ, обогащенных витаминами и микро-макронутриентами;
4.8. При организации и осуществлении организованной перевозки группы детей обеспечить соблюдение требований, установленных СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов" (в ред. Изменений и дополнений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.11.2010 № 152) и "Правилами организованной перевозки группы детей автобусами", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177;
4.9. Не допускать заезда детей в оздоровительные учреждения, где не завершены строительные или ремонтные работы;
4.10. Информацию о ходе подготовки к летнему сезону 2014 года направить в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области по территории расположения загородного оздоровительного учреждения к 03.04.2014.
5. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области обеспечить:
5.1. Действенный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) за подготовкой, открытием и эксплуатацией летних оздоровительных учреждений в сезон 2014 года;
5.2. Выдачу документа (заключения), подтверждающего соответствие (несоответствие) детского оздоровительного учреждения требованиям санитарных правил и норм;
5.3. Проверку медицинской документации персонала детского оздоровительного учреждения, сведений об аттестации по гигиеническому обучению, медицинских справок на детей, выезжающих в ДОУ, осуществлять перед каждой сменой летнего сезона 2014 года, в том числе с привлечением специалистов филиалов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области";
5.4. Контроль за наличием договоров на медицинское обслуживание детей детских оздоровительных учреждений с лечебно-профилактическими учреждениями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в установленном порядке;
5.5. Контроль за проведением акарицидной обработки территорий детских оздоровительных учреждений и прилегающей к ним территории (не менее 50 м);
5.6. Исполнение Постановления Главного государственного врача по Ленинградской области от 08.07.2010 № 10-п "О дополнительных мерах по соблюдению требований радиационной безопасности к воде подземных источников водоснабжения детских оздоровительных учреждений Ленинградской области";
5.7. Применение мер административного воздействия при выявлении нарушений требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей в детских оздоровительных учреждениях в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" обеспечить:
6.1. Обследование ДОУ с оформлением экспертных заключений о соответствии (несоответствии) детских лагерей требованиям санитарного законодательства в соответствии с поручениями Управления и территориальных отделов Управления;
6.2. Совместно с Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области своевременное проведение организационно-методической работы, семинаров по санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим мероприятиям, обратив особое внимание на подготовку медицинского персонала, персонала пищеблоков детских оздоровительных учреждений и лиц, сопровождающих организованные детские коллективы при перевозках детей железнодорожным транспортом к местам отдыха и обратно.
7. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителя Руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области В.Е.Новацкого.

Главный государственный
санитарный врач
по Ленинградской области
С.А.Горбанёв


------------------------------------------------------------------