Решение Ленинградского областного суда от 14.03.2014 по делу N 3-5/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области">



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2014 г. по делу № 3-5/2014

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Капсамун И.С.,
при секретаре - Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании недействующим с момента издания областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" в части,

установил:

29 ноября 2013 года законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон от 29.11.2013 № 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области". В указанную же дату областной закон подписан губернатором Ленинградской области. Областной закон опубликован в газете "Вести" № 141, 06.12.2013 и размещен на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 02.12.2013.
В соответствии со ст. 24 областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз настоящий областной закон вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением части 5 статьи 10, части 7 и 8 статьи 17, которые вступают в силу с 1 января 2015 года.
В части 1 статьи 1 названного областного закона оговорено, что им регламентируются отдельные вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области.
Так, областным законом урегулированы следующие вопросы: порядок установления минимального размера взноса на капитальный ремонт, круг лиц, обязанных его уплачивать, срок и порядок возникновения такой обязанности, особенности уплаты взноса (ст.ст. 2, 4); сроки принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решений об определении способа формирования фонда капитального ремонта (ст. 3); порядок осуществления контроля за формированием фондов капитального ремонта (ст. 5); меры государственной поддержки на софинансирование работ по капитальному ремонту (ст. 6); порядок подготовки и утверждения, требования к региональной программе капитального ремонта, краткосрочных планов ее реализации; предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта формируется на срок до 30 лет (ст.ст. 7, 8, 9); порядок осуществления мониторинга технического состояния многоквартирных домов (ст. 21); порядок принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений о проведении капитального ремонта и проведения капитального ремонта (ст. 10); особенности отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту (ст. 13); порядок определения деятельности регионального оператора, в том числе источник формирования его имущества, условия финансовой устойчивости регионального оператора и порядок реализации функций регионального оператора (ст.ст. 15, 16, 17); порядок зачета стоимости ранее проведенных ремонтов (ст. 19).
Из ст.ст. 2, 5, 6, 7 - 9, 12, 13, 14, 17, 18, 20 областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" следует, что ряд правоотношений в области обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации содержатся в иных нормативных правовых актах Ленинградской области. Так, иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, в частности, должны устанавливаться: размер минимального взноса на капитальный ремонт; порядок предоставления субсидий для софинансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; региональная программа капитального ремонта; порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг (выполнения работ) по капитальному ремонту многоквартирного дома; порядок возврата владельцам специального счета и(или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации; порядок размещения региональным оператором временно свободных средств; порядок привлечения региональным оператором кредитов и(или) займов; порядок осуществления приемки оказанных и(или) выполненных услуг, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок урегулирования разногласий, возникающих в ходе осуществления приемки оказанных услуг и(или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества.
Л. обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента издания областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области".
Заявление Л. принято к производству суда в части требований о признании недействующим с момента издания областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" (за исключением требований о признании недействующими ч. 5 ст. 10, ч.ч. 7, 8 ст. 17 названного областного закона). В обоснование требований указывает, что является собственником жилого помещения, расположенного в жилом доме, включенном в региональную программу капремонта на 2039-2043, расположенную на сайте комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области.
По позиции заявителя, оспариваемый областной закон противоречит ст. 55 Конституции РФ, ст.ст. 4.3, 4.4 Устава Ленинградской области, ст. 2.1 областного закона "О правовых актах Ленинградской области" № 174-оз от 28.11.2007, ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", ст.ст. 1, 13, 15, 16, 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Считает, что областной закон нарушает его жилищные права, наносит материальный вред. Объем полномочий, предоставленных региональному оператору, по своей структуре напоминает финансовую пирамиду; полагает, что на ремонт всех домов денег может и не хватить; реальна угроза банкротства регионального оператора. Областным законом не решен вопрос о реализации требований ст. 16 Федерального закона от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Учитывая, что фонд рассчитан на 30 лет, а за данный период времени всем новым жилым домам потребуется капитальный ремонт, областным законом не разрешен ряд вопросов, а именно: выплат собственникам жилых помещений средств, которые были отданы на капремонт; порядок выплат по окончании 30-летнего срока; кто будет производить капремонт после 30-летнего срока. Не решен вопрос ежегодной индексации взносов на капремонт. В областном законе не отражена целесообразность использования средств фонда на снос домов, имеющих износ 65% и более, и строительство социального жилья. В связи с тем, что региональный оператор не состоянии контролировать полноту и качество капитального ремонта в муниципалитетах, то вопрос о необходимости и целесообразности капремонта, очередности по срокам его проведения, объему работ, приемку выполненных работ должны осуществлять специальные муниципальные органы (экспертные органы), права которых должны быть прописаны в областном законе. Для обеспечения деятельности по контролю муниципального органа необходимо наделить муниципальные власти правами технического заказчика.
В судебное заседание Л. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил дополнительные письменные пояснения, выразив несогласие с позициями представителей заинтересованных лиц, изложенных в письменных возражениях. Указал, что в силу сложившейся судебной практики имеет право обратиться в суд с оспариванием нормативного правового акта и в том случае, если данный акт в отношении него еще не применен, но существует угроза его применения. Отмечает, что оспаривает данный областной закон именно в силу того, что закон не обеспечивает сохранность денежных средств от обесценивания; в связи с тем, что областной закон не обеспечивает контроль со стороны собственников жилых помещений за проведением капремонта. Считает некорректным утверждение представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемый областной закон не противоречит действующему законодательству.
В письменном возражении представитель законодательного собрания Ленинградской области М. просит в удовлетворении заявления Л. отказать, так как областной закон не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации; заявителем не представлено доказательств того, что в результате принятия оспариваемого областного закона нарушены его жилищные права и причинен материальный ущерб. Нормы, направленные на обеспечение сохранности денежных средств, уплаченных на капитальный ремонт, содержатся в статье 5, части 5 статьи 10, части 3 статьи 16, статье 18 оспариваемого областного закона; нормы, регулирующие порядок приемки оказанных услуг и(или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок урегулирования разногласий, возникших в ходе осуществления приемки оказанных услуг и(или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, содержатся в ст. 14 оспариваемого областного закона; нормы, устанавливающие сроки предполагаемого капитального ремонта, содержатся в ст.ст. 7 и 8 областного закона. Органами исполнительной власти Ленинградской области должен быть принят ряд подзаконных нормативных актов, в результате будет сформирована единая правовая база для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта.
В судебном заседании представитель законодательного собрания Ленинградской области М. просит в удовлетворении заявления отказать по доводам, приведенным в письменном возражении. Отмечает, что в оспариваемом областном законе содержатся положения, разработанные во исполнение требований пунктов 1 - 8 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 2, ст. 21, ч. 2 ст. 3, ст.ст. 6, 7, 8, 16, 17, 18). Иные положения областного закона не противоречат требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации. Сохранность средств, перечисленных собственниками помещений в фонд капитального ремонта, обеспечивается статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полномочия же по осуществлению контроля за процедурой назначения, сроками проведения, качеством, объемом и приемкой работ по капитальному ремонту реализуются в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления ими государственного жилищного надзора. Положения о контроле в указанной сфере со стороны органов местного самоуправления содержатся в ч. 5 ст. 10 оспариваемого областного закона. Вопросы непосредственного контроля со стороны собственников помещений за проведением капитального ремонта урегулированы п. 5 ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Правовое положение регионального оператора определено ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилищный кодекс РФ не регулирует вопросы ежегодной индексации взносов на капитальный ремонт и не предоставляет соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок возврата владельцем специального счета и(или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в соответствии со ст. 184 ЖК РФ урегулирован ст. 18 оспариваемого областного закона путем делегирования соответствующих полномочий правительству Ленинградской области.
В письменном возражении представитель губернатора Ленинградской области Я. просит в удовлетворении заявления отказать, отмечает, что оспариваемый областной закон принят в пределах предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (в частности, ст.ст. 13, 167, 168 и другие статьи ЖК РФ). Довод заявителя о том, что оспариваемый областной закон нарушает иное законодательство, является необоснованным, так как областной закон не содержит положений, устанавливающих ограничения, запреты или отмену жилищных прав граждан, предусмотренных действующим законодательством. Ссылка на противоречие областного закона положениям ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", ст.ст. 1, 15 - 16.1 ГК РФ неправомерна, так как данные нормы регулируют иные правоотношения.
В судебном заседании представитель губернатора Ленинградской области Я. просит отказать в удовлетворении заявления по доводам, приведенным в письменном возражении, поддерживает позицию представителя законодательного собрания Ленинградской области. Отмечает, что ст. 174 ЖК РФ не предусмотрена возможность использования средств на строительство нового жилья. Установление же иного порядка осуществления контроля за формированием фонда капитального ремонта, за деятельностью регионального оператора, нежели чем предусмотрено ст.ст. 172, 186 ЖК РФ, и формирование специальных муниципальных органов противоречило бы действующему законодательству. Ежегодная индексация взносов на капитальный ремонт не предусмотрена действующим законодательством. Определение срока, на который формируется региональная программа капитального ремонта в 30 лет, не противоречит действующему законодательству. Нормы областного закона полностью соответствуют Жилищному кодексу Российской Федерации.
Участвующий в деле прокурор Капсамун И.С. полагает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, так как обжалуемый областной закон принят органами государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отмечает, что заявитель не отразил, в чем состоит нарушение его прав.
Изучив материалы дела, заслушав представителя законодательного собрания Ленинградской области М., представителя губернатора Ленинградской области Я., а также заключение участвующего в деле прокурора Капсамун И.С., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах урегулированы в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:
1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора;
4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;
7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и(или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
Конкретные правомочия в области организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены субъектам РФ также ч. 4 ст. 166, ч.ч. 3, 6, 7 ст. 168, ч. 3 ст. 169, ч. 8 ст. 170, ч. 1 ст. 171, ч. 2 ст. 172, ч. 1 ст. 174, ст. 178, ч.ч. 2, 4 ст. 179, ч.ч. 2, 4 ст. 180, ч. 4 ст. 181, ч.ч. 4, 5 ст.ст. 182, 184, 185, 186, 187, 188, 189, 191 ЖК РФ.
Установлено, что Л. согласно свидетельству о государственной регистрации права <...> является собственником кв. <...> Ленинградской области. Названный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области 2014-2043 гг. (период 2039-2043 гг.).
Как следует из ст. 1 названного областного закона от 29.11.2013 № 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" настоящим областным законом урегулированы лишь отдельные вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области.
Так, ст. 2 названного областного закона в соответствии со ст. 169 ЖК РФ регламентированы вопросы, связанные со взносами на капитальный ремонт и порядок их установления (содержится ссылка на то, что минимальный размер взноса определяется правительством Ленинградской области; урегулированы вопросы, связанные с моментом возникновения обязанности по уплате взносов). В ст. 3 областного закона на основании ч.ч. 5 и 6 ст. 170 ЖК РФ установлен срок принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта; ст. 4 областного закона посвящена особенностям уплаты взносов на капитальный ремонт, что соответствует требованиям ст. 171 ЖК РФ.
Вопросы осуществления контроля за формированием фонда капитального ремонта и общественного контроля за деятельностью регионального оператора отражены в ст. 5 областного закона, что соответствует положениям ст.ст. 172, 186 ЖК РФ. Порядок и процедура предоставления мер государственной поддержки капитального ремонта в рамках требованиях ст. 191 ЖК РФ предусмотрена в ст. 6 названного областного закона.
В ч. 1 ст. 7 оспариваемого областного закона предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта формируется на срок до 30 лет. Указанной же областной нормой на основании требований, содержащихся в ст. 168 ЖК РФ, определены основные требования к региональной программе капитального ремонта. На основании названной федеральной нормы (ч. 6 ст. 168 ЖК РФ) ст. 8 областного закона установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта. В соответствии с ч. 7 ст. 168 ЖК РФ, предоставившей субъекту РФ право на принятие нормативного правового акта, определяющего порядок принятия краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, ст. 9 областного закона посвящена вопросу принятия краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта, данная областная норма, в том числе, содержит указание на то, что порядок подготовки, требования к содержанию, срок, на который формируется краткосрочный план реализации программы, устанавливаются правительством Ленинградской области.
Статья 10 областного закона, регулирующая вопросы, связанные с принятием решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме основана на положениях ст. 189 ЖК РФ, равно как ст. 11 областного закона, определяющая перечень услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и регулирующая вопросы финансирования данных услуг и (или работ) по капитальному ремонту, основана на положениях ст. 166 ЖК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 185 ЖК РФ в ст. 12 областного закона отражено, что размер предельной стоимости услуг и (или работ) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется в порядке, установленном правительством Ленинградской области. Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и(или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме также определяется правительством Ленинградской области в силу ст. 13 областного закона, основанной на ч. 5 ст. 182 ЖК РФ.
В силу положений ст. 14 областного закона порядок приемки услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается уполномоченным органом, которым согласно ч. 3 ст. 2 областного закона является правительство Ленинградской области, что соответствует требованиям п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ.
В ч. 1 ст. 15 областного закона (региональный оператор) по существу, содержит ссылку на то, что правовое положение регионального оператора регулируется как ЖК РФ, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", так и настоящим областным законом. В ч. 2 названной областной нормы содержится ссылка на ст. 176 ЖК РК РФ. Ст. 16 областного закона, определяющая состав имущества регионального оператора соответствует требованиям ст. 179 ЖК РФ. Порядок выполнения функций региональным оператором, в том числе осуществления им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлен в ст. 17 областного закона, основанной на положениях ст. 180 ЖК РФ.
Вопросы, связанные с определением порядка возврата владельцем специального счета и(или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации урегулирован в ст. 18 областного закона (в соответствии со ст. 184 ЖК РФ). Также, в соответствии с названной федеральной нормой в ст. 19 областного закона урегулированы вопросы, связанные с зачетом стоимости ранее оказанных отдельных услуг и(или) выполненных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Основные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора отражены в ст. 20 областного закона в рамках требований и полномочий, предоставленных субъекту РФ ст. 185 ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 167 ЖК РФ в ст. 21 областного закона урегулированы вопросы, связанные с проведением мониторинга технического состояния многоквартирных домов.
Вопросам осуществления взаимодействия при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах посвящена ст. 22 областного закона.
Статьи 23 и 24 областного закона содержат переходные положения и порядок его вступления в силу.
Таким образом, оспариваемый областной закон Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" (в оспариваемой части) соответствует приведенным выше в совокупности нормам и требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то, что оспариваемый областной закон противоречит Конституции РФ, ст.ст. 4.3, 4.4 Устава Ленинградской области, ст. 2.1 областного закона от 28.11.2007 № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области", ст. 16 Федерального закона от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" ст.ст. 1, 13, 15, 16.1 ГК РФ являются неосновательными, так как названными федеральными и областными актами (или нормами в указанной заявителем части) не регламентируются вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, урегулированные в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, следует отметить, что оспариваемый областной закон не содержит норм, устанавливающих ограничения, запреты или отмену жилищных прав граждан.
Доводы о том, что оспариваемый областной закон нарушает права заявителя, так как не обеспечивает сохранность денежных средств, уплаченных на капитальный ремонт; не обеспечивает контроль со стороны собственников помещений и экспертов на муниципальном уровне за процедурой назначения, сроками проведения, качества, объем и приемку работ по капремонту домов; не обеспечена гарантия, что капремонт жилого дома, будет произведен в требуемые сроки, являются необоснованными по существу, так как изложенные заявителем вопросы урегулированы в областном законе в соответствии с требованиями раздела IX ЖК РФ.
Так, нормы, направленные на обеспечение сохранности денежных средств, уплаченных на капитальный ремонт, содержатся в ст. 5, ч. 5 ст. 10, ч. 3 ст. 16, ст. 18 областного закона; нормы, касающиеся вопросов осуществления приемки оказанных услуг и(или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, урегулирования разногласий, возникающих в ходе осуществления приемки оказанных услуг и(или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, содержатся в ст. 14 областного закона; нормы, определяющие сроки проведения капитального ремонта, содержатся в ст. 7, 8 областного закона.
В силу же ст. 20 ЖК РФ полномочия по осуществлению контроля за процедурой назначения, сроками проведения, качеством, объемом и приемкой работ по капитальному строительству реализуются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления ими государственного жилищного надзора.
Вопросы, связанные с осуществлением непосредственного контроля со стороны собственников жилых помещений, урегулированы в п. 5 ч. 5 ст. 189 ЖК РФ и предусматривают возможность выбора уполномоченного от всех собственников помещений в многоквартирном доме лица, которое правомочно участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе и подписывать соответствующие акты.
На изложенные обстоятельства обоснованно указано в письменных возражениях представителей заинтересованных лиц.
Правильной является и ссылка на положения ст. 178 Жилищного кодекса РФ, регулирующей, в том числе, и вопросы возмещения убытков, причиненных собственникам помещений в многоквартирном доме, и предусматривающей также субсидиарную ответственность субъекта Российской Федерации.
Указание в ч. 1 ст. 7 областного закона о том, что региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет полностью соответствует требованиям п. 5 ст. 167, ч. 6 ст. 168 ЖК РФ, в силу которых порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам (в том числе и сроки их действия) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Областным законом установлен порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требования к этим программам (ст.ст. 7, 8 областного закона) в полном объеме и в рамках правомочий, предоставленных ст.ст. 167, 168 ЖК РФ.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность и обязанность субъекта Российской Федерации по ежегодной индексации взносов на капитальный ремонт.
Довод заявителя о том, что в обжалуемом областном законе надлежало в обязательном порядке также урегулировать иные вопросы (в областном законе не определены: орган, который должен будет выплатить собственникам помещений средства на капитальный ремонт, размер выплат по окончании 30-летнего срока, орган, который будет производить капитальный ремонт после окончания 30-летнего срока) не основан на нормах раздела IX ЖК РФ.
Равно как не может суд согласиться и с утверждением о том, что в оспариваемом областном законе надлежало урегулировать вопросы, связанные с реализацией требований статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусмотревшей сохранение за бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда и не касающейся вопросов организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Указание в ст. 18 областного закона о том, что порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, определяются правительством Ленинградской области, соответствуют требованиям ст. 184 ЖК РФ. Отсутствие в оспариваемом областном законе прямой правовой регламентации названного порядка использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома не является правовым основанием для признания его недействующим, так как в силу названной федеральной нормы, данный вопрос может быть урегулирован любым нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (то есть не только законом).
Довод же о необходимости создания специальных муниципальных органов по контролю за проведением капитального ремонта - экспертных комиссий, что надлежало урегулировать в оспариваемом областном законе, не основан на требованиях федерального законодательства, которым не предусмотрено право субъектов Российской Федерации по созданию таких контролирующих органов.
Случаи же, при наличии которых органы местного самоуправления осуществляют функции технического заказчика работ, установлены в ч. 2 ст. 17 оспариваемого областного закона.
С учетом изложенного, суд не усматривает, что оспариваемые нормы областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" противоречат действующему законодательству и нарушают или ущемляют права и законные интересы заявителя. Каких-либо доказательств в подтверждение своего утверждения о нарушении своих жилищных прав заявителем не представлено. В связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать по приведенным в совокупности основаниям.
Иные доводы заявителя, по существу, сводятся к неверному анализу и толкованию норм раздела Жилищного кодекса РФ в сравнении с положениями оспариваемого областного закона, и не относятся к правовым основаниям для признания нормативного правового акта недействующим в силу требований ст. 253 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Л. о признании недействующим с момента издания областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" в части (за исключением требований о признании недействующими ч. 5 ст. 10, ч.ч. 7, 8 ст. 17 названного областного закона), отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Е.Е.Морозкова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 марта 2014 года.


------------------------------------------------------------------