Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2014 по делу N А56-80312/2013 <О признании недействующим распоряжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.09.2013 N 161-р "О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2011 года N 124-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" на территории Ленинградской области на 2012 год" в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу № А56-80312/2013

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 29 октября 2014 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: председательствующего Королевой Т.В. и судей Ресовской Т.М., Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Открытое акционерное общество Энергетики и электрификации "Ленэнерго" заинтересованное лицо Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
третьи лица 1) Общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго"
2) Муниципальное предприятие "Всеволожское предприятие электрических сетей"
о признании недействительным распоряжения
при участии
от заявителя - предст.: Ц.Д. (доверенность от 19.12.2013), Г.П. (доверенность от 10.02.2014)
от заинтересованного лица - предст.: М.Н. (доверенность от 14.04.2014), Б.М. (доверенность от 04.02.2014)
от третьих лиц - 1) предст. К.Н. (доверенность от 03.09.2014)
2) предст.: Б.В. (доверенность от 18.04.2014). Б.Е. (доверенность от 10.10.2014)

установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет) № 161-р от 27.09.2013 г. "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.12.2011 г. № 124-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" на территории Ленинградской области на 2012 год" в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей" (далее - МП "ВПЭС").
Решением от 16.07.2014 г. требования Общества были удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не было рассмотрено в связи с отсутствием жалобы.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2014 г. решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2014 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суд посчитал, что в данном случае оспаривается нормативный правовой акт и решение должно быть принято коллегиально.
Дело рассмотрено с учетом замечаний Арбитражного суда Северо-Западного округа и требований ст.ст. 191 - 195 АПК РФ.
В предварительном судебном заседании удовлетворено ходатайство Общества и привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц Общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" и Муниципальное предприятие "Всеволожское предприятие электрических сетей".
В судебном заседании Комитет по тарифам заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что Комитет по тарифам распоряжением № 161-р от 21.10.2014 г. отменил обжалуемое распоряжение Комитета от 27.09.2013 г. № 161-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.12.2011 г. № 124-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" на территории Ленинградской области на 2012 год" на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
МП "ВПЭС" поддержало ходатайство Комитета.
ОАО "Ленэнерго" и третье лицо ООО "РКС-энерго" возражают против прекращения производства по делу, считая, что отмена оспариваемого нормативного правового акта не является основанием для прекращения производства по делу.
Ходатайство Комитета суд отклонил.
Объявлен порядок ведения заседания.
Общество поддержало требование в полном объеме.
По утверждению Общества оспариваемое распоряжение противоречит ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. "Об электроэнергетике" и п. 1 ст. 7 Областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области", а также Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования) и нарушает его права, так как принято в середине расчетного периода регулирования без условия о вступлении в силу в следующем периоде регулирования, с нарушением процедурного рассмотрения дел об установлении тарифов, без заявления Общества и без обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электроэнергии для всех потребителей услуг на территории субъекта РФ.
ООО "РКС-энерго" просил удовлетворить требования заявителя, полностью поддержав его позицию.
Комитет просил отклонить требование Общества, полагает, что права Общества не были нарушены, так как услуги им не были оказаны, а отмена самим Комитетом оспариваемого Распоряжения не означает незаконность его принятия, а свидетельствует о том, что вопрос перестал быть актуальным, поскольку касался установления тарифов на 2013 год.
МП "ВПЭС" поддержал позицию Комитета, считает оспариваемое Распоряжение законным и обоснованным, а интересы Общества не нарушенными.
Выслушав доводы всех участников процесса и, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Распоряжением Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.12.2011 № 124-р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии и об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые муниципальным предприятием "Всеволожское предприятие электрических сетей" открытому акционерному обществу "Ленэнерго" на территории Ленинградской области, на 2012-2014 годы" установлен индивидуальный тариф для расчетов за услуги по передаче электрической энергии между ОАО "Ленэнерго" и муниципальным предприятием "Всеволожское предприятие электрических сетей"
07.08.2014 "МП ВПЭС" обратилось в ЛенРТК с заявлениями об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) для расчетов с Обществом по договору, где МП "ВПЭС" является заказчиком услуги, а Общество исполнителем.
Письмом от 12.09.2013 № 2-5-1120/13-0-0 ЛенРТК уведомило ОАО "Ленэнерго" о заседании правления ЛенРТК на 27.09.2013 по вопросу установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между МП "ВПЭС" и ОАО "Ленэнерго".
27.09.2013, по результатам заседания Правления ЛенРТК принято Распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 161-р от 27.09.2013 г. "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2011 года № 124-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" на территории Ленинградской области на 2012 год" (далее - Распоряжение № 161-р). В Распоряжение № 124-р внесены изменения, а именно на 2013 установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей".
Принимая во внимание позицию Арбитражного суда Северо-Западного округа в котором суд установил, что принимаемые регулирующими органами в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 79 Основ ценообразования, пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, пунктами 14, 49 - 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), по форме, предусмотренной Приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э, представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного акты регулирующих органов об утверждении единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Поскольку в совокупности этими документами, рассчитанными на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, названные документы обладают признаками нормативных правовых актов.
Статьей 2 Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" установлено, что дела, указанные в пункте 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассмотренные на день вступления в силу данного Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.
Поскольку заявление ОАО "Ленэнерго" принято к производству Определением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2014 г., с учетом позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2014 г. по настоящему делу, рассмотрение заявления производится по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленным для рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными главой 23 Кодекса.
В соответствии с ч. 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться, в том числе, принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов). ОАО "Ленэнерго" полагает, что Распоряжение № 161-р противоречит Основам ценообразования.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
При этом, соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться, в том числе, принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).
В пункте 2 Основ ценообразования, установлено, что периодом регулирования является период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы). Под сроком действия цен (тарифов) понимается период времени между изменениями цен (тарифов) регулирующими органами по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
При этом в пункте 4 Основ ценообразования определено, что установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
В нарушение вышеуказанных норм Распоряжение № 161-р принято в середине расчетного периода регулирования без условия о вступлении в силу в следующем периоде регулирования.
Пунктом 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила государственного регулирования), установлено, что решение об установлении цен (тарифов) и(или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Распространение установленного Распоряжением № 161-р индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей" на период, предшествующий дате издания Распоряжения № 161-р - с 01.01.2013 г. противоречит вышеназванному пункту Правил государственного регулирования и является незаконным.
Расчет тарифов производился Комитетом на основании анализа обосновывающих и расчетных материалов МП ВПЭС, определяющих уровень тарифов (платы) на услуги по передаче электрической энергии по сетям МП ВПЭС на 2013 год, в том числе, на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности МП "ВПЭС" за 2011-2012 гг., а также с учетом договора оказания услуг по передаче электроэнергии, заключенного между МП ВПЭС и ООО "РКС-энерго", согласно которому с 01.05.2013 оплата услуг по передаче электрической энергии производится ООО "РКС-энерго", а также с учетом Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.
01.01.2007 г. между ООО "РКС-энерго" и Обществом был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 07-490, в том числе, в интересах потребителей ООО "РКС-энерго", чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетями МП "ВПЭС".
Письмом № 379 от 22.03.2013 ООО "РКС-энерго" с 01.05.2013 отказалось от Договора с Обществом в части оказания услуг потребителям, чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетями МП "ВПЭС".
19.03.2013 г. между ООО "РКС-энерго" и МП "ВПЭС" был заключен договор № 08-13 оказания услуг по передаче с 01.05.2013 электрической энергии потребителям ООО "РКС-энерго", чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетями МП "ВПЭС". Указанный договор был представлен в качестве основания для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
23.10.2013 г. вступило в законную силу Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2013 по делу № А56-24524/2013 (далее - Решение суда), по которому признана недействительной ничтожная односторонняя сделка ООО "РКС-энерго" по частичному отказу с 01.05.2013 от заключенного между ООО "РКС-энерго" и Обществом договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 № 07-490 в части оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям ООО "РКС-энерго", чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетями МП "ВПЭС", совершенная путем направления письма № 379 от 22.03.2013.
Согласно пункту 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения, составной частью которого является оказание услуг по передаче электроэнергии.
В соответствии с абзацем 5 пункта 28 Основных положений № 442 гарантирующий поставщик для надлежащего исполнения договора энергоснабжения обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.
С учетом того, что договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 № 07-490, заключенный между Обществом и ООО "РКС-энерго", в отношении потребителей ООО "РКС-энерго", чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетями МП "ВПЭС", является действующим, а в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения, составной частью которого является оказание услуг по передаче электроэнергии, суд приходит к выводу о том, что договор № 08-13 от 19.03.2013 г. является ничтожным на основании ст. 168 Гражданского кодекса РФ с момента его заключения.
Приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и(или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и(или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Приложением № 12 к форме принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установлена форма тарифного решения для индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
МП "ВПЭС" является по отношению к Обществу смежной сетевой организацией.
Пунктом 2 примечания к данной форме предусмотрено, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
В силу того, что договор № 08-13 от 19.03.2013 г., заключенный между ООО "РКС-энерго" и МП "ВПЭС", является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ, а договор оказания услуг по передаче электрической энергии между МП "ВПЭС" и Обществом, в соответствии с которым МП "ВПЭС" выступало заказчиком услуги по передаче электрической энергии, а Общество выступало исполнителем услуги, отсутствует, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет) № 161-р от 27.09.2013 г. в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей", не соответствует нормам пункта 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, пункта 2 приложения 12 к форме принятия решения органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. № 313-э.
Комитет допустил нарушения, перечисленные выше, в связи с чем требования Общества подлежат удовлетворению.
Доводы Комитета и МП "ВПЭС" о том, что интересы Общества не были затронуты материалами дела опровергаются, поскольку вынесение Распоряжения, принятого с нарушением установленного порядка и правил повлекло за собой многочисленные экономические споры между Обществом и третьими лицами, способствовало неопределенному положению участников экономических отношений.
Ссылка Комитета на имеющуюся у него информацию о том, что тарифы, утвержденные оспариваемым Распоряжением никогда не применялись и применяться не будут некорректна, а главное, она как раз подтверждает ошибочность оспариваемого Распоряжения и нарушение прав Общества.
Кроме того, оспариваемое Распоряжение Комитета в настоящее время отменено самим Комитетом 21.10.2014 г.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 194, 195, 71, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействующим Распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 161-р от 27.09.2013 г. "О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2011 года № 124-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" на территории Ленинградской области на 2012 год" в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Ленэнерго" муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей", как не соответствующее нормам пункта 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, пункта 2 приложения 12 к форме принятия решения органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. № 313-э.
Взыскать с Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Королева Т.В.

Судьи
Ресовская Т.М.
Синицына Е.В.


------------------------------------------------------------------