По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
<Письмо> Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.06.2014 N 03-20-2419/14-0-0 "О направлении методических рекомендаций"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 10 июня 2014 г. № 03-20-2419/14-0-0
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Комитет по образованию направляет методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) для использования в работе.
Данную информацию необходимо довести до сведения руководителей государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
Заместитель председателя Комитета
И.А.Асланян
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму
Комитета по образованию
от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС основного общего образования), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, программы отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее - рабочие программы) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы определены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
1.2. Рабочие программы разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы.
1.3. Рабочая программа - локальный нормативный акт общеобразовательной организации, определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретного учебного предмета, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе по учебному предмету.
1.4. Цель рабочей программы - планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебного предмета.
1.5. Задачи рабочей программы: определение основных методических подходов и последовательности изучения учебного предмета с учетом особенностей учебного процесса общеобразовательной организации и контингента обучающихся в текущем учебном году.
1.6. Разработка рабочих программ проводится на основе государственного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ по учебным предметам.
1.7. Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.
В соответствии с ФГОС основного общего образования рабочие программы должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
5) содержание учебного предмета;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета.
Пункты 2, 3, 8 могут войти в содержание пояснительной записки. Пункт 4 "Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета" раскрывается в тексте пояснительной записки, затем конкретизируется в тематическом (или поурочно-тематическом) планировании.
Таким образом, рабочая программа может иметь следующую структуру в качестве локального нормативного документа:
1) титульный лист;
2) пояснительную записку, включающую цели изучения учебного предмета в контексте целей основного общего образования с учетом его специфики; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; планируемые результаты изучения;
3) основное содержание учебного курса (разделы, темы, тезисы основного содержания);
4) тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основное и дополнительное).
1.8. Во избежание разночтений на уровне общеобразовательной организации необходимо разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их локальным нормативным актом, - Положением о рабочей программе.
Рабочие программы рассматриваются органом самоуправления, которому в соответствии с уставом общеобразовательной организации делегированы данные полномочия. По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления общеобразовательной организации принимает решение "рекомендовать к использованию". Рабочие программы утверждаются приказом общеобразовательной организации.
Общеобразовательная организация может вносить изменения и дополнения в содержание рабочих программ, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. Корректировка тематического (или поурочно-тематического) планирования осуществляется по согласованию с методическими объединениями.
Общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.
2. Структура и содержание рабочей программы
2.1. Титульный лист - структурный элемент рабочей программы, представляющий первоначальные сведения о рабочей программе. Титульный лист включает:
полное наименование общеобразовательной организации (в соответствии с уставом);
наименование "Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля) по ______ (указание учебного предмета) для _____ класса, курса (классов, курсов)";
срок реализации рабочей программы;
грифы рассмотрения/согласования (с указанием номера протокола и даты рассмотрения) и утверждения рабочей программы (с указанием номера приказа и подписи директора общеобразовательной организации/заместителя директора по УВР).
Примерный образец:
Рекомендована к использованию "Утверждаю"
органом самоуправления с указанием Приказ от ___ № ______
его названия в соответствии с уставом
общеобразовательной организации Подпись руководящего лица
Протокол от _______ № ______
Ф.И.О. учителя;
наименование города, населенного пункта;
год составления программы.
2.2. Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по учебному предмету. В ней конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета в данном классе. В пояснительной записке необходимо отразить:
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС, ФГУП, учебный план и др.), в том числе сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа (примерная основная образовательная программа по предмету, авторская программа с указанием выходных данных).
Цели изучения учебного предмета в контексте основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету с учетом особенностей общеобразовательной организации, класса.
Общую характеристику учебного предмета.
Описание места учебного предмета в учебном плане общеобразовательной организации.
Информацию о внесенных изменениях в примерную основную образовательную программу или авторскую программу и их обоснование.
Информацию об используемом учебно-методическом комплекте (особенности его содержания и структуры).
Информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком), в том числе о количестве часов для проведения лабораторно-практических и контрольных уроков, уроков повторения и обобщения изученного материала, а также часов, выделенных на экскурсии, проекты, исследования и др.
Информацию об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (согласно локальному нормативному акту общеобразовательной организации).
Соответствие требованиям государственной итоговой аттестации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
2.3. Тематическое (или поурочно-тематическое) планирование является частью рабочей программы и разрабатывается учителем на каждый учебный год.
В тематическом (или поурочно-тематическом) планировании необходимо отразить:
количество часов, отведенное на изучение предмета, тем (разделов);
темы уроков (при поурочно-тематическом планировании - количество часов);
основные виды учебной деятельности;
проведение практических/лабораторных работ (при их наличии);
виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в том числе в формате требований государственной итоговой аттестации);
планируемые результаты;
при необходимости - планируемые сроки изучения.
Примерные формы планирования
Вариант № 1
№ п/п
Тема урока
Основные элементы содержания
Практика
Контроль
Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)
Планируемые сроки/дата проведения
Раздел программы + количество часов
Подраздел программы + количество часов
Вариант № 2 (иностранный язык)
№ п/п
Тема урока
Языковая компетенция
Речевая компетенция
Планируемые сроки/дата проведения
Лексика
Грамматика
Чтение
Аудирование
Говорение
Письмо
1.
Примечание:
Возможно выделение дополнительной графы "Средства обучения" (к уроку или по разделу). Например, планирование по учебному предмету "Технология" требуется дополнить разделом "Инструменты и оборудование".
Раздел "Практика" может быть представлен разделами "Демонстрация", "Лабораторные работы" (физика, химия, биология, естествознание, география).
В целях подготовки к государственной итоговой аттестации в зависимости от реального уровня знаний и умений обучающихся целесообразно выделить раздел "Иметь представление, знать, понимать, уметь" - по всему разделу или по урокам.
Форма тематического планирования может быть дополнена другим содержанием (в соответствии со спецификой учебного предмета).
------------------------------------------------------------------