Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 18.06.2014 N 390 "Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Министру образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанову"



18 июня 2014 года N 390

------------------------------------------------------------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
К МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.В.ЛИВАНОВУ

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановляет:

1. Принять Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Министру образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанову (далее - Обращение) согласно приложению.
2. Направить Обращение в адрес Министра образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанова.

Председатель
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
В.С.Макаров
Санкт-Петербург,
Мариинский дворец
18 июня 2014 года
№ 390





ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
от 18.06.2014 № 390

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Поводом для настоящего обращения послужила ситуация, возникающая ежегодно при приеме в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам детей, имеющих братьев и сестер, уже обучающихся в данных образовательных организациях.
С 22 апреля 2014 года порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования регламентируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
В соответствии с пунктом 3 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок приема) правила приема граждан в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ОООД), устанавливаются ОООД самостоятельно в части, не урегулированной законодательством об образовании.
В соответствии с пунктом 4 Порядка приема правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Вне этого территориального принципа при приеме на свободные места в соответствии с пунктом 16 Порядка приема преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в ОООД в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержались и в ранее действовавшем приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 года № 107 "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения".
На практике, в частности в Санкт-Петербурге, руководители образовательных организаций ежегодно сталкиваются с необходимостью приема в школу ребенка, проживающего за пределами закрепленной территории, брат или сестра которого уже обучается в образовательной организации. При зачислении ребенка в другую школу перед семьей сразу встает проблема: необходимо отвести детей в разные школы и забрать их из разных школ. В условиях большого города расстояния между этими образовательными организациями могут быть весьма значительными. Кроме того, в семье нарушаются социальные связи между старшими и младшими детьми.
По отзывам многих родителей, в этой части существующий Порядок приема приводит к многочисленным неудобствам.
Еще до начала приемной кампании в образовательных организациях с 1 сентября 2013 года по 31 января 2014 года в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющие государственное управление в сфере образования, поступило более пятидесяти письменных и более ста устных обращений по поводу приема в первые классы детей, чьи брат или сестра уже учатся в той или иной образовательной организации. С 1 февраля 2014 года поступило более ста двадцати таких обращений, включая коллективные. Кроме того, подобные обращения массово рассматривались непосредственно в конфликтных комиссиях, созданных в административных районах Санкт-Петербурга. И за каждым из них стоит проблема конкретной семьи.
Представляется, что эта ситуация типична не только для Санкт-Петербурга.
Для решения именно этой проблемы в части 1 статьи 11 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года № 14 "Об общем образовании в городе Москве" до 28 июля 2012 года существовала норма, в соответствии с которой в первые классы государственных образовательных учреждений в первую очередь принимались не только дети, проживающие в домах, расположенных в непосредственной близости от соответствующего образовательного учреждения, но также "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из многодетных семей; дети, имеющие братьев к сестер, обучающихся в данном образовательном учреждении".
Впоследствии решением Московского городского суда от 13 апреля 2011 года оспариваемые прокурором города Москвы положения статьи 11 признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
После рассмотрения в кассационном порядке жалобы Московской городской Думы об отмене указанного судебного решения Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 15 июня 2011 года № 5-Г11-106 определила: "Решение Московского городского суда от 13 апреля 2011 года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления прокурора города Москвы о признании недействующей части 1 статьи 11 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года № 14 "Об общем образовании в городе Москве" в части предоставления первоочередного права при приеме в первый класс детей, проживающих в домах, расположенных в непосредственной близости от соответствующего образовательного учреждения; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из многодетных семей; детей, имеющих братьев и сестер, обучающихся в данном образовательном учреждении; детей, которым законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы предоставлено преимущественное право при приеме в государственные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня".
Кроме того, один из выводов Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации был следующим: "Предоставление права на прием в первоочередном порядке в образовательные учреждения определенным категориям граждан, нуждающихся в дополнительной защите со стороны государства, поддержка которых государством провозглашена в качестве одной из своих приоритетных задач и им гарантируется, не может быть охарактеризовано дискриминационным".
Следовательно, в правоприменительной практике толкование действующих норм, регламентирующих порядок приема детей в ОООД, может быть неоднозначным. Необходимость решать проблему зачисления детей из одной семьи в одну школу вызывает затруднения у руководителей ОООД, что ежегодно находит свое отражение в многочисленных жалобах родителей.
Полагаем, что в целях социальной поддержки семей, имеющих детей, преимущественное право детей, имеющих брата или сестру, уже обучающихся в ОООД, на зачисление в ту же самую ОООД должно быть либо закреплено на федеральном уровне, либо отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным Законодательное Собрание Санкт-Петербурга просит Вас рассмотреть вопрос о включении в Порядок приема нормы, в соответствии с которой при приеме либо переводе в государственные или муниципальные ОООД на обучение по общеобразовательным программам преимущественным правом обладают дети, имеющие братьев и сестер, обучающихся в данной государственной или муниципальной ОООД, за исключением случаев, для которых действующим законодательством предусмотрен индивидуальный отбор.


------------------------------------------------------------------