Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 01.07.2014 N 60-6 "О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга пятого созыва"



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. № 60-6

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРИЕМУ И ПРОВЕРКЕ ПОДПИСНЫХ
ЛИСТОВ С ПОДПИСЯМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ВЫДВИЖЕНИЯ
(САМОВЫДВИЖЕНИЯ) КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОВЕТОВ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЯТОГО СОЗЫВА

В соответствии со статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" Санкт-Петербургская избирательная комиссия решила:

1. Утвердить Методические рекомендации по вопросам проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга пятого созыва (прилагаются).
2. Поручить территориальным избирательным комиссиям в Санкт-Петербурге довести настоящее решение до избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
3. Опубликовать настоящее решение в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на секретаря Санкт-Петербургской избирательной комиссии М.А.Жданову.

Председатель
Санкт-Петербургской
избирательной комиссии
А.С.Пучнин

Секретарь
Санкт-Петербургской
избирательной комиссии
М.А.Жданова





УТВЕРЖДЕНЫ
решением
Санкт-Петербургской
избирательной комиссии
от 01.07.2014 № 60-6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИЕМУ И ПРОВЕРКЕ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ С ПОДПИСЯМИ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ВЫДВИЖЕНИЯ (САМОВЫДВИЖЕНИЯ)
КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОВЕТОВ
ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПЯТОГО СОЗЫВА

Методические рекомендации по вопросам проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга пятого созыва (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с положениями пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга), Методическими рекомендациями ЦИК России от 13 июня 2012 года № 128/986-6 по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации.

1. Организационно-правовые аспекты приема и проверки
подписных листов

1.1. Нормативная база

Основные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, приему и проверке подписных листов установлены статьями 37, 38 Федерального закона, статьями 24-1, 25, 26, 27 Закона Санкт-Петербурга. Данными нормами определяются порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными.
Форма подписного листа, представляемого в Окружную избирательную комиссию многомандатного/одномандатного избирательного округа по выборам депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (далее - Окружная избирательная комиссия), установлена приложением № 8 к Федеральному закону (пункт 6 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга).

1.2. Организация работы

Прием и проверку документов, поступивших в Окружную избирательную комиссию, осуществляет Рабочая группа по приему и проверке подписных листов (далее - Рабочая группа), представляемых кандидатами для регистрации.
В задачи Рабочей группы входят:
прием подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, и иных связанных с ними документов;
проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата;
подготовка протоколов об итогах проверки подписных листов и итоговых протоколов проверки подписных листов;
хранение подписных листов и иных связанных с ними документов, представленных кандидатами, а также документов, подготовленных в ходе приема и проверки подписных листов;
взаимодействие с кандидатами, правоохранительными органами, иными государственными органами и организациями, осуществляющими учет населения, по вопросам приема и проверки подписных листов;
подготовка материалов, необходимых в случае обжалования в вышестоящих избирательных комиссиях либо суде решений о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона, пунктом 5 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Заключения привлекаемых к проверке экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Документы, подготовленные Рабочей группой, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем Рабочей группы (членом избирательной комиссии с правом решающего голоса).
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона, пунктом 9 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.
Информирование кандидатов о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграмма) либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется система ГАС "Выборы", включая Регистр избирателей (пункт 3.1 статьи 38 Федерального закона, пункт 6 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга).
В случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в территориальном фрагменте Регистра избирателей, либо при отсутствии в территориальном фрагменте Регистра избирателей данных о гражданине Рабочая группа направляет запрос в УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФМС) по форме, установленной приложением к Протоколу № 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 27 декабря 2010 года.
Недопустимо направление в УФМС сведений об избирателях без предварительной проверки через территориальный фрагмент Регистра избирателей.

2. Прием подписных листов

2.1. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов

В соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона, пунктом 3 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга кандидат представляет в Окружную избирательную комиссию наряду с другими документами, необходимыми для регистрации, подписные листы и иные связанные с ними документы:
подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (должны быть пронумерованы и сброшюрованы в папки);
протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде;
документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов.
Согласно пункту 6 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга Окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать письменное подтверждение о получении документов (с указанием даты и времени приема документов, количества принятых подписных листов и количества содержащихся в них подписей избирателей).
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не менее 10 подписей.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего многомандатного избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей.
Форма протокола об итогах сбора подписей устанавливается решением избирательной комиссии муниципального образования. В протоколе должны содержаться следующие сведения:
фамилия, имя, отчество кандидата, в чью поддержку собираются подписи;
номер папки;
количество листов в папке;
количество подписей в папке.
Регистрация документов происходит в соответствии с инструкцией по делопроизводству избирательной комиссии, если не установлен иной порядок регистрации.
При приеме документов проверяются полнота сведений о кандидатах, наличие документов, необходимых для регистрации кандидата, а также соблюдение требований закона к оформлению документов. В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов в нее могут вноситься изменения кандидатом (доверенным лицом).
При проверке соответствия количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству используется второй экземпляр протокола об итогах сбора подписей, на котором делаются пометки в случае несовпадения количества представленных подписей их заявленному количеству.
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов они устраняются кандидатами (доверенными лицами) в следующем порядке:
при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3);
при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12).
После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью избирательной комиссии.
При приеме списка лиц, осуществлявших сбор подписей, также проверяется нумерация листов и записей.
Протокол об итогах сбора подписей регистрируется с использованием подсистемы документооборота ГАС "Выборы" в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в избирательной комиссии для регистрации входящих документов.
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных папок с подписными листами.
В случае если для проверки подписных листов используется специальное программное обеспечение ГАС "Выборы", то данные протокола об итогах сбора подписей вводятся в ГАС "Выборы".
Подписные листы и список лиц, осуществлявших сбор подписей, регистрируются как приложение к протоколу об итогах сбора подписей.
В части оформления папок с подписными листами рекомендуется:
формировать папки таким образом, чтобы каждая папка содержала определенное количество подписей избирателей, не превышающее 1000 подписей (применение такой рекомендации позволит установить папку как наиболее удобную единицу случайной выборки);
на лицевой стороне обложки каждой папки указывать фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей;
нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки;
подшивки подписных листов помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
концы прошивочной нити выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки, на которой ставить подпись кандидата (его доверенного лица).

2.2. Уточнение протокола об итогах сбора подписей

В случае если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол, в который вносятся соответствующие изменения, после чего протокол подписывается кандидатом (его доверенным лицом).

3. Проверка подписных листов

3.1. Порядок проверки подписных листов

В соответствии со статьей 27 Закона Санкт-Петербурга проверке подлежат все представленные подписи избирателей, собранные в поддержку кандидатов и содержащиеся в подписных листах. Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и(или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и(или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной или недостоверной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
Эксперты-почерковеды государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения), привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
При обнаружении специалистами Минобороны России в персональных данных военнослужащих, а также в сведениях, касающихся мест дислокации воинских частей и иных воинских формирований, содержащихся в подписных листах, несоответствия или неточностей в органы военного управления направляется письменный запрос. Только после получения официального ответа принимается решение о признании действительными (или недействительными) внесенных в подписной лист данных.
При обнаружении специалистами УФМС в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием территориального Регистра избирателей.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в территориальном Регистре, либо при отсутствии в территориальном Регистре таковых, необходимо направлять запрос в УФМС по форме, установленной Протоколом № 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы. На основании справки подразделения УФМС, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной.
Если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона, пункту 16 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга проверка подписных листов должна быть завершена не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, так как именно в этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого передается кандидату (доверенному лицу).
Срок проверки подписных листов в соответствии с пунктом 18 статьи 38 Федерального закона не может превышать десяти дней со дня приема документов.

3.2. Основания признания подписей недостоверными и(или) недействительными

Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной.
Основания для признания подписи недействительной указаны в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункте 13 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга.
Недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и(или) оформления подписного листа.
В соответствии с пунктом 13 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга недействительными признаются:
а) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей избирателей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата (подпункт "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона).
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись исходя из указанной даты внесения подписи избирателем;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона).
Активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга обладает гражданин РФ, достигший на день голосования на выборах возраста 18 лет, зарегистрированный по месту жительства на территории Санкт-Петербурга, а также военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории Санкт-Петербурга, и члены их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждении (в том числе курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, которые расположены на территории Санкт-Петербурга).
Членом рабочей группы самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись исходя из указанных в подписном листе сведений (года либо даты рождения, адреса места жительства).
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (в этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга);
г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, Законом Санкт-Петербурга, и(или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона, пункту 7 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или документе, заменяющем паспорт гражданина.
В случае если в паспорте не указано отчество избирателя, подпись не может быть признана недействительной.
Под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта РФ, района, города, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры данные сведения в подписном листе не указываются.
Соответствующая подпись признается недействительной членом рабочей группы самостоятельно (при достаточности данных в подписном листе для принятия такого решения) либо на основании официального ответа уполномоченного органа.
д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом (проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись; в случае если данные внесены в подписной лист путем копирования рукописных записей с помощью технических средств, то подписи признаются недействительными при наличии заключения эксперта-почерковеда);
е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (на основании заключения эксперта);
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений, не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В случае если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. Вместе с тем к определению наличия исправления, особенно в дате внесения подписи, целесообразно привлекать эксперта-почерковеда, в этом случае подпись признается недействительной на основании его заключения;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей избирателей возраста 18 лет, и(или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, либо внесены нерукописным способом или карандашом;
и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные Федеральным законом, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом;
к) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга:
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей избирателей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается. Сбор подписей избирателей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга;
м) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом;
н) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата (признаются проверяющим самостоятельно).
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись либо все подписи избирателей на листе (в случае если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата).
Отсутствие хронологии в датах внесения подписей избирателями внутри одного подписного листа основанием для признания подписей недействительными не является.

3.3. Оформление результатов проверки подписных листов

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными, с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются.
Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и(или) недействительными могут указываться в виде кодов нарушений. Форму ведомости проверки и таблицу кодов нарушений с указанием соответствующих им оснований признания подписей недостоверными и(или) недействительными целесообразно утвердить решением избирательной комиссии, организующей выборы (приложения № 1, 2 к настоящим методическим рекомендациям).
Каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается проверяющим, а в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.
Федеральный закон, Закон Санкт-Петербурга не содержит требований к форме заключения эксперта. Заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и(или) недействительной, является его письменным заключением.
Заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено в виде отдельного документа и должно содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе, переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ прилагается к ведомости проверки. В этом случае ведомость проверки экспертом может не подписываться.
В случае если избирательная комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа при наличии оснований проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость проверки.

4. Оформление итогов проверки подписных листов

4.1. Составление итогового протокола проверки подписных листов

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, пунктом 16 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом либо его доверенным лицом.
Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата либо количество недостоверных и(или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, то по запросу кандидата ему одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными (официальные ответы на запросы, заключения экспертов-почерковедов).
Если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, дальнейшая проверка не проводится.

4.2. Рассмотрение возражений кандидатов

После получения итогового протокола кандидат, его доверенное лицо могут представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Также кандидат, его доверенное лицо могут ознакомиться с подписными листами и ведомостями проверки. Возражения рассматриваются Рабочей группой. Результаты рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата на заседании избирательной комиссии.

4.3. Подготовка документов для рассмотрения на заседании избирательной комиссии

Итоговый протокол проверки подписных листов, составленный Рабочей группой, представляется в Окружную избирательную комиссию для принятия решения. Итоговый протокол прилагается к решению Окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона, пункт 16 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга).
В решении Окружной избирательной комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом подписей, количестве проверенных, признанных недостоверными и(или) недействительными подписей.
В случае если Рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата, в решении указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными.

5. Хранение подписных листов и иных документов

Папки с подписными листами, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей (в том числе и уточненные), итоговые протоколы проверки подписных листов должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе).
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов и возможных судебных споров несет Руководитель Рабочей группы.
Указанные документы подлежат хранению в течение сроков, установленных Законом Санкт-Петербурга. При этом устанавливаемые сроки хранения подписных листов с подписями избирателей не могут быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов.
Ответственность за сохранность документов возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря Окружной избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
По истечении установленных сроков хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).





Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения кандидатов на выборах
депутатов муниципальных советов
внутригородских муниципальных
образований Санкт-Петербурга

Ведомость проверки подписных листов № _____

Кандидат
_______________________________________________________
_______________________________________________________

Папка № ___ Листов в папке ___ Подписей в папке _______

Номер листа в папке
Номер строки на листе
Код нарушения
Примечание





















Проверяющий ______________ (подпись, инициалы, фамилия)

Эксперт __________________ (подпись, инициалы, фамилия)





Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения кандидатов на выборах
депутатов муниципальных советов
внутригородских муниципальных
образований Санкт-Петербурга

ТАБЛИЦА КОДОВ НАРУШЕНИЙ

Код
Расшифровка кодов нарушений
Выбраковывается
1
Форма листа не соответствует закону
Лист
2
Отсутствуют либо внесены не в полном объеме сведения о кандидате
Лист
3
Лист изготовлен не за счет избирательного фонда кандидата
Лист
4
Иные нарушения изготовления и оформления подписных листов
Лист
5 <*>
Дата внесения подписи выполнена не избирателем
Подпись
6 <*>
Данные в подписной лист внесены не сборщиком и не избирателем
Подпись
7
Сведения об избирателе внесены нерукописным способом или карандашом
Подпись
8
Дата подписи кандидата раньше даты подписи сборщика
Лист
9
Дата подписи сборщика раньше даты подписи избирателя
Подпись
10
Дата внесения подписи избирателя раньше дня уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата
Подпись
11
Иные нарушения порядка заполнения подписных листов
Подпись, Лист
12
Нет подписи кандидата
Лист
13
Нет или неполная, неверная дата подписи кандидата, неоговоренные исправления
Лист
14
Нет или неполные сведения о кандидате в удостоверительной записи
Лист
15 <*>
Подпись кандидата выполнена иным лицом
Лист
16 <*>
Дата внесения подписи кандидата выполнена другим лицом
Лист
17
Иные нарушения в заверительной записи кандидата
Лист
18
Подписной лист заверен сборщиком, не внесенным в список лиц, осуществлявших сбор подписей
Лист

Нет подписи сборщика
Лист
19
Нет или неполная, неверная дата подписи сборщика, неоговоренные исправления
Лист
20
Нет или неполные имя, отчество, дата рождения сборщика, неоговоренные исправления
Лист
21
Нет или неполные, неверные данные о месте жительства сборщика, неоговоренные исправления
Лист
22
Нет или неполные, неверные паспортные данные сборщика, неоговоренные исправления
Лист
23 <*>
Сведения о сборщике внесены в подписной лист не собственноручно
Лист
24 <*>
Подпись, дата подписи сборщика внесены иным лицом
Лист
25
Иные нарушения в заверительной записи сборщика
Лист
26
Подпись лица, не обладающего активным избирательным правом
Подпись
27
Нет подписи избирателя
Подпись
28
Нет или неполная, неверная дата подписи избирателя, неоговоренные исправления
Подпись
29
Нет или неполные имя, отчество избирателя, неоговоренные исправления
Подпись
30
Нет или неполная, неверная дата рождения избирателя, неоговоренные исправления
Подпись
31
Нет или неполный, неверный адрес места жительства избирателя, неоговоренные исправления
Подпись
32
Нет или неполные, неверные данные документа избирателя, неоговоренные исправления
Подпись
33 <*>
Подпись избирателя выполнена другим лицом
Подпись
34
Иные нарушения в сведениях об избирателе


--------------------------------
<*> Необходимо заключение эксперта-почерковеда.


------------------------------------------------------------------