Решение Санкт-Петербургского городского суда от 03.07.2014 по делу N 3-137/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2014 N 80 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Замшиной ул., пр. Маршала Блюхера, Пискаревским пр., Бестужевской ул., в Калининском районе">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу № 3-137/14

Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Севастьяник Н.В.
при секретаре Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.К. о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2014 № 80 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Замшиной ул., пр. Маршала Блюхера, Пискаревским пр., Бестужевской ул., в Калининском районе",

установил:

С.К. обратились в суд с заявлением, после уточнения которого, просит признать недействующим с момента принятия Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2014 № 80 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Замшиной ул., пр. Маршала Блюхера, Пискаревским пр., Бестужевской ул., в Калининском районе" (далее - Постановление), ссылаясь на принятие оспариваемого акта в нарушение требований пункта 4 статьи 12 общей части Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" при отсутствии утвержденных технических регламентов и региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга. Также заявитель указывает, что в противоречие Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", предусматривающему размещение на этой территории станции метрополитена, оспариваемый акт не содержит элементы планировочной структуры, параметры элементов планировочной структуры, зоны и границы зон, красные линии, границы формируемых земельных участков, предусмотренные статьями 42 - 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) и обязательные для размещения станции метрополитена. Кроме того, приложением 6 к Закону Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" территория, в отношении которой вынесено Постановление, определена для размещения линий электропередач, однако линии, обозначающие эти объекты инженерной инфраструктуры в основной части проекта планировки территории не включены в нарушение пункта "б" части 2 статьи 42 ГрК РФ (т. 1 л.д. 21). Оспариваемым актом нарушены права заявителя на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные ч. 6 ст. 2 ГрК РФ.
Заявитель в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.
Представители Правительства Санкт-Петербурга В.С., К.С. в судебное заседание явились, против удовлетворения заявленных требований возражали, полагая, что оспариваемый акт органа государственной власти принят в пределах предоставленной компетенции и в соответствии с законодательством, регулирующим правоотношения в сфере градостроительства.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Севастьяник Н.В., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2014 № 80 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Замшиной ул., пр. Маршала Блюхера, Пискаревским пр., Бестужевской ул., в Калининском районе" утвержден проект планировки территории в составе: чертеж планировки территории (красные линии, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур) согласно приложению № 1, чертеж планировки территории (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению № 2, Положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории согласно приложению № 3; утвержден проект межевания территории в составе: чертеж межевания территории (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно приложению № 4, чертеж межевания территории (границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, границы застроенных земельных участков) согласно приложению № 5.
В Приложениях отражены границы и площади формируемых земельных участков, предназначенных для размещения объекта дошкольного образования, двух трансформаторных подстанций, амбулаторно-поликлинического учреждении, многоэтажного гаража, крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей, многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроенным гаражом, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией.
Постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет http://www.gov.spb.ru, 21.02.2014 в порядке, предусмотренном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 № 865.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно подп. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Аналогичные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности установлены в статье 7 ГрК РФ.
В силу статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
На основании пунктов 12, 13 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 октября 2009 года № 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной документации на территории Санкт-Петербурга относится принятие решений о подготовке документации по планировке территории Санкт-Петербурга и утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.
Порядок подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге утвержден статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 04 февраля 2009 № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", согласно пункту 6 которой проекты планировки территорий в Санкт-Петербурге и проекты межевания территорий в Санкт-Петербурге, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга и нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга; Правительство Санкт-Петербурга принимает решение об утверждении документации по планировке территории в Санкт-Петербурге с учетом результатов публичных слушаний.
Порядок информирования заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний по документации по планировке территории и проведения публичных слушаний регулируется Законом Санкт-Петербурга от 05 июля 2006 № 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Из представленных суду документов следует, что информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации по планировке вышеуказанной территории было опубликовано в газете "Санкт-Петербургские ведомости" от 05.08.2013 № 147 (5423), на основании положений статьи 6 указанного Закона Санкт-Петербурга до публичных слушаний была организована экспозиция документации, 09.09.2013 года было осуществлено обсуждение документации по планировке названной территории; 16.09.2013 года при наличии дополнительных обращений жителей района подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по установленной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 № 491 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации и проведении публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" форме, опубликованное в газете "Невское время" от 21.09.2013 № 166 (5380) (т. 1 л.д. 127, 134-100).
Таким образом, оспариваемый правовой акт принят в пределах предоставленных Правительству Санкт-Петербурга полномочий, информация по материалам проекта планировки и проекта межевания территории доведена до сведения жителей соответствующей территории, информирование населения о предстоящих публичных слушаниях по проекту планировки и проекту межевания территории и их проведение были осуществлены в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 12 общей части Приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" с 1 января 2012 года при отсутствии технических регламентов и региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга подготовка проектов планировки территорий в Санкт-Петербурге и проектов межевания территорий в Санкт-Петербурге запрещается; Закон Санкт-Петербурга от 14.02.2014 № 23-9 "О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга" вступил в законную силу с 01.03.2014 года, в связи с чем заявитель полагает, что поскольку к моменту принятия оспариваемого нормативного правового акта региональные нормативы градостроительного проектирования Санкт-Петербурга отсутствовали, то подготовка проекта планировки с проектом межевания территории осуществлена незаконно.
Оценивая указанные доводы, суд принимает во внимание, что в силу части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 12.1 статьи 45 ГрК РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 статье 45 ГрК РФ.
Таким образом, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен закрытый перечень документов, на основании которых осуществляется подготовка документации по планировке территории, также установлен перечень документов, на соответствие требованиям которых проводится проверка подготовленной документации.
Частью 6 статьи 45 ГрК РФ установлено, что не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории ((за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 ГрК РФ) в случаях, предусматривающих размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 ГрК РФ, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 ГрК РФ, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района, а также в случаях, не предусматривающих размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям).
То есть Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает запрета на подготовку документации по планировке территории при отсутствии региональных технических регламентов и нормативов градостроительного проектирования. При этом следует учитывать, что определение видов нормативов градостроительного проектирования как исключительно региональный и местных, введено в Градостроительный кодекс Российской Федерации только Федеральным законом от 05.05.2014 № 131-ФЗ.
Из содержания пункта 4 статьи 12 общей части Приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" следует, что она была направлена на обеспечение разработки документации по планировке территории на основании подлежащих в дальнейшем принятию региональных нормативов. Такие нормативы были приняты Законом Санкт-Петербурга от 14.02.2014 № 23-9, согласно статье 2 которого его действие не распространяется на отношения, связанные с подготовкой и утверждением документации по планировке территории, если решение о подготовке указанной документации принято до вступления в силу настоящего закона, при этом указанная норма действует до 01.01.2015 года. Таким образом, в указанном акте законодатель Санкт-Петербурга установил, что до 01.01.2015 года разработка и утверждение документации по планировке территории может осуществляться без учета утвержденных этим актом региональных нормативов.
Как следует из представленных документов решение о подготовке документации по планировке территории, ограниченной Замшиной ул., пр. Маршала Блюхера, Пискаревским пр., Бестужевской ул., в Калининском районе принято распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 16.07.2012 № 1410 (т. 1 л.д. 403), то есть до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 14.02.2014 № 23-9, в связи с чем следует признать, что разработка документации по планировке указанной территории при отсутствии утвержденных Законом Санкт-Петербурга региональных нормативов градостроительного проектирования обоснованно осуществлена на основании иных актов, содержащих нормативы градостроительного проектирования, в том числе, принятых на федеральном уровне.
Оценивая доводы заявителя о противоречии оспариваемого акта приложению 5 "Схема размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения с выделением сооружений внешнего транспорта, городского транспорта, автомобильных дорог общего пользования (городской транспорт)" к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", которым предусмотрено размещение на указанной территории станции метрополитена, проектируемой на период 2015-2025 годы, суд принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 11 статьи 1 указанного Закона Санкт-Петербурга границы всех видов зон, территорий и объектов в составе Генерального плана Санкт-Петербурга, указанных в приложениях 2 - 17 настоящего Закона Санкт-Петербурга, установлены путем отображения их местоположения на картах (схемах) с точностью, соответствующей масштабу карты (схемы), на которой они отображены. То есть на приложении № 5 к названному Закону Санкт-Петербурга объекты планируемой станции метрополитена отражены схематично и без привязки к конкретным земельным участкам (т. 2 л.д. 6-9, 26), при этом отображение объекта планируемой станции метрополитена, выходит за границы территории, в отношении которой вынесен оспариваемый акт.
Таким образом, указание на карте приложения 5 к Закону Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" станции метрополитена на пересечении пр. М. Блюхера и ул. Замшина не исключает возможность сооружения станции метро, подземного или наземного вестибюля метрополитена на земельных участках, сопряженных с территорией, планировка и межевание которой осуществлена оспариваемым актом.
При этом точное местоположение таких сооружений метрополитена может быть определено только в результате проектирования, а возможность возведения на этой территории объектов, определенных в оспариваемом акте, не исключает возможности при дальнейшем проектировании предусмотреть здесь также входы в вестибюли станции.
Кроме того, пунктом 7 Положения о территориальном планировании (Приложение № 1 Закона Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга) установлено, что расчетный срок Генерального плана Санкт-Петербурга это период, на который рассчитаны все основные проектные решения Генерального плана Санкт-Петербурга, - 2015 год, прогнозируемый период - период, следующий за расчетным сроком Генерального плана Санкт-Петербурга, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития Санкт-Петербурга, - 2025 год.
Согласно пункту 8 указанного Положения основанием для разработки документации по планировке территории Санкт-Петербурга являются проектные решения Генерального плана Санкт-Петербурга на расчетный срок. То есть, поскольку проектирование линии метрополитена на рассматриваемой территории предусмотрено Генеральным планом Санкт-Петербурга за расчетным сроком реализации, то подготовка оспариваемой документации по планировке территории обоснованно осуществлена в соответствии с проектными решениями на расчетный срок, не предусматривающими как размещение, так и проектирование в этот период на указанной территории сооружений метрополитена.
Доводы заявителя о том, что в нарушение требований пункта "б" части 2 статьи 42 ГрК РФ и Схемы размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период основных объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения (тепло-, электро-, газоснабжение), являющейся приложением № 6 к Закону Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в основанную часть проекта планировки не включены объекты инженерной инфраструктуры - линии электропередача, также не могут быть приняты судом.
Как следует из Приложения 3 к оспариваемому Постановлению, на этой территории предусматривается демонтаж существующих высоковольтных линий электропередач и перевод их в кабельное исполнение, что обусловлено соглашением от 28.01.2011 года № 4-с между Санкт-Петербургом и ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о сотрудничестве при реализации программы по переводу в кабельное исполнение воздушных высоковольтных линий электропередачи, расположенных на территории Санкт-Петербурга и находящихся в собственности ОАО "Федеральная сетевая компания "Единой энергетической системы" на период 2010-2016 гг" (т. 2 л.д. 40-442).
Таким образом, линии электропередачи, подлежащие исполнению в кабельном виде в соответствии с проектом планировки, не подлежат отображению в оспариваемом акте как линии электропередачи в воздушном исполнении.
Как следует из обозревавшихся судом документов, являющихся укрупненными схемами приложений оспариваемого акта, на них отмечены границы охранной зоны планируемых кабельных линий, которые в самом акте совпадают в связи с уменьшенным масштабом с красными линиями и другими обозначениями и приводят к изменению цветового обозначения соответствующих границ. Таким образом, следует признать, что в оспариваемом акте отображены объекты инженерной инфраструктуры, что свидетельствует об отсутствии противоречий Закону Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга".
Как следует из сопоставления оспариваемого акта и Закона Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", предусмотренное Постановлением размещение на рассматриваемой территория объектов не противоречит назначению соответствующих территориальных зон и не затрагивает территории зеленых насаждений общего пользования. На указанной территории расположен внутриквартальный сквер на Бестужевской улице, д. 31 корп. 1, относящийся к территории зеленых насаждений внутриквартального озеленения, который предполагается использовать для строительства объекта дошкольного учреждения, что не противоречит статье 16 Закона Санкт-Петербурга "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге".
Учитывая, что оспариваемое Постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией Правительства Санкт-Петербурга, требования градостроительного законодательства по соблюдению порядка подготовки документации по планировке территории при издании оспариваемого постановления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соблюдены, оспариваемый акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то оснований для признания его недействующим не имеется.
Руководствуясь 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

С.К. в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.02.2014 № 80 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Санкт-Петербургского
городского суда
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------