Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2014 N 244 "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия в Санкт-Петербурге"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. № 244

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Федерального закона от 02.07.2013 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", Закона Санкт-Петербурга № 682-125 от 04.12.2013 "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности", совершенствования подготовки проектов законов Санкт-Петербурга и проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, выявления в них положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Санкт-Петербурга, и в соответствии со статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 № 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Утвердить Порядок проведения оценки регулирующего воздействия в Санкт-Петербурге (далее - Порядок) согласно приложению.
2. Установить, что Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере проведения оценки регулирующего воздействия в Санкт-Петербурге (далее - ОРВ).
3. Внести в Положение о Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1040 "О Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга" (далее - Положение), следующие изменения:
3.1. Пункт 1.3 Положения дополнить абзацем следующего содержания:
"в сфере проведения оценки регулирующего воздействия в Санкт-Петербурге (далее - ОРВ) в пределах своей компетенции".
3.2. Дополнить Положение пунктом 2.7 следующего содержания:
"2.7. Организация и осуществление процедур проведения ОРВ".
3.3. Пункт 3.54 Положения изложить в следующей редакции:
"3.54. Осуществляет реализацию порядка проведения ОРВ".
3.4. Дополнить Положение пунктами 3.54.1 - 3.54.6 следующего содержания:
"3.54.1. Осуществляет нормативно-правовое регулирование в части, не урегулированной актами Правительства Санкт-Петербурга, и информационно-методическое обеспечение процедуры проведения ОРВ.
3.54.2. Осуществляет контроль качества исполнения процедур проведения ОРВ и подготовку заключений об ОРВ исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая контроль качества проведения публичных консультаций.
3.54.3. Осуществляет проведение процедуры ОРВ, включая проведение публичных консультаций, в случаях и порядке, установленных Правительством Санкт-Петербурга.
3.54.4. Проводит оценку фактического воздействия государственного регулирования.
3.54.5. Проводит мониторинг процедуры проведения ОРВ.
3.54.6. Готовит доклад Министерству экономического развития Российской Федерации о развитии и результатах процедуры проведения ОРВ".
4. Внести в Регламент Правительства Санкт-Петербурга, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100 (далее - Регламент), следующие изменения:
4.1. Дополнить Регламент пунктом 3.9-2 следующего содержания:
"3.9-2. Оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - ОРВ), затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится в случаях и порядке, установленных Правительством Санкт-Петербурга".
4.2. Пункт 3.30 Регламента дополнить абзацем следующего содержания:
"К тексту проекта нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, прилагается предварительное заключение об ОРВ и справка о проведении публичных консультаций, подписанная руководителем разработчика, а также экспертное заключение об ОРВ уполномоченного исполнительного органа государственной власти в сфере проведения ОРВ в Санкт-Петербурге или справка разработчика об отсутствии необходимости проведения процедуры ОРВ в случаях и порядке, установленных Правительством Санкт-Петербурга".
5. Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга до 01.05.2014 разработать и утвердить документы, предусмотренные Порядком.
6. Установить, что Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга осуществляет подготовку и направление в Министерство экономического развития Российской Федерации заключения на проекты нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативные правовые акты Российской Федерации в целях учета мнения Санкт-Петербурга при проведении оценки регулирующего воздействия.
7. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Говорунова А.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко





ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 10.04.2014 № 244

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет участников и процедуру проведения оценки регулирующего воздействия в Санкт-Петербурге проектов законов Санкт-Петербурга, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга (далее - проекты законов Санкт-Петербурга), проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - проекты нормативных правовых актов), проведения экспертизы законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - ОРВ), порядок проведения публичных консультаций, оценки качества исполнения процедур проведения ОРВ, подготовки заключений об ОРВ исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, отчетности о развитии и результатах ОРВ.
1.2. Процедура проведения ОРВ заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении альтернативных вариантов их достижения, а также определении связанных с ними выгод и издержек хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом (далее - социальные группы), подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования.
1.3. Целью процедуры проведения ОРВ является повышение качества государственного регулирования, обеспечение возможности учета мнений социальных групп и установления баланса интересов как на стадии подготовки проекта нормативного правового акта, указанного в пункте 1.1 настоящего Порядка, так и на стадии оценки фактического воздействия действующего государственного регулирования посредством анализа последствий и эффектов государственного регулирования и определения наилучшего с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности варианта государственного регулирования на основе сопоставления выгод и издержек социальных групп.
1.4. Процедуре проведения ОРВ подлежат проекты законов Санкт-Петербурга, проекты нормативных правовых актов, а также действующие законы Санкт-Петербурга и нормативные правовые акты Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - действующие нормативные правовые акты), затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - установленная сфера).
1.4.1. Проведение процедуры ОРВ в отношении проектов законов Санкт-Петербурга, проектов нормативных правовых актов, действующих нормативных правовых актов необходимо в случаях:
введения обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо наличия в них положений, способствующих их введению, в том числе установление требований для целей допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению предпринимательской деятельности;
наличия в них положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Санкт-Петербурга;
организации и проведения государственного контроля (надзора) в области осуществления предпринимательской деятельности.
1.5. Для целей настоящего Порядка используются следующие определения:
регулирующие органы - исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, ответственные за участие в реализации государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере;
уполномоченный орган - уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга в области проведения ОРВ;
оценка эффективности государственного регулирования - процедура проведения ОРВ проекта закона Санкт-Петербурга, проекта нормативного правового акта, направленная на выявление и устранение положений, которые вводят избыточные, невыполнимые или сложно контролируемые административные и иные ограничения, обязанности, расходы для социальных групп, бюджета Санкт-Петербурга и(или) противоречат цели государственного регулирования;
оценка фактического воздействия государственного регулирования - процедура проведения ОРВ путем экспертизы действующего нормативного правового акта в установленной сфере в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

2. Функции участников процедуры ОРВ

2.1. Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:
реализацию порядка проведения ОРВ;
нормативно-правовое регулирование в части, не урегулированной актами Правительства Санкт-Петербурга, и информационно-методическое обеспечение процедуры проведения ОРВ;
контроль качества исполнения процедур проведения ОРВ и подготовку заключений об ОРВ регулирующими органами, включая контроль качества проведения публичных консультаций;
проведение процедуры ОРВ проектов нормативных правовых актов, действующих нормативных правовых актов в установленной сфере, включая проведение публичных консультаций;
проведение мониторинга процедуры ОРВ;
подготовку доклада Министерству экономического развития Российской Федерации о развитии и результатах процедуры проведения ОРВ.
2.2. Регулирующие органы осуществляют следующие функции:
принятие решения о необходимости проведения процедуры ОРВ проекта закона Санкт-Петербурга, проекта нормативного правового акта в установленной сфере или об отсутствии указанной необходимости;
подготовку заключений об ОРВ проектов нормативных правовых актов в установленной сфере;
проведение публичных консультаций.
2.3. Региональные объединения организаций и граждан (потребителей) в установленной сфере, юридические лица и граждане (потребители), а также научно-экспертные организации могут принимать участие в публичных консультациях.

3. Оценка эффективности государственного регулирования

3.1. Регулирующий орган в ходе подготовки проекта закона Санкт-Петербурга, проекта нормативного правового акта (далее - проект) проводит предварительную оценку на предмет содержания в тексте следующих положений, вводящих:
избыточные административные и иные ограничения, обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или создающих условия к их введению;
необоснованные расходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
необоснованные расходы бюджета Санкт-Петербурга;
необоснованные ограничения конкуренции.
3.2. Если указанные положения не содержатся в тексте проекта, регулирующий орган принимает решение об отсутствии необходимости проведения процедуры ОРВ в отношении проекта.
3.3. Решение об отсутствии необходимости проведения процедуры ОРВ в отношении проекта оформляется в виде справки, форма которой утверждается уполномоченным органом, и прилагается к проекту.
3.4. По результатам проведения предварительной оценки на предмет содержания в тексте положений, предусмотренных в пункте 3.1 настоящего Порядка, и их выявления регулирующий орган принимает решения о необходимости проведения процедуры ОРВ проекта.
3.5. Регулирующий орган в ходе подготовки проекта в случае принятия решения о необходимости проведения процедуры ОРВ проводит оценку эффективности государственного регулирования, в том числе проводит анализ по следующим направлениям:
описание проблемы;
цели государственного регулирования;
достижение целей с помощью вариантов, связанных с отменой государственного регулирования, заменой государственного регулирования информационными, организационными или иными способами решения проблемы, оптимизацией действующего государственного регулирования;
выгоды и издержки предполагаемого государственного регулирования на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный периоды;
результаты, риски и ограничения по проекту;
показатели мониторинга достижения целей государственного регулирования, отражающие состояние выявленной проблемы, значения данных показателей к моменту проведения анализа проблемы в сфере государственного регулирования и источники данных о значениях показателей.
При необходимости для проведения оценки эффективности государственного регулирования регулирующий орган создает экспертные группы.
3.6. В рамках проведения оценки эффективности государственного регулирования регулирующим органом проводятся публичные консультации в целях учета мнения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и предоставленной ими информации о возможных последствиях государственного регулирования.
3.7. Для проведения публичных консультаций регулирующим органом на специализированном сайте размещается уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прилагаются проект, в отношении которого проводится ОРВ, пояснительная записка к нему по форме, утверждаемой уполномоченным органом, а также перечень вопросов, обсуждаемых в ходе публичных консультаций. В уведомлении указываются срок проведения публичных консультаций и способ направления участниками публичных консультаций своих мнений.
Дополнительно регулирующим органом могут проводиться опросы бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества, включая иностранных экспертов, интернет-опросы, совещания с заинтересованными сторонами.
3.8. По результатам публичных консультаций регулирующим органом подготавливается справка по всем полученным предложениям.
3.9. Срок проведения регулирующим органом публичных консультаций, указанных в настоящем разделе, - 15 календарных дней.
3.10. По результатам оценки эффективности государственного регулирования регулирующий орган готовит предварительное заключение об ОРВ, форма которого утверждается уполномоченным органом, и вместе с проектом и справкой о проведении публичных консультаций, подписанной руководителем регулирующего органа, представляет его в уполномоченный орган на рассмотрение.
Регулирующий орган обеспечивает публикацию предварительного заключения об ОРВ на специализированном сайте.
3.11. Уполномоченным органом в течение 15 календарных дней проводится экспертиза предварительного заключения об ОРВ регулирующего органа и проекта, включающая:
оценку соответствия проведенных регулирующим органом процедур проведения оценки эффективности государственного регулирования, включая проведение публичных консультаций, требованиям настоящего Порядка и методики;
оценку качества проведенных регулирующим органом процедур, в том числе корректность использования и интерпретации данных, обоснованность выбора регулирующим органом наиболее оптимального (эффективного) варианта;
выявление в проекте положений:
вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или создающих условия их введения;
влекущих возникновение необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
влекущих возникновение необоснованных расходов бюджета Санкт-Петербурга;
способствующих необоснованному ограничению конкуренции.
Уполномоченный орган проводит указанную экспертизу самостоятельно либо организует привлечение для ее проведения экспертной организации в порядке, установленном законодательством в сфере размещения государственного заказа за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
При необходимости для проведения экспертизы уполномоченный орган создает экспертный совет, рабочие группы.
3.12. Экспертное заключение об ОРВ уполномоченного органа публикуется уполномоченным органом на специализированном сайте.
3.13. В случае выявления уполномоченным органом несоответствия качества предварительного заключения об ОРВ регулирующего органа требованиям настоящего Порядка и методики уполномоченный орган направляет в регулирующий орган экспертное заключение об ОРВ с перечнем замечаний.
3.14. В случае выявления уполномоченным органом несоответствия процедур ОРВ, проведенных регулирующим органом, требованиям настоящего Порядка и методики уполномоченный орган направляет в регулирующий орган экспертное заключение об ОРВ с указанием выявленных нарушений процедур проведения ОРВ и необходимости повторного проведения ОРВ.
3.15. Регулирующий орган устраняет замечания, выполняет требования уполномоченного органа и учитывает выводы его экспертного заключения об ОРВ при доработке проекта. После доработки регулирующий орган повторно направляет проект в уполномоченный орган для получения экспертного заключения об ОРВ.
Если регулирующий орган не согласен с представленными замечаниями уполномоченного органа, он готовит мотивированное заключение и лист разногласий с указанными замечаниями, с которыми он не согласен, которые будут являться приложением к заключению об ОРВ уполномоченного органа.
3.16. В случае отсутствия замечаний к качеству предварительного заключения об ОРВ и выполнению процедур уполномоченный орган направляет в регулирующий орган экспертное заключение об ОРВ без замечаний, требующих устранения.

4. Оценка фактического воздействия государственного
регулирования

4.1. Оценка фактического воздействия государственного регулирования осуществляется уполномоченным органом путем сопоставления данных экспертного заключения об ОРВ проекта с фактическими результатами применения действующего нормативного правового акта для определения степени достижения цели государственного регулирования.
4.2. Оценка фактического воздействия государственного регулирования проводится уполномоченным органом не ранее чем через два года после вступления в силу действующего нормативного правового акта.
По поручению Губернатора Санкт-Петербурга или Правительства Санкт-Петербурга, а также по инициативе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге оценка фактического воздействия государственного регулирования может быть проведена уполномоченным органом в иные сроки.
4.3. Уполномоченный орган проводит оценку фактического воздействия государственного регулирования самостоятельно либо организует привлечение для ее проведения экспертной организации в порядке, установленном законодательством в сфере размещения государственного заказа за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
При необходимости для проведения оценки фактического воздействия государственного регулирования уполномоченный орган создает экспертный совет, рабочие группы.
4.4. При проведении оценки фактического воздействия государственного регулирования уполномоченным органом могут проводиться публичные консультации. Для проведения публичных консультаций уполномоченный орган размещает на специализированном сайте уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прилагается перечень вопросов, обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций. В уведомлении указывается срок проведения публичных консультаций. Оценка фактического воздействия государственного регулирования участниками публичных консультаций направляется в уполномоченный орган.
Дополнительно уполномоченным органом могут проводиться опросы бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества, включая иностранных экспертов, интернет-опросы, совещания с заинтересованными сторонами.
4.5. Оценка фактического воздействия государственного регулирования проводится с учетом предложений региональных общественных объединений предпринимателей, граждан (потребителей), а также научно-экспертных организаций и оформляется в виде заключения об оценке фактического воздействия государственного регулирования.
4.6. Заключение об оценке фактического воздействия государственного регулирования направляется в регулирующий орган.
4.7. Заключение об оценке фактического воздействия государственного регулирования может являться основанием для изменения государственного регулирования и разработки проекта.
4.8. Результаты заключения об оценке фактического воздействия государственного регулирования и ежегодного мониторинга государственного регулирования публикуются уполномоченным органом на специализированном сайте.

5. Отчетность о развитии и результатах процедуры ОРВ

5.1. Уполномоченным органом ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, готовится и представляется в Министерство экономического развития Российской Федерации доклад о развитии и результатах процедуры ОРВ.
5.2. Представленный в Министерство экономического развития Российской Федерации доклад о развитии и результатах процедуры ОРВ публикуется уполномоченным органом на специализированном сайте.


------------------------------------------------------------------