Постановление Правительства Ленинградской области от 03.09.2014 N 403 "О Концепции становления и развития казачества в Ленинградской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. № 403

О КОНЦЕПЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАЗАЧЕСТВА
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 года, и Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 сентября 2012 года, в целях становления и развития казачества в Ленинградской области Правительство Ленинградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию становления и развития казачества в Ленинградской области.
2. Координацию деятельности по реализации Концепции становления и развития казачества в Ленинградской области возложить на Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области.
3. Органам исполнительной власти Ленинградской области руководствоваться положениями Концепции становления и развития казачества в Ленинградской области при разработке и реализации государственных программ и мер государственной поддержки казачьих обществ Ленинградской области.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Ленинградской области учитывать положения Концепции становления и развития казачества в Ленинградской области при разработке и реализации муниципальных программ и проектов.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Бурлакова А.Д.

Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко





УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 03.09.2014 № 403
(приложение)

КОНЦЕПЦИЯ
СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАЗАЧЕСТВА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Концепция становления и развития казачества в Ленинградской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 года, Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 сентября 2012 года, иными нормативными правовыми актами о службе российского казачества.
Концепция определяет систему принципов, приоритетов, целей, задач и основных направлений деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области в отношении казачества, содержит анализ текущего состояния российского казачества на территории Ленинградской области.
Реализация Концепции предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления), государственных учреждений и казачьих обществ для решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации перед казачеством России.
Концепция является документом, направленным на создание условий для становления, развития и несения казачеством Ленинградской области государственной и иной службы, возрождения и сохранения самобытной культуры, образа жизни, традиций и духовных ценностей казаков.
Федеральный закон от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - Закон № 154-ФЗ) законодательно подтвердил существование казачьего движения в России, определил правовую и организационную основы несения российским казачеством государственной службы. Только внесенные в государственный реестр казачьи общества получили право в установленном порядке принимать на себя обязательства по несению государственной или иной службы. При этом несение государственной службы общественными объединениями российского казачества не предусмотрено. В Законе № 154-ФЗ отражены основные положения порядка привлечения казачьих обществ к несению государственной и иной службы и порядка финансирования государственной службы российского казачества. В целях реализации указанных положений необходимо принятие нормативных актов Ленинградской области, в том числе о порядке заключения органами исполнительной власти Ленинградской области договоров (соглашений) с казачьими обществами, о порядке финансирования государственной службы казачества Ленинградской области.
В 2008 году Президентом Российской Федерации утверждена Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, которая определила основные принципы, цели, задачи и приоритеты государственной политики Российской Федерации в указанной сфере. Одной из важнейших задач Концепции является создание финансовых, правовых, методических, нормативных и организационных механизмов привлечения казачества к несению государственной и иной службы.
Вместе с тем в связи с совершенствованием государственной политики в отношении казачества, динамикой и особенностями процесса возрождения казачества на местах возникают новые задачи, требующие создания механизмов их реализации, способствующих становлению и развитию казачества с учетом специфики конкретного региона Российской Федерации.

2. Особенности региона и политика органов исполнительной
власти Ленинградской области в отношении казачества

Ленинградская область не является территорией исторического проживания казаков, что обуславливает отсутствие значительного количества мест их компактного проживания в регионе и предопределяет трудности при организации несения государственной и иной службы, формировании образовательной функции, военно-патриотического воспитания молодежи, самоидентификации.
В 2010-2013 годах наблюдалась устойчивая тенденция роста вновь образованных и действующих на территории Ленинградской области казачьих обществ. Активизации становления и развития областного казачества в немалой степени способствует целенаправленная и конструктивная политика органов исполнительной власти Ленинградской области, направленная на координацию и упорядочение деятельности казачьих обществ региона.
В целях выработки мер по становлению областного казачества, реализации положений Закона № 154-ФЗ и Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества в Ленинградской области образованы рабочая группа по вопросам становления и развития казачества в Ленинградской области (распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 апреля 2013 года № 304-рг) и комиссия по вопросам казачества при Губернаторе Ленинградской области (распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 апреля 2013 года № 305-рг), назначен советник Губернатора Ленинградской области по направлению деятельности "вопросы казачества".
Комиссией по вопросам казачества при Губернаторе Ленинградской области и рабочей группой по вопросам становления и развития казачества в Ленинградской области с участием атаманов и представителей 18 казачьих обществ выработана позиция по вопросу становления и дальнейшего развития областного казачества на основе принципа консолидации казачьих обществ, создания единой областной казачьей структуры (окружного или отдельского казачьего общества), куда добровольно войдут хуторские, станичные, городские и юртовые казачьи общества, члены которых изъявили желание принять на себя обязательства по несению государственной и иной службы.
В настоящее время на территории Ленинградской области осуществляют деятельность 28 казачьих обществ и общественных объединений казачьей направленности, из них казачьих обществ - 19 (хуторских - 2, станичных - 16, городских - 1).
С одобрения большинства атаманов казачьих обществ предполагается создание единой организационной структуры казачества в регионе - отдельского (окружного) казачьего общества и юртовых казачьих обществ, объединяющих хуторские, станичные и городские казачьи общества в соответствии с территориальным расположением трех епархий (Выборгской, Гатчинской, Тихвинской) Русской Православной Церкви, что позволит выстроить единую систему управления казачьими обществами, направив их деятельность на службу обществу и государству, гармонично взаимодействовать с епархиями в деле казачьего строительства и в перспективе создать в Северо-Западном федеральном округе войсковое казачье общество.

3. Принципы, цели и задачи политики органов исполнительной
власти Ленинградской области в отношении казачества

Основными принципами политики органов исполнительной власти Ленинградской области в отношении казачества являются:
комплексность, целенаправленность, системность государственной поддержки казачества;
учет и соблюдение законных интересов казачества органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления при решении вопросов местного значения на территории муниципальных образований, в которых казачьи общества осуществляют деятельность;
взаимодействие органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления с казачьими обществами и общественными объединениями казачества;
подконтрольность казачьих обществ по вопросам государственной и иной службы органам исполнительной власти Ленинградской области и органам местного самоуправления;
учет политических, социальных, экономических и культурных аспектов деятельности казачества Ленинградской области на современном этапе;
нормативное регулирование деятельности казачьих обществ в пределах ведения Ленинградской области;
поддержка органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления инициатив казачьих обществ в сфере организации и развития государственной и иной службы казачества.
Целями политики органов исполнительной власти Ленинградской области в отношении казачества являются:
создание и развитие казачьих обществ как основы для экономического, духовно-нравственного и культурного становления казачества на территории Ленинградской области;
активизация социальной роли членов казачьих обществ через развитие государственной и иной службы казачества;
повышение уровня социальной стабильности, правопорядка и безопасности в регионе, в том числе посредством привлечения казачьих обществ к несению государственной и иной службы, участия казачьих обществ в военно-патриотическом воспитании молодежи.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
создание финансовых, правовых, методических, информационных и организационных механизмов для привлечения казачьих обществ к несению государственной и иной службы;
создание условий для привлечения казачьих обществ к участию в реализации государственных, региональных и муниципальных программ;
создание условий для участия казачьих обществ в военно-патриотическом воспитании молодежи, в работе с допризывной молодежью с целью подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, возрождении и реализации принципов общегражданского патриотизма, верного служения Отечеству на основе традиций российского казачества;
создание условий для участия казачьих обществ в развитии сельских территорий, агропромышленного комплекса и малых форм хозяйствования в местах компактного проживания членов казачьих обществ;
разработка механизмов и форм участия казачьих обществ в развитии экономики и инфраструктуры сельских территорий Ленинградской области;
внедрение и развитие практики использования исторических, культурных и духовных традиций российского казачества в воспитательном и образовательном процессах;
интеграция положений настоящей Концепции в Концепцию социально-экономического развития Ленинградской области до 2025 года;
включение задач духовно-культурного развития казачества в общий комплекс задач по созданию привлекательного имиджа региона;
осуществление мер поддержки казачьих кадетских образовательных организаций;
создание условий для участия казачьих обществ в социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в организации внеурочной, досуговой деятельности детей, их летнего оздоровительного отдыха на основе заключенных договоров (соглашений);
выработка форм участия казачьих обществ в обсуждении и решении вопросов в сфере противодействия экстремизму, ксенофобии и этносепаратизму;
развитие и поддержка опыта казачьих обществ Ленинградской области в организации общественно полезных инициатив, направленных на формирование здорового образа жизни, снижение уровня наркомании, табакокурения, алкоголизма и преступности в обществе.

4. Приоритетные направления политики органов исполнительной
власти Ленинградской области в отношении казачества

4.1. Привлечение членов казачьих обществ Ленинградской области к исполнению обязанностей по несению государственной и иной службы

Малочисленность мест компактного проживания членов казачьих обществ на территории Ленинградской области не позволяет в полной мере проводить политику возрождения традиционного образа жизни российского казачества в регионе, в том числе и в части исполнения обязанностей по несению государственной и иной службы. Указанное направление целесообразно реализовывать путем содействия объединению казачьих обществ в единую региональную казачью структуру - отдельское (окружное) казачье общество, укреплению взаимодействия казачьих обществ с органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления по вопросам исполнения обязанностей по несению государственной и иной службы. Кроме того, необходимо совершенствовать механизмы и формы участия членов казачьих обществ в охране общественного порядка, обеспечении пожарной безопасности, охране объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов обеспечения жизнедеятельности населения и сопровождения грузов, в природоохранной и экологической деятельности, в мероприятиях по защите государственной границы Российской Федерации, охране и защите памятников истории и культуры Ленинградской области.
Следует развивать взаимодействие казачьих обществ с военным комиссариатом Ленинградской области в вопросах организации и ведения воинского учета членов казачьих обществ, военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе.
Привлечение членов казачьих обществ к исполнению обязанностей по несению государственной и иной службы осуществляется органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми членами казачьих обществ обязательствами по несению службы, отнесенной к ведению этих органов.
Члены казачьих обществ привлекаются к несению государственной или иной службы в следующих формах:
прохождение государственной гражданской службы Ленинградской области, а также муниципальной службы;
оказание содействия органам исполнительной власти Ленинградской области и органам местного самоуправления в осуществлении установленных задач и функций.
Прохождение членами казачьих обществ государственной гражданской службы Ленинградской области, а также муниципальной службы осуществляется на основании трудовых договоров, служебных контрактов.
Оказание членами казачьих обществ содействия органам исполнительной власти Ленинградской области и органам местного самоуправления в выполнении установленных задач и функций осуществляется на основании договоров (соглашений), заключенных между органами исполнительной власти Ленинградской области или органами местного самоуправления и казачьим обществом.
Казачьи общества могут также оказывать содействие государственным учреждениям, подведомственным органам исполнительной власти Ленинградской области, в выполнении установленных для учреждений задач и функций на основании договоров (соглашений), заключенных между государственным учреждением и казачьим обществом.
С целью совершенствования механизмов управления отдельское (окружное) казачье общество может создавать дружины.

4.2. Развитие исторических традиций и духовно-культурных основ казачества в Ленинградской области

Развитие современного казачества невозможно без осознания казаками своих исторических корней, духовных и культурных традиций, нравственных ценностей. С целью развития культуры казачества целесообразно включать в государственные и муниципальные программы Ленинградской области мероприятия, направленные на возрождение и развитие исторических и духовно-культурных традиций казачества.
Органы исполнительной власти Ленинградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий оказывают содействие деятельности казачьих обществ по следующим направлениям:
создание центров казачьей культуры;
организация казачьих творческих коллективов;
военно-патриотическое воспитание молодежи;
привитие казачьей молодежи традиционных духовно-нравственных ценностей;
развитие кадетского движения, в том числе создание казачьих кадетских образовательных организаций;
реализация дополнительных образовательных общеразвивающих программ по истории и культуре казачества в образовательных организациях;
создание казачьих музеев, пополнение фондов и оформление казачьих экспозиций;
издание научной, учебной, художественной литературы и периодических печатных изданий, подготовка теле-, радиопередач по истории и возрождению казачества;
возрождение и развитие традиционных казачьих художественных промыслов и ремесел;
восстановление объектов, связанных с культурно-историческими событиями в жизни казачества, традиционными духовно-нравственными и религиозными ценностями.
В целях активной пропаганды казачьей традиционной материально-бытовой и духовной культуры целесообразно привлекать казаков к работе научных и иных конференций, оказывать поддержку фольклорным ансамблям, развивать внутренний туризм с использованием казачьего регионального этнокультурного компонента, физическую культуру и спорт.

4.3. Военно-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи

Одним из приоритетных направлений деятельности казачьих обществ является работа по военно-патриотическому воспитанию призывников, их подготовке к военной службе, а также вневойсковой подготовке членов казачьих обществ во время пребывания их в запасе. Необходимо создавать условия и стимулы для развития казачьих молодежных военно-спортивных обществ и патриотических клубов, использовать инновационные методологические и информационные подходы в сфере образования и воспитания молодежи. Немаловажным фактором является доступность организаций военно-патриотической и спортивной направленности (клубов), их открытость для молодежи Ленинградской области, в том числе для лиц, не являющихся членами казачьих обществ и потомками казаков.

5. Организационные основы реализации государственной
политики в отношении казачества в Ленинградской области

Государственная политика в отношении казачества, казачьих обществ и казачьих общественных объединений в Ленинградской области проводится Правительством Ленинградской области.
Реализация государственной политики в отношении казачества в соответствии с законодательством Российской Федерации и областным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления.
Реализация государственной политики на территории Ленинградской области в отношении казачества предполагает:
содействие в создании казачьих обществ и организации их деятельности;
согласованность и скоординированность действий органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления в отношении казачества;
содействие объединению казачьих обществ на основе федерального и областного законодательства, построение наиболее эффективной системы управления казачьими обществами с учетом специфики региона;
формирование механизмов финансирования органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления государственной и иной службы казачества, в том числе через разработку региональных государственных и муниципальных программ;
совершенствование нормативной правовой базы для становления государственной и иной службы казачества, обеспечения социальных и иных гарантий для членов казачьих обществ, принимающих участие в государственной и иной службе;
оказание организационного, информационного, консультативного, методического содействия казачьим обществам в деятельности по несению государственной и иной службы;
оценка эффективности несения государственной и иной службы членами казачьих обществ;
обеспечение учета мнения казачества посредством участия представителей казачьих обществ в работе коллегиальных органов исполнительных органов власти Ленинградской области по вопросам, входящим в сферу деятельности казачества;
поддержка и использование возможностей казачества в развитии агропромышленного комплекса и сельского хозяйства на территории Ленинградской области;
заключение договоров (соглашений) с казачьими обществами для оказания содействия органам исполнительной власти Ленинградской области и органам местного самоуправления в осуществлении казачьими обществами установленных задач и функций;
привлечение в ряды казачества уволенных в запас военнослужащих, бывших сотрудников силовых ведомств и иных граждан Российской Федерации, исповедующих духовные и культурные ценности казачества;
создание государственных учреждений для выполнения задач по реализации государственной политики в отношении казачества;
создание необходимых условий для военно-патриотического воспитания молодежи в традициях российского казачества, подготовка к воинской службе, создание казачьих кадетских классов в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, организация изучения истории, традиционной материально-бытовой и духовной культуры казачества в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования через различные формы учебной и внеурочной деятельности (факультативы, элективные курсы, кружки, объединения), развитие военно-прикладного дела;
развитие внутреннего туризма с использованием казачьего регионального этнокультурного компонента, изучение традиционной культуры казаков;
организация и содействие деятельности конно-спортивных казачьих клубов в Ленинградской области;
содействие в развитии различных форм предпринимательской деятельности, осуществляемой казачьими обществами в соответствии с федеральным законодательством, в оказании казачьим обществам информационной, научной и методической поддержки по вопросам развития экономических условий их деятельности, в том числе при осуществлении казачьими обществами сельскохозяйственного производства.
Конкретные меры государственной поддержки казачества и казачьих обществ в Ленинградской области определяются государственными программами Ленинградской области и муниципальными программами, а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Ленинградской области.
Финансирование мероприятий по государственной поддержке казачества и казачьих обществ, выполняемых в рамках реализации государственных программ Ленинградской области и муниципальных программ, осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области и бюджетов муниципальных образований Ленинградской области соответственно.
Реализация государственной политики в отношении казачества в Ленинградской области будет способствовать сохранению и возрождению традиций, культуры казачьих обществ и общественных объединений казачества, привлечению казачества к несению государственной и иной службы. Создание на территории Ленинградской области более широкой социальной базы казачества в виде компактных поселений для возрождения казачества в его традиционных формах позволит восстановить традиции самоуправления и хозяйственной деятельности казачьих общин, являющихся духовной и экономической базой дальнейшего их развития.

6. Общественные объединения казачества

На территории Ленинградской области наряду с казачьими обществами, члены которых приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, осуществляют деятельность пять общественных объединений казачества, созданных по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов в сфере духовно-культурных традиций российского казачества, а также региональное отделение Политической партии "Казачья партия Российской Федерации", образованной по инициативе представителей казачьих обществ 46 регионов России на учредительном Съезде Партии 24 ноября 2012 года.
В отношении общественных объединений казачества Ленинградской области действуют положения настоящей Концепции, направленные на сохранение и дальнейшее развитие самобытной казачьей культуры.
Органы исполнительной власти Ленинградской области и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений казачества, оказывают поддержку (в том числе экономическую) их деятельности в рамках действующего законодательства.


------------------------------------------------------------------