Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 1180 "О порядке осуществления внутреннего финансового аудита главными распорядителями бюджетных средств Санкт-Петербурга, главными администраторами доходов бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. № 1180

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В соответствии с пунктом 4 статьи 157 и пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления внутреннего финансового аудита главными распорядителями бюджетных средств Санкт-Петербурга, главными администраторами доходов бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга (далее - Положение).
2. Главным распорядителям бюджетных средств Санкт-Петербурга, главным администраторам доходов бюджета Санкт-Петербурга, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга в четырехмесячный срок утвердить регламенты осуществления внутреннего финансового аудита.
3. Контроль за выполнением постановления остается за Губернатором Санкт-Петербурга.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко





УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Санкт-Петербурга
от 18.12.2014 № 1180

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
БЮДЖЕТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает требования к порядку осуществления внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами доходов бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга (далее совместно - администраторы).
1.2. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета Санкт-Петербурга.
1.3. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершаемых (совершенных) администраторами и подведомственными им получателями бюджетных средств (далее - объекты аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
1.4. Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Положения структурными подразделениями и(или) уполномоченными должностными лицами (уполномоченным должностным лицом) администратора, наделенными правовым актом администратора полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе их функциональной независимости (далее - субъекты аудита).
1.5. При недостаточности трудовых ресурсов и(или) невозможности обеспечения функциональной независимости внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Положения аудиторской комиссией, создаваемой администратором (далее - аудиторская комиссия), с привлечением на безвозмездной основе работников специализированной организации на основании соглашения между администратором и специализированной организацией.
1.6. Регламент внутреннего финансового аудита утверждается правовым актом администратора и отражает:
способ осуществления внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктами 1.4 или 1.5 настоящего Положения;
субъекты аудита или количество и наименование должностных лиц администратора, включаемых в состав аудиторской комиссии;
планирование внутреннего финансового аудита;
порядок направления сведений в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (далее - Комитет);
принятие решений о проведении аудиторских мероприятий;
порядок привлечения на безвозмездной основе специалистов, экспертов;
сроки и порядок доведения до руководителя или уполномоченного должностного лица объекта аудита решения о проведении аудиторского мероприятия, а также отчета о результатах аудиторских мероприятий;
предельные сроки проведения аудиторских мероприятий, основания для их приостановления и продления.
1.7. Субъект аудита подчиняется непосредственно руководителю администратора.
1.8. Аудиторская комиссия образуется на основании правового акта администратора сроком на один год в количестве не менее трех человек, в состав аудиторской комиссии включаются должностное лицо (должностные лица) администратора и работники специализированной организации.
1.9. В целях настоящего Положения уполномоченными должностными лицами, осуществляющими внутренний финансовый аудит, признаются должностные лица субъектов аудита и члены аудиторской комиссии.
1.10. Деятельность уполномоченных должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.

2. Осуществление внутреннего финансового аудита

2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения ежегодных аудиторских мероприятий.
2.2. Сроки и объекты проведения аудиторских мероприятий на текущий финансовый год определяются администратором ежегодно до 31 января.
2.3. Аудиторские мероприятия подразделяются:
2.3.1. По месту проведения:
на камеральные, которые проводятся по месту нахождения администратора на основании представленных объектами аудита информации и материалов;
на выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения администратора, так и по месту нахождения объектов аудита.
2.3.2. По полноте охвата вопросов:
на сплошные;
на выборочные.
2.4. При проведении аудиторских мероприятий возможно привлечение на безвозмездной основе:
экспертов (не заинтересованных в исходе дела дееспособных физических лиц, обладающих специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения);
специалистов (не заинтересованных в исходе дела дееспособных физических лиц, обладающих познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств).
2.5. Уполномоченные должностные лица, осуществляющие аудиторские мероприятия, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских мероприятий, в том числе информацию об организации и результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляются аудиторские мероприятия.
2.6. Решение о проведении аудиторских мероприятий принимается в форме правового акта администратора.
2.7. В решении о проведении аудиторских мероприятий указываются:
тема аудиторского мероприятия;
наименование объектов аудита;
уполномоченные должностные лица (должностное лицо), осуществляющие внутренний финансовый аудит, эксперты, специалисты;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия;
сроки проведения аудиторского мероприятия;
вид аудиторского мероприятия в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения.
2.8. Решение о проведении аудиторского мероприятия, а также отчеты о его результатах доводятся до руководителя или уполномоченного должностного лица объекта аудита.
2.9. В ходе аудиторского мероприятия проводится исследование:
осуществления внутреннего финансового контроля;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета Санкт-Петербурга;
ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности.
2.10. Аудиторское мероприятие проводится путем выполнения:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторского мероприятия;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета членом аудиторской группы;
аналитических процедур.
2.11. При проведении аудиторского мероприятия должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие (отсутствие) выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторского мероприятия.
2.12. Проведение аудиторского мероприятия подлежит документированию. Рабочая документация (документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторского мероприятия) содержит:
документы, отражающие подготовку аудиторского мероприятия;
сведения о характере, сроках, объеме аудиторского мероприятия и результатах его выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторского мероприятия;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторского мероприятия;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и(или) третьим лицам в ходе аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения (при наличии);
экспертное заключение (при наличии);
отчет о результатах аудиторского мероприятия.
2.13. Результаты аудиторского мероприятия оформляются отчетом, который подписывается уполномоченными должностными лицами (уполномоченным должностным лицом), проводившими аудиторское мероприятие, и вручается руководителю объекта аудита.
2.14. В отчет о результатах аудиторского мероприятия включаются:
информация о выявленных в ходе аудиторского мероприятия недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
выводы о надежности внутреннего финансового контроля;
выводы о соответствии бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
выводы о достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в осуществление внутреннего финансового контроля, карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Санкт-Петербурга.
2.15. Отчет о результатах аудиторского мероприятия направляется руководителю администратора для принятия решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его направления руководителю администратора в Комитет.
2.16. Руководитель администратора в течение 15 рабочих дней с даты получения отчета, указанного в пункте 2.15 настоящего Положения, принимает решение о необходимости реализации указанных в нем выводов, предложений и рекомендаций или об их полной (частичной) необоснованности.
2.17. Руководитель администратора помимо решения, указанного в пункте 2.16 настоящего Положения, вправе принять иные решения, в том числе о проведении служебных проверок, а также о применении материальной и(или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам.
2.18. В случае выявления в рамках внутреннего финансового аудита фактов, содержащих признаки административного правонарушения и(или) преступления, информация о них с приложением подтверждающих документов в течение одного рабочего дня направляется администратором в Комитет, а также уполномоченным органам государственной власти.

3. Переходные положения

В случае осуществления внутреннего финансового аудита аудиторской комиссией в 2015-2017 годах аудиторские мероприятия проводятся не реже одного раза в три года.


------------------------------------------------------------------