Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 1243 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. № 1243

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2015 № 1058)

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 № 297-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" и в целях установления единых подходов и принципов организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Санкт-Петербурге Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Утвердить Положение о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга.
2. Утвердить Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов Санкт-Петербурга.
3. Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности:
3.1. До 01.02.2015 разработать и утвердить критерии оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов Санкт-Петербурга.
3.2. До 01.03.2015 разработать и утвердить показатели мониторинга деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге.
4. Администрациям районов Санкт-Петербурга привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, настоящим постановлением правовые акты, действующие в этой сфере.
5. Признать утратившим силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2007 № 1279 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Говорунова А.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко





УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Санкт-Петербурга
от 26.12.2014 № 1243

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2015 № 1058)

1. Общие положения

1.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга (далее - городская комиссия) является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), создается в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявления и пресечения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий в Санкт-Петербурге.
(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2015 № 1058)
1.2. Городская комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, настоящим Положением.
1.3. Деятельность городской комиссии основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

2. Основные задачи городской комиссии

Основными задачами городской комиссии являются:
2.1. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и общественных объединений в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.2. Организация работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних в Санкт-Петербурге, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2.3. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3. Полномочия городской комиссии

К полномочиям городской комиссии относятся:
3.1. Координация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов Санкт-Петербурга (далее - районные комиссии), органов и учреждений системы профилактики и других органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в Санкт-Петербурге.
3.2. Разработка и внесение в Правительство Санкт-Петербурга предложений по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
3.3. Обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
3.4. Осуществление мониторинга деятельности органов и учреждений системы профилактики в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
3.5. Участие в разработке и реализации программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, в пределах своих полномочий.
3.6. Участие в разработке проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, оценка эффективности указанных проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.
3.7. Посещение организаций, обеспечивающих реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в городскую комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений.
3.8. Внесение предложений в установленном порядке соответствующим субъектам системы профилактики о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
3.9. Принятие мер к устранению выявленных нарушений и недостатков, в том числе в деятельности органов и учреждений системы профилактики, на основании полученной информации о несоблюдении прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав и обеспечение конфиденциальности указанной информации при ее хранении и использовании.
3.10. Подготовка статистических отчетов и проведение анализа деятельности районных комиссий за квартал, полугодие, год.
3.11. Проведение анализа причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определение мер по устранению указанных причин и условий на территории Санкт-Петербурга.
3.12. Информирование Правительства Санкт-Петербурга о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних на территории Санкт-Петербурга.
3.13. Оказание методической помощи, осуществление информационного обеспечения и контроля за деятельностью районных комиссий, обобщение и распространение положительного опыта их работы.
3.14. Направление запросов и получение от государственных органов, органов и учреждений системы профилактики, организаций, общественных объединений, должностных лиц информации по вопросам, входящим в компетенцию городской комиссии, а также приглашение должностных лиц и граждан для получения от них объяснений по вопросам, рассматриваемым городской комиссией.
3.15. Принятие постановлений по вопросам, отнесенным к компетенции городской комиссии, которые обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
3.16. Постановка перед органами и учреждениями системы профилактики вопроса о применении мер дисциплинарного воздействия к их должностным лицам в случаях невыполнения ими постановлений городской комиссии, принятых в пределах ее компетенции.
3.17. Рассмотрение обращений несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), иных граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, принятие по ним решений в соответствии со своей компетенцией.
3.18. Создание в установленном порядке временных рабочих групп с привлечением ученых и специалистов, представителей общественных объединений, международных организаций, религиозных конфессий, граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними, депутатов соответствующих представительных органов, а также других заинтересованных лиц для подготовки предложений по отдельным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
3.19. Принятие решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и(или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних (далее - решение о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость).
Городская комиссия принимает решение о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость, в порядке (в том числе в части перечня документов, представляемых для принятия решения, и сроков их рассмотрения), установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 3.19 в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2015 № 1058)
3.20. Осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
(п. 3.20 введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2015 № 1058)

4. Состав городской комиссии

4.1. Городская комиссия образуется постановлением Правительства Санкт-Петербурга в составе председателя, заместителей председателя, ответственного секретаря, секретаря и членов городской комиссии.
4.2. Организационное обеспечение деятельности городской комиссии осуществляется ответственным секретарем городской комиссии и секретарем городской комиссии.
Ответственным секретарем городской комиссии назначается государственный гражданский служащий исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющего организационно-техническое обеспечение работы городской комиссии, замещающий должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга главного специалиста.
Секретарем городской комиссии назначается государственный гражданский служащий исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющего организационно-техническое обеспечение работы городской комиссии, замещающий должность, не относящуюся к должностям государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, старшего инспектора.
4.3. В состав городской комиссии могут входить представители органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов и учреждений системы профилактики, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, других органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Санкт-Петербурга, а также другие заинтересованные лица.
4.4. Члены городской комиссии осуществляют работу в городской комиссии на общественных началах. Заседание городской комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены городской комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.

5. Организация деятельности городской комиссии

5.1. Председатель городской комиссии:
осуществляет руководство деятельностью городской комиссии;
председательствует на заседании городской комиссии и организует ее работу;
имеет право решающего голоса при голосовании на заседании городской комиссии;
представляет городскую комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге и иных организациях;
утверждает повестку и назначает дату заседания городской комиссии;
дает заместителям председателя, секретарям комиссии, членам городской комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции городской комиссии;
представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава городской комиссии;
осуществляет контроль за исполнением плана работы городской комиссии, подписывает постановления городской комиссии;
несет персональную ответственность за организацию работы городской комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
5.2. Заместители председателя городской комиссии:
выполняют поручения председателя городской комиссии;
исполняют обязанности председателя городской комиссии в его отсутствие в соответствии с его поручением;
обеспечивают контроль за исполнением постановлений городской комиссии;
обеспечивают контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании городской комиссии.
5.3. Ответственный секретарь и секретарь городской комиссии:
осуществляют подготовку материалов для рассмотрения на заседании городской комиссии;
выполняют поручения председателя и заместителей председателя городской комиссии;
отвечают за ведение делопроизводства городской комиссии;
оповещают членов городской комиссии и лиц, участвующих в заседании городской комиссии, о времени и месте заседания, проверяют их явку, знакомят с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение городской комиссии;
осуществляют подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых городской комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании городской комиссии;
обеспечивают вручение копий постановлений городской комиссии.
5.4. Члены городской комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции городской комиссии, и осуществляют следующие функции:
участвуют в заседании городской комиссии и его подготовке;
предварительно (до заседания городской комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на рассмотрение городской комиссии;
вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов;
вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых городской комиссией по рассматриваемым вопросам, и голосуют при их принятии;
посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в городскую комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
выполняют поручения председателя городской комиссии.
5.5. Городская комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы на год, разрабатываемым в соответствии с основными задачами городской комиссии по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также по защите их прав и законных интересов (далее - годовой план).
5.5.1. Предложения в проект годового плана вносятся членами городской комиссии, руководителями органов и учреждений системы профилактики, иными заинтересованными органами и учреждениями, деятельность которых связана с выполнением функций профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, не позднее чем за два месяца до начала следующего года.
5.5.2. Проект годового плана вносится на рассмотрение и утверждение городской комиссии не позднее чем за месяц до начала следующего года.
5.5.3. Контроль за выполнением годового плана осуществляется ответственным секретарем и секретарем городской комиссии.
5.6. По предложению членов городской комиссии или решению председательствующего на заседании городской комиссии могут рассматриваться дополнительные вопросы, не предусмотренные повесткой, но требующие оперативного рассмотрения и принятия незамедлительных мер.
5.7. Материалы, подлежащие рассмотрению городской комиссией, предварительно изучаются председателем городской комиссии или по его поручению заместителем председателя городской комиссии, который принимает одно из следующих решений:
рассмотреть материалы на заседании городской комиссии;
провести дополнительную проверку материалов;
направить материалы для рассмотрения в соответствующую районную комиссию или в иной государственный орган по принадлежности вопроса.
5.8. О дне заседания городской комиссии извещается прокурор Санкт-Петербурга.
5.9. Заседания городской комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
5.10. Городская комиссия при необходимости может проводить внеочередные и выездные заседания городской комиссии.
5.11. Решение городской комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствует не менее половины членов городской комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов городской комиссии. При равенстве голосов членов городской комиссии голос председательствующего на заседании городской комиссии является решающим.
5.12. Заседание городской комиссии оформляется протоколом с указанием даты и места заседания, содержания рассматриваемых вопросов, сведений о явке членов городской комиссии и лиц, приглашенных на заседание городской комиссии.
5.13. Решения городской комиссии оформляются постановлениями, которые подписываются председательствующим на заседании городской комиссии и ответственным секретарем городской комиссии.
Решение о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость, принимается городской комиссией в виде постановления с соблюдением формы, установленной Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2015 № 1058)
Постановление регистрируется путем присвоения регистрационного номера, состоящего из порядкового номера и индекса номенклатурного дела.
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2015 № 1058)
5.13.1. Копии постановлений городской комиссии направляются в органы и учреждения системы профилактики, иные заинтересованные ведомства, прокурору Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня их принятия.
5.13.2. Постановления, принятые городской комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
5.14. Постановление городской комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение городской комиссии о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость, может быть обжаловано в суде.
(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2015 № 1058)
5.15. Городская комиссия имеет бланк и печать со своим названием.
5.16. Материально-техническое, организационное и информационно-правовое обеспечение деятельности городской комиссии осуществляет Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности.





УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Санкт-Петербурга
от 26.12.2014 № 1243

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
ПРИ АДМИНИСТРАЦИЯХ РАЙОНОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2015 № 1058)

1. Основные положения

1.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов Санкт-Петербурга (далее - районные комиссии) являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявления и пресечения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий и осуществляют свои полномочия на территории, в границах которой осуществляют свою деятельность администрации районов Санкт-Петербурга.
(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2015 № 1058)
1.2. Районные комиссии осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики, расположенными на территориях соответствующих районов Санкт-Петербурга.
1.3. Районные комиссии руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, настоящим Положением.
1.4. Деятельность районных комиссий основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

2. Основные задачи районных комиссий

Основными задачами районных комиссий являются:
2.1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2.2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.
2.4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

3. Полномочия районных комиссий

Для решения возложенных задач районные комиссии в пределах своей компетенции:
3.1. Осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации.
3.2. Принимают постановления по вопросам, отнесенным к компетенции районных комиссий, и направляют их для исполнения в органы и учреждения системы профилактики, гражданам, юридическим лицам, также по необходимости в иные учреждения и организации.
3.3. Применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), а также иных лиц в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга и настоящим Положением.
3.4. Координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение.
3.5. Направляют запросы в государственные органы, органы и учреждения системы профилактики, общественные и иные организации, получают от них соответствующую информацию, а также приглашают должностных лиц и граждан для получения от них объяснений по вопросам, отнесенным к компетенции районных комиссий.
3.6. Рассматривают ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), иных граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, относящиеся к установленной сфере деятельности районных комиссий, и принимают по ним решения.
3.7. Обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействуют в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также обеспечивают осуществление иных направлений работы по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
3.8. Дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
3.9. Дают согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа, осуществляющего управление в сфере образования, и принимают совместно с родителями (законными представителями) и органами, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения, а также с согласия родителей (законных представителей) меры по трудоустройству таких несовершеннолетних.
3.10. Принимают постановления на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет.
3.11. Дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).
3.12. Рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" к компетенции районных комиссий.
3.13. Рассматривают материалы о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
3.14. Подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также обращаются в суд по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
3.15. Вносят в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:
о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
3.16. Подготавливают и направляют в городскую комиссию статистические отчеты за квартал, полугодие и год о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующих районов Санкт-Петербурга.
3.17. Участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
3.18. Осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации или законодательством Санкт-Петербурга.

4. Состав и организация деятельности районных комиссий

4.1. Районная комиссия образуется при администрации соответствующего района Санкт-Петербурга в составе председателя - заместителя главы администрации района Санкт-Петербурга, заместителя (заместителей) председателя, ответственного секретаря, секретаря и членов районной комиссии.
4.2. Делопроизводство и организационное обеспечение деятельности районной комиссии осуществляется ответственным секретарем районной комиссии и секретарем районной комиссии при численности детского населения соответствующего района Санкт-Петербурга до 50 тыс. человек.
4.2.1. Ответственным секретарем районной комиссии назначается государственный гражданский служащий администрации соответствующего района Санкт-Петербурга, замещающий должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга главного специалиста.
Секретарем районной комиссии назначается государственный гражданский служащий администрации соответствующего района Санкт-Петербурга, замещающий должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга специалиста 1-й категории.
4.2.2. В случае если количество несовершеннолетних, проживающих на территории соответствующего района Санкт-Петербурга, превышает 50 тыс. человек, для организационного обеспечения деятельности районной комиссии дополнительно вводится должность, не относящаяся к должностям государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, старшего инспектора.
4.2.3. С учетом правового статуса районной комиссии не допускается возложение на ответственного секретаря, секретаря, старшего инспектора районной комиссии обязанностей, не связанных с их непосредственной деятельностью.
4.3. В состав районной комиссии входят представители органов и учреждений системы профилактики, а также других органов, учреждений и общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего района Санкт-Петербурга.
4.4. Число членов районной комиссии и ее персональный состав утверждаются распоряжением администрации района Санкт-Петербурга.
4.5. Председатель районной комиссии:
осуществляет руководство деятельностью районной комиссии;
председательствует на заседании районной комиссии и организует ее работу;
имеет право решающего голоса при голосовании на заседании районной комиссии;
представляет районную комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге и иных организациях;
утверждает повестку и назначает дату заседания районной комиссии;
предварительно знакомится с материалами, подлежащими рассмотрению на заседании районной комиссии;
дает заместителю (заместителям) председателя, ответственному секретарю, секретарю, членам районной комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции районной комиссии;
представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава районной комиссии;
осуществляет контроль за исполнением плана работы районной комиссии, подписывает постановления районной комиссии;
обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего района Санкт-Петербурга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга;
несет персональную ответственность за организацию работы районной комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
4.6. Заместитель (заместители) председателя районной комиссии:
выполняет поручения председателя районной комиссии;
исполняет обязанности председателя районной комиссии в его отсутствие или по его поручению;
обеспечивает контроль за исполнением постановлений районной комиссии;
обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании районной комиссии в отсутствие председателя районной комиссии или по его поручению.
4.7. Ответственный секретарь и секретарь районной комиссии:
осуществляют взаимодействие с различными учреждениями и организациями по вопросам работы районной комиссии;
выполняют поручения председателя и заместителя (заместителей) председателя районной комиссии;
осуществляют подготовку материалов для рассмотрения на заседании районной комиссии;
запрашивают необходимые сведения и документы, а также вызывают должностных лиц и граждан для получения от них объяснений по вопросам, отнесенным к компетенции районной комиссии;
отвечают за ведение делопроизводства районной комиссии;
оповещают членов районной комиссии и лиц, участвующих в заседании районной комиссии, о времени и месте заседания районной комиссии, проверяют их явку, знакомят с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение районной комиссии;
осуществляют подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых районной комиссией, по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании районной комиссии;
обеспечивают вручение копий постановлений районной комиссии.
4.8. Члены районной комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции районной комиссии, и осуществляют следующие функции:
участвуют в заседании районной комиссии и его подготовке;
предварительно (до заседания районной комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых районной комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге";
посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в районную комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
выполняют поручения председателя районной комиссии и его заместителя (заместителей);
обеспечивают исполнение постановлений городской и районной комиссий совместно с субъектами системы профилактики, действующими на территории соответствующего района Санкт-Петербурга.
4.9. Заседания районной комиссии проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости.
4.10. Заседание районной комиссии является правомочным при наличии не менее половины состава районной комиссии. Члены районной комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.
4.11. Решения районной комиссии принимаются простым большинством голосов членов районной комиссии, участвующих в заседании районной комиссии. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании районной комиссии является решающим.
4.12. Районная комиссия при необходимости может проводить выездные заседания районной комиссии.
4.13. Районная комиссия имеет бланк и печать со своим названием.
4.14. Материально-техническое обеспечение деятельности районной комиссии осуществляет администрация соответствующего района Санкт-Петербурга.

5. Рассмотрение дел районной комиссией

5.1. Районная комиссия рассматривает дела:
направленные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга;
по информации органов и учреждений системы профилактики;
по заявлениям граждан, в том числе несовершеннолетних.
5.2. На районную комиссию возлагается рассмотрение дел:
5.2.1. В отношении несовершеннолетних:
безнадзорных или беспризорных, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
совершивших административное правонарушение;
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и(или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и(или) нуждаются в социальной помощи и(или) реабилитации;
осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных воспитательного воздействия;
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
иных категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
5.2.2. В отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних, если они не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и(или) содержанию и(или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
5.2.3. В отношении иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
5.3. Районная комиссия выносит постановления о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, родителями (законными представителями) категорий, указанных в пункте 5.2 настоящего Положения, определяет субъект системы профилактики, разрабатывающий с учетом рекомендаций иных субъектов системы профилактики план индивидуально-профилактической работы и ответственный за его реализацию, контролирует его выполнение.
5.4. В целях контроля за выполнением плана индивидуально-профилактической работы районная комиссия вправе заслушивать отчеты субъектов системы профилактики о его реализации.
5.5. Порядок подготовки и рассмотрения районной комиссией дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.6. Порядок подготовки и рассмотрения районной комиссией дел, не связанных с делами об административных правонарушениях, и меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) по указанным делам определяются настоящим Положением.

6. Порядок подготовки и рассмотрения районной комиссией дел,
не связанных с делами об административных правонарушениях,
и меры воздействия в отношении несовершеннолетних,
их родителей (законных представителей)

6.1. При подготовке к рассмотрению дел, не связанных с делами об административных правонарушениях (далее - дела), районная комиссия изучает поступивший материал, который должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, возрасте, месте жительства, занятиях несовершеннолетнего или родителя (законного представителя), условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения или антиобщественного действия и данные, подтверждающие их совершение, имелись ли случаи вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий, применялись ли к несовершеннолетнему или родителю (законному представителю) ранее меры воздействия, а также иные сведения, необходимые для своевременного и правильного рассмотрения дела.
6.2. При подготовке к рассмотрению на заседании районной комиссии дел принимаются следующие решения:
рассмотреть дело на заседании районной комиссии;
произвести дополнительную проверку материалов дела по поступившим заявлениям и обращениям;
вернуть дело в орган, должностному лицу, которые их направили, в случае неправильного составления и оформления материалов дела, неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела на заседании районной комиссии, а также если рассмотрение дела не относится к компетенции районной комиссии;
направить дело по подведомственности;
принять меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних до рассмотрения дела на заседании районной комиссии;
направить дело в органы и учреждения системы профилактики для организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и родителей (законных представителей).
6.3. Районная комиссия рассматривает дела в отношении несовершеннолетних и родителей (законных представителей) по месту их жительства.
6.4. Признав дело подготовленным, председатель, или заместитель председателя, или член районной комиссии, которому это поручено, или ответственный секретарь (секретарь) районной комиссии до рассмотрения дела информирует о возможности ознакомления с делом несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), а в необходимых случаях и представителей органов и учреждений системы профилактики, устанавливает, кто должен быть вызван на заседание районной комиссии, и назначает время и место рассмотрения дела.
6.5. О дне заседания районной комиссии извещается прокурор соответствующего района Санкт-Петербурга.
6.6. Районная комиссия выносит дела на рассмотрение в срок не позднее 15 дней после их поступления, если иное не предусмотрено законодательством.
6.7. Срок рассмотрения дел составляет шесть месяцев после совершения противоправного деяния.
6.8. Рассмотрение дел на заседании районной комиссии осуществляется в следующем порядке:
объявляется председательствующий на заседании районной комиссии, основание рассмотрения дела и в отношении кого рассматривается дело;
устанавливается факт явки несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), в отношении которых рассматривается дело;
проверяются полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела;
разъясняются права и обязанности лицам, участвующим в рассмотрении дела;
оглашается содержание документа, послужившего основанием для приглашения на заседание районной комиссии;
заслушиваются объяснения несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), в отношении которых рассматривается дело, в случае необходимости объяснения представителей органов и учреждений системы профилактики, исследуются иные материалы дела, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения;
устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению противоправных деяний, определяются меры по их устранению и сроки принятия указанных мер;
в случае необходимости определяется субъект системы профилактики, ответственный за проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, родителями (законными представителями).
6.9. На заседании районной комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, его родителей (законных представителей), а в необходимых случаях и представителей органов и учреждений системы профилактики.
6.10. Районная комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания районной комиссии на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.
6.11. Районная комиссия после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
применить меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
прекратить рассмотрение дела;
отложить рассмотрение дела;
провести дополнительную проверку по делу;
направить дело по подведомственности;
обеспечить координацию проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и(или) родителей (законных представителей).
6.12. При рассмотрении дел составляется протокол о рассмотрении дела (далее - Протокол) с указанием даты и места заседания районной комиссии; состава районной комиссии, рассматривающей дело; содержания рассматриваемого дела; сведений о лицах, участвующих в рассмотрении дела, и краткой записью их объяснений; других данных, относящихся к делу; сведений об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол подписывается председательствующим и секретарем заседания районной комиссии.
6.13. Решения районной комиссии оформляются в форме постановлений, в которых указываются название районной комиссии, дата, время и место проведения заседания районной комиссии; состав районной комиссии, рассматривающей дело; сведения об иных лицах, присутствующих на заседании районной комиссии; содержание рассматриваемого вопроса; выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии); сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); решение, принятое по рассматриваемому вопросу; меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики; сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (далее - постановление районной комиссии). Постановление районной комиссии подписывается председательствующим на заседании районной комиссии и оглашается вслед за его принятием.
6.14. Постановления районной комиссии направляются в десятидневный срок для исполнения в органы и учреждения системы профилактики, гражданам, а также при необходимости в иные учреждения и организации.
6.15. Постановления районной комиссии обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
6.16. Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить районной комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления районной комиссии, в указанный в постановлении районной комиссии срок.
6.17. Постановление районной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------