Распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2014 N 22-р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. № 22-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В целях реализации распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2013 № 76-рп "О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и учета ее результатов в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга", в соответствии с пунктом 3.12-4 Положения о Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 № 46:
1. Утвердить по согласованию с Управлением информации - пресс-службой Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (в рамках его компетенции) Методические рекомендации по организации независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации) согласно приложению.
2. Предложить исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (далее - исполнительные органы), организовывать независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов с учетом Методических рекомендаций.
3. Сектору по вопросам противодействия коррупции отдела анализа обеспечения правопорядка и безопасности населения совместно с организационным отделом:
3.1. Направить копии настоящего распоряжения в Управление информации - пресс-службу Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и исполнительные органы.
3.2. Организовать размещение Методических рекомендаций на официальном сайте Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее - Комитет) в сети Интернет.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Ряполова И.В.

Председатель Комитета
Л.П.Богданов





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Комитета
по вопросам законности,
правопорядка и безопасности
от 04.02.2014 № 22-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации по организации независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации) предлагают единый порядок организации независимой антикоррупционной экспертизы (далее - экспертиза) нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, за исключением Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ).
Методические рекомендации разработаны в целях:
систематизации и оптимизации работы ИОГВ по организации проведения экспертизы нормативных правовых актов;
совершенствования анализа и учета результатов экспертизы нормативных правовых актов при разработке проектов нормативных правовых актов, а также в рамках антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге.
При подготовке Методических рекомендаций учтены методические рекомендации "Организация в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов", одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 25.09.2012 № 3).
Совершенствование организационных основ проведения экспертизы нормативных правовых актов и повышение ее результативности является одним из основных направлений реализации государственной антикоррупционной политики в ИОГВ.
1.2. В Методических рекомендациях используются следующие термины:
нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм - общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение (приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 № 88);
сеть Интернет - информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
веб-страница ИОГВ - веб-страница ИОГВ официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru);
официальный сайт ИОГВ - сайт, указанный в положении об ИОГВ в качестве официального сайта ИОГВ дополнительно к официальному сайту Администрации Санкт-Петербурга и расположенный по другому адресу.
В случае если ИОГВ имеет официальный сайт, то информирование о новых нормативных правовых актах в порядке, определенном Методическими рекомендациями, осуществляется одновременно на веб-странице ИОГВ и на данном сайте.
Иные термины и определения, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
1.3. Организация экспертизы нормативных правовых актов осуществляется в ИОГВ в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
Закона Санкт-Петербурга от 29.10.2008 № 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 674-122);
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 № 864 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга";
распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2013 № 76-рп "О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и учета ее результатов в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга";
регламентов ИОГВ.
При организации экспертизы нормативных правовых актов также учитываются положения соответствующих правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации.
1.4. Экспертиза нормативных правовых актов организуется в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов и их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и(или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Перечень коррупциогенных факторов определен в методике проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга № 674-122 (часть 2 статьи 7) предметом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов являются:
соблюдение принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Санкт-Петербурга;
соблюдение установленной действующим законодательством компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга;
соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, Уставу Санкт-Петербурга, законам Санкт-Петербурга и нормативным правовым актам органов государственной власти Санкт-Петербурга;
соблюдение установленного порядка разработки и принятия нормативного правового акта.
1.5. Экспертиза нормативных правовых актов проводится физическими и юридическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - независимые эксперты).
Доступ к списку независимых экспертов, размещенному на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети Интернет, организуется Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности из раздела "Реализация антикоррупционной политики", доступного с главной страницы официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

2.1. В целях организации проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ИОГВ:
2.1.1. Направляют изданные ИОГВ нормативные правовые акты в Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (далее - Юридический комитет) для официального опубликования на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга.
Направление нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с пунктом 3.1 Порядка официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 № 865.
2.1.2. Информируют граждан и институты гражданского общества о принятых нормативных правовых актах через веб-страницы ИОГВ.
Для организации экспертизы нормативных правовых актов и информирования граждан и институтов гражданского общества о принятых нормативных правовых актах в разделе "Документы" веб-страницы ИОГВ создается подраздел "Новые нормативные правовые акты".
В начале подраздела размещается информация о почтовых адресах, факсах и адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (далее - экспертное заключение), в том числе в электронном виде, на веб-страницах ИОГВ.
При этом ИОГВ указывается только один адрес электронной почты, предназначенный для получения соответствующих заключений. В качестве такого адреса рекомендуется использовать официальный адрес электронной почты ИОГВ.
Например: Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов могут быть направлены физическими и юридическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности:
по почтовому адресу: Смольный, Санкт-Петербург, 191060;
по факсу (812)576-43-74;
по адресу электронной почты: zakon@gov.spb.ru.
В случае изменения указанных адресов ИОГВ размещают информацию о новых адресах на веб-страницах ИОГВ не позднее следующего дня после такого изменения.
Информация о принятых нормативных правовых актах ИОГВ, в том числе о нормативных правовых актах ИОГВ об утверждении административных регламентов, размещается в подразделе "Новые нормативные правовые акты" в хронологическом порядке в виде перечня в течение 5 рабочих дней со дня включения нормативного правового акта ИОГВ в реестр нормативных правовых актов.
К информации о нормативном правовом акте относятся его полное наименование, дата издания и номер. Кроме того, в информации кратко, в доступной для граждан форме может быть дано разъяснение необходимости принятия данного нормативного правового акта.
Информация также содержит гиперссылку на официальное опубликование нормативного правового акта ИОГВ в разделе "Электронное опубликование" официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет.
Подготовка и размещение информации о нормативном правовом акте осуществляется в порядке, определенном регламентом ИОГВ.
По решению руководителя (заместителя руководителя) ИОГВ либо лица, ответственного за распространение информации о деятельности ИОГВ, в разделе "Новости" веб-страницы ИОГВ может быть размещена краткая информация о наиболее актуальных нормативных правовых актах ИОГВ, а также законах Санкт-Петербурга, нормативных правовых актах Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, разработчиком которых являлся ИОГВ (с гиперссылкой на официальное опубликование нормативного правового акта в разделе "Электронное опубликование" официального сайта Администрации Санкт-Петербурга).
2.1.3. Организуют размещение изданных нормативных правовых актов на тематических порталах ИОГВ (в случае их наличия у ИОГВ).
Нормативные правовые акты ИОГВ размещаются на тематическом портале в случаях и в порядке, определенных ИОГВ, управляющим тематическим порталом, в том числе путем размещения гиперссылки на официальное опубликование нормативного правового акта ИОГВ в разделе "Электронное опубликование" официального сайта Администрации Санкт-Петербурга.
2.1.4. Направляют изданные нормативные правовые акты ИОГВ для размещения в общедоступных справочно-правовых системах.
Направление нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с договорами, заключенными с организациями, являющимися сервисными центрами (представителями) справочно-правовых систем, а также на основании запросов сервисных центров (представителей).
2.2. По решению руководителя (заместителя руководителя) ИОГВ либо должностного лица, ответственного за распространение информации о деятельности ИОГВ, на веб-странице ИОГВ (официальном сайте ИОГВ) может быть создан подраздел для публикации электронных оригиналов нормативных и иных правовых актов ИОГВ.
Кроме того, на веб-странице ИОГВ (официальном сайте ИОГВ) может быть создан подраздел для размещения перечня нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, иных правовых актов, относящихся к соответствующей сфере государственного управления. В данном подразделе также могут быть размещены электронные оригиналы указанных правовых актов.
Нормативные правовые акты ИОГВ, а также иные правовые акты ИОГВ размещаются на веб-страницах ИОГВ и официальных сайтах ИОГВ в порядке, предусмотренном регламентами ИОГВ.

3. РЕГИСТРАЦИЯ, АНАЛИЗ И РАССМОТРЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

3.1. Экспертные заключения принимаются ИОГВ на бумажном носителе и(или) в электронном виде.
Поступившие в ИОГВ экспертные заключения, в том числе в электронном виде, регистрируются в порядке и сроки, установленные регламентами ИОГВ.
Зарегистрированное экспертное заключение в день регистрации передается начальнику юридической службы (юрисконсульту) ИОГВ. Копия экспертного заключения также представляется для сведения руководителю ИОГВ.
3.2. Должностным лицом юридической службы по указанию начальника службы (юрисконсультом) незамедлительно организуется анализ соответствия экспертного заключения требованиям, установленным действующим законодательством, в отношении:
органов, уполномоченных рассматривать экспертные заключения;
лица, подготовившего экспертное заключение;
формы экспертного заключения.
Поступившие в ИОГВ экспертные заключения на законы Санкт-Петербурга, постановления, распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга, постановления, распоряжения Правительства Санкт-Петербурга, нормативные правовые акты Администрации Губернатора Санкт-Петербурга перенаправляются в Юридический комитет.
Поступившие в ИОГВ экспертные заключения на нормативные правовые акты других ИОГВ перенаправляются в ИОГВ, принявшие соответствующие нормативные правовые акты.
Поступившие в ИОГВ экспертные заключения на нормативные правовые акты реорганизованных и(или) упраздненных ИОГВ в случае если соответствующему ИОГВ не переданы полномочия реорганизованных и(или) упраздненных ИОГВ, перенаправляются в ИОГВ, которым переданы такие полномочия.
Направление экспертных заключений в другие ИОГВ и в Юридический комитет организуется юридической службой (юрисконсультом) в течение двух рабочих дней в порядке, предусмотренном регламентом ИОГВ.
Не подлежат рассмотрению экспертные заключения:
а) подготовленные лицами, не аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов.
Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, размещен в сети Интернет по электронному адресу: http://minjust.ru/activity/legislative/anticorrekspert/accredited_persons_as_anticorruption_experts;
б) не соответствующие форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
Форма заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.10.2011 № 363 (в редакции приказа от 18.01.2013 № 4).
Решения об отказе в рассмотрении экспертных заключений принимаются в письменной форме начальниками юридических служб (юрисконсультами) ИОГВ. Решение оформляется путем совершения надписи "Не подлежит рассмотрению в соответствии с абзацем ____ пункта 1.4 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2013 № 76-рп", проставления подписи и штампа с указанием должности начальника юридической службы (юрисконсульта).
В случае принятия решения об отказе в рассмотрении экспертного заключения поступившее экспертное заключение возвращается ИОГВ направившему его лицу с указанием причин отказа. Возвращение экспертных заключений направившим их лицам организуется юридической службой (юрисконсультом) ИОГВ не позднее 30 дней после регистрации экспертных заключений в порядке, предусмотренном регламентом ИОГВ.
При получении экспертных заключений, не соответствующих форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, ИОГВ рассматривают их в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Соответствующее экспертное заключение, полученное ИОГВ, со служебной запиской в порядке, установленном регламентом ИОГВ, передается юридической службой (юрисконсультом) руководителю структурного подразделения ИОГВ, являвшегося разработчиком проекта нормативного правового акта.
Экспертное заключение на нормативный правовой акт ИОГВ, соответствующее требованиям действующего законодательства, в течение одного рабочего дня после регистрации передается юридическим отделом (юрисконсультом) на рассмотрение в структурное подразделение ИОГВ, являвшееся разработчиком проекта соответствующего нормативного правового акта.
3.3. Экспертное заключение рассматривается структурным подразделением (должностным лицом) ИОГВ, являющимся разработчиком проекта нормативного правового акта, совместно с юридической службой (юрисконсультом) ИОГВ в тридцатидневный срок со дня его получения (поступления) в ИОГВ.
3.4. Если независимым экспертом в нормативном правовом акте ИОГВ коррупциогенные факторы не выявлены, начальник структурного подразделения ИОГВ, являющегося разработчиком проекта данного акта, совместно с начальником юридической службы (юрисконсультом) по результатам рассмотрения экспертного заключения в течение трех рабочих дней:
составляют справку, в которой отмечается принятие экспертного заключения к сведению;
докладывают о результатах рассмотрения служебной запиской руководителю ИОГВ;
осуществляют подготовку проекта ответа физическому или юридическому лицу, проводившему экспертизу.
Ответ лицу, проводившему экспертизу, направляется в порядке, предусмотренном регламентом ИОГВ.
3.5. Если независимым экспертом в нормативном правовом акте ИОГВ выявлены коррупциогенные факторы, структурное подразделение ИОГВ, являющееся разработчиком проекта данного акта, после получения заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы совместно с юридической службой (юрисконсультом) проводит анализ нормативного правового акта на предмет наличия в нем коррупциогенных факторов.
При анализе используется Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.
По результатам рассмотрения экспертного заключения начальник структурного подразделения ИОГВ, являющегося разработчиком проекта данного акта, совместно с начальником юридической службы (юрисконсультом) не позднее чем за три рабочих дня до истечения срока рассмотрения заключения:
составляют справку, в которой указываются причины учета или отклонения предложений о способах устранения выявленных в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов;
докладывают о результатах рассмотрения служебной запиской руководителю ИОГВ с указанием в ней предложений по изменению (признанию утратившим силу) нормативного правового акта ИОГВ, в котором выявлены коррупциогенные факторы;
осуществляют подготовку проекта мотивированного ответа физическому или юридическому лицу, проводившему экспертизу.
Ответ лицу, проводившему экспертизу, направляется в порядке, предусмотренном регламентом ИОГВ. В случае если в экспертном заключении отсутствуют предложения о способах устранения выявленных коррупциогенных факторов, ответ не направляется.
3.6. Решения о подготовке проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в нормативные правовые акты ИОГВ, направленных на устранение выявленных коррупциогенных факторов, принимаются руководителями ИОГВ.
Соответствующее решение принимается не позднее чем за два рабочих дня до истечения срока рассмотрения экспертного заключения. Решение оформляется в виде резолюции на служебной записке начальника структурного подразделения ИОГВ, являющегося разработчиком проекта данного акта, и начальника юридической службы (юрисконсульта).

4. УЧЕТ СВЕДЕНИЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗЫ

4.1. Учет сведений о результатах экспертизы осуществляется юридическими службами (юрисконсультами) ИОГВ.
4.2. Отчеты о результатах деятельности независимых экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы один раз в полугодие (во втором полугодии - по итогам года) представляются ИОГВ в Юридический комитет по форме, утвержденной Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности по согласованию с Юридическим комитетом и в соответствии с рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------