Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 N 1357-р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 апреля 2014 г. № 1357-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И(ИЛИ)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 2148-р, программы "Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013 № 66-рп, программы "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2013 № 52-рп, в части организации вариативных форм психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 7 лет:
1. Утвердить Методические рекомендации по организации вариативных форм психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования (далее - Методические рекомендации) согласно приложению.
2. Рекомендовать администрациям районов Санкт-Петербурга:
2.1. Организовать деятельность вариативных форм психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования в соответствии с Методическими рекомендациями.
2.2. Довести настоящие Методические рекомендации до сведения руководителей и педагогических коллективов образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ограниченными возможностями здоровья, и для организаций, осуществляющих обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Отделу развития образования разместить настоящее распоряжение на сайте Комитета по образованию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию Асланян И.А.

Председатель Комитета
Ж.В.Воробьева





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Комитета по образованию
от 04.04.2014 № 1357-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И(ИЛИ) КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) осуществляется с учетом максимально полной реализации их образовательных потребностей и возможностей.
Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано в следующих формах:
- совместно с другими детьми (инклюзивное образование) в группах комбинированной направленности;
- в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ;
- в форме семейного образования;
- в форме обучения на дому;
- в медицинских организациях.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, в рамках реализации которой в том числе осуществляется психолого-педагогическая и(или) коррекционно-развивающая помощь детям с ОВЗ, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Для оказания психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в возрасте до 7 лет создаются новые организационные формы:
- службы ранней помощи;
- центры сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет и его семьи;
- логопедические пункты.
Службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка могут создаваться как структурные подразделения образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ. Также службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка могут создаваться в организациях, осуществляющих обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ.
В службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, логопедические пункты принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) ребенка на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указываются:
- обоснованные выводы о наличии у ребенка особенностей в физическом и(или) психическом развитии и(или) отклонений в поведении и наличии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
В образовательных организациях, в которых функционируют службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет и его семьи, логопедические пункты, создаются специальные условия для получения дошкольного образования, а также психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детьми с ОВЗ (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечение доступа в здание образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено оказание детям с ОВЗ психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи).
Деятельность службы ранней помощи, центра сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет и его семьи, логопедического пункта регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации.
Отчет об эффективности деятельности службы ранней помощи, центра консультационного, логопедического пункта представляется руководителем образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
Служба ранней помощи (далее - СРП) создается для детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные организации, имеющих ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, связанные с их жизненной ситуацией, состоянием здоровья (далее - дети с ОВЗ младенческого и раннего возраста).
Дети зачисляются в контингент воспитанников образовательной организации, в которой функционирует СРП.
СРП является первичным звеном в районной/региональной системе комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей младенческого и раннего возраста для выявления особенностей в физическом, психическом развитии и(или) отклонениями в поведении. Данная деятельность осуществляется на основе сетевого взаимодействия с территориальной/центральной психолого-медико-педагогической комиссией.
В рамках организации деятельности СРП предоставляется государственная услуга в сфере образования "Оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья младенческого и раннего возраста".
Для организации СРП в штатное расписание образовательной организации вводятся 1,75 ставки по должности "педагогический работник" на 6 детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста. При организации СРП как структурного подразделения вводится 1,0 ставка руководителя структурного подразделения (от 6 детей и более).
В состав СРП входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре (адаптивной физкультуре), музыкальный руководитель. При необходимости в состав СРП могут быть включены и другие специалисты.
Целью деятельности СРП является оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в возрасте до 3 лет, осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, развития, коррекции имеющихся отклонений.
Основными задачами СРП являются:
- проведение специалистами СРП психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста;
- оказание комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ младенческого и раннего возраста;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста;
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ОВЗ младенческого и раннего возраста.
Содержание работы, технологии и методы работы специалистов СРП определяются образовательными программами, реализуемыми в образовательной организации, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья конкретного ребенка:
- основной общеобразовательной программой дошкольного образования;
- основной общеобразовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста.
Основными формами работы с детьми с ОВЗ младенческого и раннего возраста и их семей являются индивидуальные и групповые занятия, консультирование родителей (законных представителей), включая домашние визиты.
Занятия с детьми проводятся с участием родителей (законных представителей), возможно проведение комплексных занятий (с участием нескольких специалистов).
Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых занятий с ребенком не должна превышать 3,5 часов в неделю.
Индивидуальная работа специалистов СРП составляет:
- с детьми - 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;
- с родителями (законными представителями) - 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.
Групповая работа специалистов СРП составляет:
- с детьми - 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;
- с родителями (законными представителями) - 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.
Для проведения групповой работы наполняемость групп определяется с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей и их семей, а также поставленными образовательными задачами.
Специалисты СРП с согласия родителей (законных представителей) ребенка имеют право на выезд домой к ребенку в случаях:
- наличия у ребенка тяжелых и(или) множественных нарушений развития, не позволяющих регулярно посещать занятия в службе ранней помощи, - 1 раз в две недели (продолжительность посещения до 3 часов);
- необходимости проведения психолого-педагогического обследования ребенка и семьи в естественных условиях - 2 раза в год (продолжительность посещения до 3 часов).
По достижении ребенком возраста 3 лет с согласия родителей (законных представителей) ребенок направляется в психолого-медико-педагогическую комиссию для проведения его комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию ему дальнейшей психолого-медико-педагогической помощи и организации его обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее выданных рекомендаций.
СРП ведется следующая документация:
- карта развития на каждого ребенка;
- планы индивидуальной, групповой работы с детьми;
- графики работы специалистов СРП;
- отчет об эффективности деятельности СРП;
- журнал учета посещаемости детьми коррекционно-развивающих занятий;
- журнал работы с родителями (законными представителями) ребенка.
Центр сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи (далее - Центр) создается для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет, имеющих особые образовательные потребности, связанные с их жизненной ситуацией, состоянием здоровья, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и не посещающих дошкольные образовательные организации.
В рамках организации деятельности Центра предоставляется государственная услуга в сфере образования "Оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям в возрасте от 3 до 7 лет в условиях центра сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи".
Центр может создаваться как структурное подразделение образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ.
Дети зачисляются в контингент воспитанников образовательной организации, в которой функционирует Центр.
Для организации Центра в штатное расписание образовательной организации вводятся 1,75 ставки по должности "педагогический работник" на 10 детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет. При организации Центра как структурного подразделения вводится 1,0 ставка руководителя структурного подразделения (от 10 детей и более).
В состав Центра входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре (адаптивной физкультуре), музыкальный руководитель. При необходимости в состав Центра могут быть включены и другие специалисты.
Целью деятельности Центра является оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, развития, коррекции отклонений в развитии.
Основными задачами Центра являются:
- проведение специалистами Центра психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ;
- оказание комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ОВЗ;
- включение родителей (законных представителей) детей в процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Содержание работы, технологии и методы работы специалистов СРП определяются образовательными программами, реализуемыми в образовательной организации, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья конкретного ребенка:
- основной общеобразовательной программой дошкольного образования;
- основной общеобразовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет.
Основными формами работы с ребенком с ОВЗ и его семьей являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми, совместные занятия с детьми и родителями (законными представителями) с целью обучения родителей (законных представителей) способам взаимодействия с ребенком, мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей) с привлечением специалистов, консультирование родителей (законных представителей), включая домашние визиты. Возможно проведение комплексных занятий (с участием нескольких специалистов).
Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых занятий с ребенком не должна превышать 4 часов в неделю в зависимости от возраста ребенка.
Индивидуальная работа специалистов Центра составляет:
- с детьми - до 2 часов и проводится не реже одного раза в неделю;
- с родителями (законными представителями) - 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.
Групповая работа специалистов Центра составляет:
- с детьми до 2 часов и проводится не реже одного раза в неделю;
- с родителями (законными представителями) - 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.
Наполняемость групп составляет:
- с тяжелыми и(или) множественными нарушениями развития, сложным дефектом развития - до 5 детей;
- с другими ограничениями возможностей здоровья - до 10 детей.
По достижении ребенком возраста 6,5-7 лет с согласия родителей (законных представителей) ребенок направляется в психолого-медико-педагогическую комиссию для проведения его комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию ему дальнейшей психолого-медико-педагогической помощи и организации его обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее выданных рекомендаций.
Специалисты Центра с согласия родителей (законных представителей) ребенка имеют право на выезд домой к ребенку в случаях:
- наличия у ребенка тяжелых и(или) множественных нарушений развития, не позволяющих регулярно посещать занятия в службе ранней помощи, 1 раз в две недели (продолжительность посещения до 3 часов);
- проведения психолого-педагогического обследования ребенка и семьи в естественных условиях 2 раза в год (продолжительность посещения до 3 часов).
Центром ведется следующая документация:
- карта развития на каждого ребенка;
- планы индивидуальной, групповой работы с детьми;
- графики работы специалистов Центра;
- отчет об эффективности деятельности Центра;
- журнал учета посещаемости детьми коррекционно-развивающих занятий;
- журнал работы с родителями (законными представителями) ребенка.
Логопедический пункт создается в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ (детей с тяжелыми нарушениями речи). В логопедический пункт принимаются дети с ОВЗ в возрасте от 5 до 7 лет, имеющие нарушения речи (нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), подтвержденные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией, посещающие группы общеразвивающей или оздоровительной направленности образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Прием детей в логопедический пункт осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя) ребенка.
В рамках организации деятельности логопедического пункта предоставляется государственная услуга в сфере образования "Оказание коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушения речевого развития (нарушение произношения отдельных звуков), в возрасте от 5 до 7 лет".
Целью деятельности логопедического пункта является оказание коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушения речевого развития (нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), в возрасте от 5 до 7 лет.
Основные направления деятельности логопедического пункта:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-методическое (организация консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) ребенка).
Для организации работы логопедического пункта в штатное расписание образовательной организации дополнительно вводится 1,0 ставка по должности "учитель-логопед" на 25 детей с нарушением произношения отдельных звуков, фонетическим недоразвитием речи. Общее количество воспитанников на 1 ставку учителя-логопеда в течение года составляет 25 человек.
Логопедический пункт создается при наличии на начало учебного года не менее 25 детей с нарушением произношения отдельных звуков, фонетическим недоразвитием речи.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы с ребенком составляет 1/2 учебного года.
Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми. При необходимости с детьми могут проводиться групповые коррекционно-развивающие занятия.
Продолжительность коррекционно-развивающих занятий:
- индивидуальных от 10 до 25 минут;
- групповых от 25 до 30 минут.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с каждым ребенком, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее 2 раз в неделю.
Логопедическим пунктом ведется следующая документация:
- речевая карта на каждого ребенка;
- планы индивидуальной, групповой работы с детьми;
- график работы учителя-логопеда;
- отчет об эффективности деятельности логопедического пункта;
- журнал учета посещаемости детьми коррекционно-развивающих занятий;
- журнал консультаций родителей (законных представителей) ребенка.
Решение о продлении срока оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку принимается территориальной психолого-медико-педагогической комиссией.
Кроме того, в группах общеразвивающей, оздоровительной направленности образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, при наличии детей с ОВЗ, имеющих нарушения речевого развития в возрасте от 5 до 7 лет, также может быть оказана коррекционно-развивающая помощь. Для этого в группах общеразвивающей, оздоровительной направленности образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, при наличии детей с ОВЗ, имеющих нарушения речевого развития, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии вводится дополнительно 1,00 ставка по должности "учитель-логопед" из расчета на 25 детей с нарушением речи. Детям оказывается коррекционно-развивающая помощь в соответствии с положениями настоящих рекомендаций об организации деятельности логопедического пункта в части основных направлений деятельности, формы оказания коррекционно-развивающей помощи, продолжительности срока обучения детей, продолжительности индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, документации учителя-логопеда, отчета об эффективности деятельности.


------------------------------------------------------------------