Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 28.04.2014 N 116-р "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросу проведения аттестации работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. № 116-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСУ
ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА СООТВЕТСТВИЕ
ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЕ

В целях реализации пунктов 6.8 и 6.9 раздела 2 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы", утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 № 25-рп (далее - Дорожная карта), и пункта 2 Плана реализации в Санкт-Петербурге Послания Президента Российской Федерации от 12.12.2013 (далее - План), утвержденного Губернатором Санкт-Петербурга 24.01.2014:
1. Утвердить Методические рекомендации по вопросу проведения аттестации работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе (далее - Методические рекомендации).
2. Руководителям государственных учреждений социальной защиты, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - учреждения):
2.1. До 15.06.2014 обеспечить проведение аттестации работников учреждений на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе (далее - аттестация) в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями.
2.2. До 25.09.2014 организовать переход на "эффективный контракт" работников учреждений, прошедших аттестацию и признанных в установленном порядке соответствующими занимаемой должности или выполняемой работе.
2.3. До 01.10.2014 направить в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет) отчет о результатах аттестации согласно формам, предусмотренным Методическими рекомендациями.
3. Рекомендовать администрациям районов Санкт-Петербурга:
3.1. Организовать проведение аттестации работников государственных учреждений социальной защиты, находящихся в ведении соответствующих администраций районов Санкт-Петербурга (далее - учреждения социальной защиты районов Санкт-Петербурга), с учетом Методических рекомендаций.
3.2. Обеспечить переход работников учреждений социальной защиты районов Санкт-Петербурга на эффективный контракт в сроки, установленные Планом.
3.3. Направить в Комитет отчет о результатах аттестации работников учреждений социальной защиты районов Санкт-Петербурга по формам, предусмотренным Методическими рекомендациями, в сроки, установленные Дорожной картой и Планом.
4. Финансовое обеспечение проведения аттестации и перехода на эффективный контракт работников учреждений социальной защиты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Санкт-Петербурга учреждениям социальной защиты.
5. Признать утратившим силу распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 27.02.2010 № 25-р "О методических рекомендациях по вопросу проведения аттестации работников государственных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, на соответствие (несоответствие) занимаемой должности или выполняемой работе".
6. Контроль за выполнением распоряжения остается за председателем Комитета.

Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков





УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 28.04.2014 № 116-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСУ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЕ

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по вопросу проведения аттестации руководителей и работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации пунктов 6.8 и 6.9 раздела 2 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы", утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 № 25-рп, и Плана реализации в Санкт-Петербурге Послания Президента Российской Федерации от 12.12.2013, утвержденного Губернатором Санкт-Петербурга 24.01.2014, а также в соответствии с частью второй статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
1.2. Методические рекомендации предназначены для руководителей государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга (далее - учреждения), кадровых, юридических и иных служб учреждений, а также выборных органов первичных профсоюзных организаций указанных учреждений (далее - профсоюзы учреждения).
1.3. Методические рекомендации служат основой для разработки локального нормативного акта, регулирующего отношения, возникающие между работником и работодателем при проведении аттестации работников на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе.
1.4. Для целей Методических рекомендаций применяются следующие термины и определения:
аттестация - проведение проверки квалификации руководителей и работников (далее - работники) учреждения в целях определения соответствия (несоответствия) указанных работников занимаемой должности (далее - аттестация);
аттестационная комиссия - специальный орган, состоящий из лиц, обладающих высокой квалификацией, сформированный в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом учреждения социальной защиты об аттестации (далее - Положение об аттестации), и предназначенный для установления соответствия (несоответствия) работника учреждения занимаемой должности путем оценки его профессиональной компетенции, деловых и личных качеств;
аттестационное дело - совокупность документов, относящихся к аттестации, помещенных под одну обложку;
аттестационные документы и материалы - документы и материалы, представленные работником учреждения либо его непосредственным руководителем в аттестационную комиссию в соответствии с Положением об аттестации, а также материалы по выбору работника учреждения, отражающие уровень его квалификации (далее - аттестационные материалы);
аттестационный лист - форма, в которой отражаются сведения о работнике учреждения, результаты прохождения аттестации работником учреждения и рекомендации аттестационной комиссии;
график проведения аттестации - документ, определяющий персональный состав работников учреждения, подлежащих аттестации; сроки подготовки аттестационных документов; дату, время и место проведения аттестации; дату представления в аттестационную комиссию аттестационных документов с указанием лиц, ответственных за их подготовку;
квалификация - степень подготовленности работников учреждения к качественному выполнению конкретных видов работ (услуг), определяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта;
отзыв (представление) - документ, представляемый в аттестационную комиссию непосредственным руководителем работника учреждения, не являющегося руководителем учреждения, либо отделом Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), если работник (далее - составитель отзыва) является руководителем учреждения, содержащий комплексную оценку профессиональной компетентности и личностных качеств работника учреждения, а также выводов и предложений составителя отзыва по дальнейшему предназначению указанного работника (далее - отзыв);
протокол заседания аттестационной комиссии - письменный документ, фиксирующий решения аттестационной комиссии, принятый в результате рассмотрения вопросов повестки дня заседания аттестационной комиссии (далее - протокол);
решение аттестационной комиссии - закрепленные протоколом выводы аттестационной комиссии о соответствии (несоответствии) занимаемой должности или выполняемой работе.
1.5. Проведение аттестации осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:
1.5.1. Наличие нормативной базы аттестации и прежде всего Положения об аттестации работников учреждения на соответствие (несоответствие) занимаемой должности или выполняемой работе (далее - Положение об аттестации).
1.5.2. Всеобщий характер аттестации, то есть проведение аттестации во всех учреждениях и в отношении всех работников, за исключением категорий работников, определенных в нормативном порядке.
1.5.3. Периодичность аттестации, т.е. проведение аттестации регулярно, как правило, по истечении определенного срока после проведения предыдущей аттестации, установленного в нормативном порядке.
1.5.4. Проведение аттестации аттестационной комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим Положением об аттестации.
1.6. Положение об аттестации принимается учреждением с учетом мнения профсоюза учреждения, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Порядок учета мнения профсоюза учреждения установлен статьей 372 ТК РФ.
1.7. В целях достижения единообразия структуры Положения об аттестации рекомендуется включать в Положение об аттестации следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Порядок подготовки к проведению аттестации.
3. Порядок проведения аттестации.
4. Реализация результатов аттестации.
5. Внеочередная аттестация.
6. Заключительные положения.
1.8. Аттестация осуществляется с учетом единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
При разработке Положения об аттестации рекомендуется применять до сих пор не утратившее силу в части, не противоречащей статье 421 ТК РФ, Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий, и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 05.10.1973 № 267/470 (далее - Положение от 5 октября 1973 года).
1.9. В разделе "Общие положения" Положения об аттестации необходимо определить:
цели и задачи аттестации;
периодичность и сроки проведения аттестации;
категории работников учреждения, не подлежащие аттестации.
1.9.1. В качестве основной цели аттестации в Положении об аттестации указывается, например, установление соответствия работника учреждения занимаемой должности (выполняемой работе) на основе оценки его трудовой деятельности.
Помимо основной цели в Положении об аттестации рекомендуется определить сопутствующие цели:
совершенствование кадровой работы в части подбора и расстановки персонала;
создание резерва кадров на профессиональное продвижение;
формирование стимулов профессиональной активности работников учреждения и повышение эффективности их труда;
усиление трудовой и исполнительной дисциплины;
оптимизация штатной численности и состава штатов учреждения.
На основе указанных целей формируются задачи аттестации. К ним относятся, например:
а) объективная, всесторонняя и полная оценка профессиональных и личностных качеств работника учреждения, результатов его деятельности;
б) сопоставление профессиональных качеств работника учреждения и результатов его деятельности с требованиями (квалификационными, тарифно-квалификационными, другими), предъявляемыми к должности, занимаемой работником, или выполняемой работе;
в) выявление работников учреждения, личностные качества и результаты профессиональной деятельности которых не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
г) выявление работников учреждения, личностные качества и результаты профессиональной деятельности которых соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
д) формирование высококвалифицированного кадрового состава, стимулирование профессионального роста работников учреждения, выявление перспектив применения потенциальных возможностей работников учреждения.
1.9.2. В Положении об аттестации устанавливаются периодичность и сроки проведения аттестации.
Пунктом 4 Положения от 5 октября 1973 года предусматривается, что аттестация должна проводиться один раз в три-пять лет. В современных условиях конкретные сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем с учетом особенностей организации и использования труда в учреждении, а также характера и содержания трудовой деятельности работников указанного учреждения.
Вместе с тем рекомендуется проводить аттестацию работников учреждений не чаще одного раза в пять лет.
В Положении об аттестации необходимо определить время, которое отводится на проведение аттестации до установления итогов аттестации.
Срок проведения аттестации (далее - срок) устанавливается учреждением самостоятельно, исходя из штатной численности, состава аттестационной комиссии и других факторов.
Оптимальным сроком считается три - шесть месяцев.
В течение этого срока должна быть полностью проведена аттестация. При этом если штатная численность работников учреждения составляет более 100 штатных единиц, то рекомендуется создавать аттестационные комиссии в структурных подразделениях учреждения.
1.9.3. В Положении об аттестации устанавливаются категории работников учреждения, не подлежащие аттестации. К ним относятся:
работники, проработавшие в занимаемой должности или выполняющие работу менее одного календарного года;
беременные женщины и женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проводится не ранее чем через один календарный год после выхода из указанных отпусков.
Учреждения могут расширять перечень работников, не подлежащих аттестации (далее - Перечень), предусмотренных пунктом 1.9.3 настоящих Методических рекомендаций.
Так, в частности, в Перечень могут быть включены следующие категории работников учреждения:
молодые специалисты, к которым относятся лица, указанные в статье 44 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга";
одинокие матери (отцы), имеющие детей в возрасте до 14 лет, и детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
1.10. Проведение аттестации можно разделить на несколько этапов:
1.10.1. Подготовительный этап, предполагающий подготовку к проведению аттестации;
1.10.2. Процедура проведения аттестации;
1.10.3. Принятие решения по каждой кандидатуре и реализация решений аттестационной комиссии.
Все этапы должны быть детально описаны в Положении об аттестации.

2. Порядок подготовки к проведению аттестации (подготовительный этап)

2.1. Подготовительный этап включает следующие мероприятия:
разработку и утверждение Положения об аттестации;
создание аттестационной комиссии или аттестационных комиссий в структурных подразделениях учреждения;
составление списков работников учреждения, подлежащих аттестации;
разработку графика проведения аттестации; подготовку документов на аттестуемых работников учреждения;
проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

2.1.1. Создание аттестационной комиссии (аттестационных комиссий) и порядок ее формирования

В Положении об аттестации определяются порядок формирования аттестационной комиссии и ее состав.
Аттестационная комиссия является постоянно действующим специальным органом, что не исключает возможности ротации членов аттестационной комиссии.
Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем учреждения.
Учреждениям рекомендуется создавать аттестационные комиссии численностью от 7 до 9 человек; в структурных подразделениях учреждения численность аттестационной комиссии может составлять от 5 до 7 человек.
В аттестационную комиссию включаются председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии.
В обязательном порядке в состав аттестационной комиссии рекомендуется включать представителя профсоюза учреждения.
Руководство аттестационной комиссией осуществляет ее председатель, являющийся, как правило, одним из заместителей руководителя учреждения.
Заместителем председателя аттестационной комиссии рекомендуется назначить руководителя кадровой службы учреждения либо специалиста по кадрам.
Секретарем аттестационной комиссии рекомендуется назначить специалиста или служащего учреждения, в должностные обязанности которого входят вопросы, связанные с делопроизводством. Это могут быть работники, занимающие такие должности, как инспектор отдела кадров, секретарь руководителя, делопроизводитель, если указанные должности предусматриваются штатным расписанием учреждения.
Секретарь аттестационной комиссии (далее - секретарь) организует ее деятельность, ведет делопроизводство аттестационной комиссии и выполняет следующие функции:
принимает документы работников учреждения, оформленные в порядке согласно приложению № 1 к настоящим Методическим рекомендациям;
оформляет аттестационные листы работников учреждения, проходящих аттестацию, в соответствии с приложением № 2 к настоящим Методическим рекомендациям;
своевременно информирует лиц, входящих в состав аттестационной комиссии (далее - члены аттестационной комиссии), а также лиц, приглашенных на ее заседание (далее - приглашенные), о дате, времени и месте заседания аттестационной комиссии;
осуществляет подготовку аттестационных материалов к заседаниям аттестационной комиссии;
направляет аттестационные материалы членам аттестационной комиссии и приглашенным не позднее чем за пять календарных дней до даты начала аттестации работников учреждения, предусмотренной графиком проведения аттестации;
формирует аттестационные дела;
разрабатывает проект графика проведения аттестации в соответствии с формой, предусмотренной приложением № 3 к настоящим Методическим рекомендациям;
оформляет протоколы заседаний аттестационной комиссии;
осуществляет иные функции, связанные с организацией деятельности аттестационной комиссии.
Председатель аттестационной комиссии и секретарь несут персональную ответственность за работу аттестационной комиссии.
Члены аттестационной комиссии осуществляют работу на общественных началах.
В учреждении в установленном порядке издается правовой акт о создании аттестационной комиссии (далее - Приказ), которым утверждаются соответствующее положение о аттестационной комиссии и ее состав.
Примерное положение об аттестационной комиссии представлено в приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.1.2. Составление списков работников учреждения, подлежащих аттестации

Списки работников учреждения, подлежащих аттестации (далее - списки), составляются кадровой службой указанного учреждения (далее - кадровая служба).
Основой для составления списков являются личные дела работников учреждения, их личные карточки формы № Т-2, должностные инструкции, штатное расписание учреждения, а также иные документы, связанные с профессиональной деятельностью работника.
Списки формируются по структурным подразделениям учреждения и не позднее чем за два календарных месяца до начала аттестации передаются кадровой службой в аттестационную комиссию.
Аттестационная комиссия после рассмотрения списков представляет их на утверждение руководителю учреждения.

2.1.3. Разработка графика проведения аттестации

Проект графика проведения аттестации (далее - проект графика) разрабатывается секретарем.
Рекомендуется следующий порядок формирования проекта графика:
Секретарь на основании списков составляет проект графика. При этом в проект графика включается следующая информация: наименование структурного подразделения, в котором работает работник учреждения, подлежащий аттестации; его фамилия, имя, отчество; занимаемая должность; дата время и место проведения аттестации (далее - дата аттестации); дата представления в аттестационную комиссию аттестационных документов; должности и фамилии работников учреждения, ответственных за подготовку указанных документов.
Проект графика подписывается председателем аттестационной комиссии. Секретарь в течение трех календарных дней направляет проект графика:
в структурные подразделения учреждения (далее - структурные подразделения);
в профсоюз учреждения.
Проект графика визируется руководителями структурных подразделений и рассматривается профсоюзом учреждения в порядке и сроки, предусмотренные статьей 372 ТК РФ.
После завершения указанных процедур проект графика утверждается руководителем учреждения и приобретает юридическую силу.
Секретарь аттестационной комиссии рассылает График проведения аттестации (далее - График) в структурные подразделения, членам аттестационной комиссии в течение трех календарных дней после его утверждения.
Руководители структурных подразделений доводят График до сведения каждого работника структурного подразделения, подлежащего аттестации, под роспись не позднее чем за один календарный месяц до начала аттестации.
Продолжительность аттестации для каждого работника учреждения не может превышать двух календарных месяцев с даты начала прохождения аттестации, установленной Графиком, до принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.
По заявлению работника учреждения в связи с уважительными причинами в соответствии с решением аттестационной комиссии продолжительность аттестации может быть продлена, но не более чем на один календарный месяц.
При этом в Положении об аттестации должен содержаться Перечень уважительных причин, при наступлении которых продолжительность аттестации может быть увеличена по решению аттестационной комиссии.
В качестве уважительных причин могут выступать: болезнь, командировка, любой вид отпуска, другие уважительные причины, включенные в Перечень.
Первый экземпляр Графика хранится в аттестационной комиссии.
Форма Графика представлена в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.1.4. Подготовка аттестационных материалов


Не позднее чем за 14 календарных дней до даты проведения аттестации работника учреждения, установленной Графиком, его непосредственный руководитель представляет в аттестационную комиссию отзыв о профессиональной деятельности работника учреждения (далее - отзыв). Форма отзыва представлена в приложении № 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
В отзыв рекомендуется включить оценку профессиональной компетентности, деловых и личностных качеств работника учреждения, а также результатов профессиональной деятельности указанного работника.

Работник учреждения, подлежащий аттестации, имеет право не позднее чем за семь календарных дней до даты проведения аттестации представить в аттестационную комиссию любые материалы по выбору работника о своей профессиональной деятельности, а также заявление о своем несогласии с отзывом (далее - заявление). Примерная форма заявления содержится в приложении № 6.
В случае отказа работника от росписи в отзыве рекомендуется составить соответствующий акт, подписываемый секретарем, представителем профсоюзов учреждения и работником кадровой службы.
Отзыв формируется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника.
В Положении об аттестации могут быть предусмотрены иные сроки обязательного доведения до работника учреждения Графика, ознакомления его с отзывом и др.
Вместе с тем эти сроки не должны быть менее продолжительными, чем в Положении от 5 октября 1973 года.

2.1.5. Проведение разъяснительной работы о целях и порядке прохождения аттестации

2.2. Секретарь за пять календарных дней до даты проведения аттестации вправе запросить в кадровой службе копии трудовой книжки, документа об образовании, должностной инструкции работника учреждения, а также копии иных документов, связанных с профессиональной деятельностью работника учреждения (далее - копии).
Правильность копий удостоверяется подписью руководителя учреждения либо уполномоченного должностного лица и заверяется печатью. На копии указывается дата ее выдачи, проставляется отметка "Копия". В заверительной подписи указывается должность лица, заверившего копию, и расшифровка личной подписи.
2.3. В случае если кадровая служба не представила в указанный секретарем срок запрашиваемые копии, аттестационная комиссия может принять решение о переносе срока аттестации работника учреждения. В этом случае секретарь должен внести соответствующие изменения в График и информировать об этом работника учреждения, подлежащего аттестации.

3. Порядок проведения аттестации

3.1. Аттестация проводится на основании приказа, изданного руководителем учреждения в установленном порядке.
3.2. Проект приказа разрабатывается кадровой службой с учетом мнения профсоюза учреждения, если коллективным договором, соглашением не предусмотрено иное (например, согласование), визируется руководителями структурных подразделений.
3.3. Аттестацию рекомендуется проводить в следующем порядке:
3.3.1. Рассмотрение аттестационной комиссией информации секретаря о содержании аттестационных материалов работника учреждения, проходящего аттестацию, в том числе отзыва и дополнительных аттестационных материалов, если они были представлены работником учреждения по своей инициативе.
3.3.2. Заслушивание сообщения работника учреждения, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной деятельности, а также проведение собеседования с работником, проходящим аттестацию, в режиме "вопрос - ответ" (далее - собеседование).
Рекомендации по порядку собеседования представлены в приложении № 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.3.3. Принятие аттестационной комиссией решения о квалификации работника учреждения на основе проведенной членами аттестационной комиссии оценки квалификации.
3.4. Оценка квалификации работника учреждения членами аттестационной комиссии осуществляется на основе:
квалификационной (тарифно-квалификационной) характеристики, профессионального стандарта по должности, которую занимает работник учреждения;
должностной инструкции работника учреждения;
положения о структурном подразделении учреждения;
других документов, имеющихся в аттестационном деле.
3.4.1. Выявление степени соответствия работника учреждения занимаемой должности проводится аттестационной комиссией прежде всего путем применения критериев и показателей оценки профессиональной компетенции, деловых и личностных качеств работника учреждения.
3.4.2. Критерии оценки при аттестации представляют собой требования, предъявляемые к работнику учреждения по занимаемой им должности, а также конкретизацию профессиональной компетентности, деловых и личностных качеств, необходимых для выполнения работником своих должностных обязанностей.
Примерный перечень критериев для оценки работника учреждения предусмотрен приложением № 8 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.5. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии в присутствии работника учреждения, подлежащего аттестации.
3.5.1. В случае неявки работника учреждения на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине аттестационная комиссия может принять решение о переносе его аттестации на очередное заседание аттестационной комиссии в соответствии с Графиком, согласовав дату проведения аттестации с работником учреждения.
3.5.2. Если работник учреждения на заседание не явился по неизвестной причине, аттестация откладывается до выяснения этой причины. При неявке работника учреждения без уважительных причин аттестационная комиссия может в установленном порядке принять решение о проведении аттестации в отсутствие работника.
3.5.3. При наличии заявления работника учреждения, проходящего аттестацию, аттестационная комиссия может принять решение об аттестации указанного работника в его отсутствие.
3.6. Работник учреждения социальной защиты имеет право:
ознакомиться с отзывом (представлением) не позднее чем за семь календарных дней до начала аттестации;
представить в аттестационную комиссию заявление о несогласии с отзывом, но не позднее чем за пять календарных дней до начала аттестации;
представить в аттестационную комиссию любые дополнительные материалы, которые, по мнению работника, имеют отношение к его профессиональной деятельности;
обладает иными правами, вытекающими из настоящих Методических рекомендаций и Положения об аттестации.
В Положении об аттестации можно установить и иные права работника учреждения, вытекающие из процедуры аттестации.
3.7. Заседания аттестационной комиссии (далее - заседания) проводятся в соответствии с Графиком.
3.7.1. Повестку дня заседаний и порядок их проведения определяет председатель аттестационной комиссии (далее - повестка).
Повестка рассылается членам аттестационной комиссии не позднее чем за семь календарных дней до заседания.
3.7.2. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
3.7.3. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого работника и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.
При равенстве голосов решение принимается в пользу работника учреждения.
3.7.4. На период аттестации работника учреждения, непосредственный руководитель которого является членом аттестационной комиссии, членство указанного руководителя в аттестационной комиссии приостанавливается.
3.8. По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит по каждому работнику учреждения одно из следующих решений:
"соответствует занимаемой должности (выполняемой работе)";
"не соответствует занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации".
3.9. Результаты аттестации сообщаются работникам учреждения, проходившим аттестацию, непосредственно после принятия решения аттестационной комиссией.
3.10. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист.
3.11. Форма протокола представлена в приложении № 9 к настоящим Методическим рекомендациям.
Работник учреждения знакомится с аттестационным листом под роспись.
3.12. Аттестационный лист оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр аттестационного листа выдается работнику учреждения под роспись, другой хранится в личном деле работника учреждения, третий экземпляр аттестационного листа находится в делах аттестационной комиссии.
Все экземпляры аттестационного листа имеют одинаковую юридическую силу.

4. Порядок реализации результатов аттестации

4.1. Кадровая служба учреждения на основании решений аттестационной комиссии составляет отчет о проведенной аттестации (далее - Отчет).
В настоящем отчете указываются результаты аттестации в соответствии с формой, предусмотренной приложением № 10 к настоящим Методическим рекомендациям.
Отчет утверждается председателем аттестационной комиссии и доводится до руководителя учреждения в течение семи календарных дней после принятия решения аттестационной комиссии, оформленного протоколом.
4.1.1. Если работник учреждения соответствует занимаемой должности по результатам аттестации, то издается приказ о переходе такого работника на "эффективный контракт".
Рекомендуется подготовить проект сводного приказа, включающий всех работников учреждения, соответствующих занимаемой должности или выполняемой работе.
4.1.2. Признание аттестационной комиссией работника учреждения соответствующим занимаемой должности (выполняемой работе) по результатам аттестации влечет следующие правовые последствия для работника:
исключается возможность принятия решения о переводе на низшую должность или увольнении в связи с несоответствием занимаемой должности (выполняемой работе);
осуществляется перевод работника на "эффективный контракт".
4.2. Увольнение работника учреждения в соответствии с пунктом 3 статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом прежде всего увольняемому работнику предлагаются должности или работа, соответствующие его фактической квалификации, а затем все остальные, которые указанный работник может занимать.
Если увольняемый работник является членом профсоюза, то согласно части 2 статьи 82 ТК РФ увольнение производится с учетом мнения профкома учреждения, полученного работодателем в порядке, предусмотренном статьей 372 ТК РФ.
Все перечисленные обстоятельства должны быть документально подтверждены. При этом:
факт несоответствия занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации подтверждается решением аттестационной комиссии и заключительной частью аттестационного листа;
факт несогласия увольняемого работника с переводом (отказ от перевода) на другую должность (работу) подтверждается росписью в ознакомлении с соответствующим перечнем должностей (работ) и письменным заявлением увольняемого работника с выражением несогласия (отказа) либо актом, составленным в связи с отказом от росписи (приложение № 11 к настоящим Методическим рекомендациям);
факт отсутствия в учреждении должности (работы), которая могла быть предложена увольняемому работнику с учетом его фактической квалификации и состояния здоровья, а также любой другой работы - действующим штатным расписанием учреждения.
4.3. Отдельные категории работников учреждения, даже признанные аттестационной комиссией не соответствующими занимаемой должности или выполняемой работе, не могут быть уволены. К ним относятся женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), другие лица, воспитывающие указанных детей без матери (статья 261 ГК РФ).
Результаты аттестации могут быть обжалованы работником учреждения либо в Комиссии по трудовым спорам, либо в судебном порядке.
4.4. Аттестация руководителей учреждения осуществляется по решению Комитета в сроки и порядки, установленные Комитетом.

5. Внеочередная аттестация

5.1. В случае когда в отношении отдельных работников учреждения выявлены документально подтвержденные факты, свидетельствующие о недостаточной квалификации, то по решению руководителя учреждения может быть проведена внеочередная аттестация указанных работников.
При этом факты недостаточной квалификации работника учреждения могут содержаться в докладных записках непосредственного руководителя работника, актах, жалобах клиентов учреждения и иных документах, характеризующих профессиональную деятельность работника учреждения.
5.2. Для проведения внеочередной аттестации необходимо осуществить следующие мероприятия:
собрать заседание аттестационной комиссии;
разработать график аттестации и утвердить его в установленном порядке;
подготовить списки работников учреждения, подлежащих аттестации;
подготовить аттестационные материалы, необходимые для работы аттестационной комиссии.
совершить иные действия, предусмотренные Положением об аттестации.

Подготовительная работа по проведению аттестации, предусматривающая мероприятия, определенные пунктом 5.4 настоящих Методических рекомендаций, как правило, оценивается кадровой службой.
5.3. Если по результатам внеочередной аттестации работник учреждения признан соответствующим занимаемой должности, то руководитель учреждения не вправе расторгнуть трудовой договор с таким работником по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 81 ТК РФ.

6. Вопросы, связанные с организацией и регулированием деятельности аттестационной комиссии

6.1. Аттестационная комиссия самостоятельно разрабатывает акты, регулирующие ее деятельность (далее - акты). К таким актам относятся:
регламент работы аттестационной комиссии;
журнал учета и регистрации аттестационных материалов и аттестационных документов, поступивших в аттестационную комиссию;
другие акты, регулирующие деятельность комиссии.
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности аттестационной комиссии по аттестации работников учреждений на соответствие (несоответствие) занимаемой должности, содержится в приложении № 11 к настоящим Методическим рекомендациям.
6.2. Методическое руководство деятельностью аттестационной комиссии осуществляет Комитет.

7. Заключительные положения

7.1. Методические рекомендации приобретают статус нормативного акта только при их регистрации в установленном порядке.
7.2. В случае если Методические рекомендации не зарегистрированы в Юридическом комитете Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, они не требуют обязательного исполнения.
7.3. Аттестационные комиссии действуют на основании соответствующих локальных нормативных актов в сфере аттестации, принятых в установленном порядке.





Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ РАБОТНИКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В АТТЕСТАЦИОННУЮ КОМИССИЮ

Работники государственного учреждения социальной защиты Санкт-Петербурга (далее - учреждение социальной защиты) оформляют пакет документов, представляемых в соответствующую аттестационную комиссию (далее - пакет), в следующем порядке:
1. Документы, представляемые работником учреждения социальной защиты в аттестационную комиссию, оформляются единым делом, сшитым пластиковым скоросшивателем.
2. Каждый документ вкладывается в отдельную пластиковую папку-файл.
3. Объемные материалы, программы и наглядные пособия могут быть представлены отдельным томом.
4. Все ксерокопии в обязательном порядке заверяются кадровой службой исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (учреждения).
5. Оригиналы документов должны содержать личную подпись автора (с расшифровкой) и печать учреждения социальной защиты, применяемую на официальных документах.
6. Приложения к основному пакету документов формируются работником учреждения социальной защиты в соответствии с собственными соображениями и имеют цель проиллюстрировать или дать дополнительную информацию о документах, содержащихся в основном пакете (без ограничений).





Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

(наименование учреждения социального обслуживания в соответствии с Уставом)

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

"__" ________ 20__ г.

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________
2. Дата рождения __________________________________________________________
3. Сведения об образовании, повышении квалификации, переподготовке ________
___________________________________________________________________________
(когда и какое учебное заведение окончил, специальность и квалификация
по документам об образовании, документы о повышении квалификации,
переподготовке, ученая степень, ученое звание, дата их присвоения)
4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту
должность



5. Стаж работы по специальности ___________________________________________
6. Вопросы к аттестуемому работнику и краткие ответы на них



7. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией



8. Предложения, высказанные аттестуемым работником



9. ________________________________________________________________________
Краткая оценка выполнения аттестуемым работником рекомендаций предыдущей
аттестации (если она проводилась) _________________________________________
(выполнены, выполнены частично, не выполнены)
10. Решение аттестационной комиссии, принятое на основе оценки
профессиональной деятельности аттестуемого работника ______________________
(Ф.И.О. работника учреждения)
10.1. Соответствует занимаемой должности __________________________________
(указать наименование должности)
10.2. Не соответствует занимаемой должности _______________________________
(указать наименование должности,
следствие недостаточной квалификации)
11. Рекомендации аттестационной комиссии (заполняется в случае принятия
решения о несоответствии занимаемой должности вследствие недостаточной
квалификации):
_________________________________________________________ может быть уволен
(Ф.И.О. работника)
в соответствии с пунктом 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее - ТК РФ) с соблюдением порядка увольнения работника по инициативе
работодателя, предусмотренного статьей 81 ТК РФ.
12. Количественный состав аттестационной комиссии _________________________

На заседании присутствовало _______ человек членов аттестационной комиссии.
Результаты голосования - количество голосов: за __________, против ________
13. _______________________________________________________________________
Примечания ________________________________________________________________




Председатель
аттестационной комиссии _________________________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Заместитель председателя
аттестационной комиссии _________________________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь
аттестационной комиссии _________________________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Члены
аттестационной комиссии _________________________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)

(подпись) (расшифровка подписи)

(подпись) (расшифровка подписи)

Дата проведения аттестации "__" 20 г.

С аттестационным листом ознакомился ___________ _________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Примечание.
Сведения пунктов 2, 3, 4, 5 аттестационного листа заполняются на основании соответствующих копий документов, оформленных в надлежащем порядке и представленных в аттестационную комиссию кадровой службой учреждения.





Приложение № 3
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

ФОРМА ГРАФИКА АТТЕСТАЦИИ
РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА СООТВЕТСТВИЕ (НЕСООТВЕТСТВИЕ) ЗАНИМАЕМОЙ
ДОЛЖНОСТИ (ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЕ)

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учреждения

(Подпись)
"__" ________ 20__ года

График аттестации работников государственного учреждения
социальной защиты Санкт-Петербурга на ____ год

№ п/п
Фамилия, имя, отчество работника учреждения
Место работы и должность
Дата аттестации
Дата представления в аттестационную комиссию отзыва (представления)
Фамилия, имя, отчество и должность лица, составившего отзыв (представление)
Фамилия, имя, отчество и должность лица, утвердившего отзыв (представление)
Дата представления аттестуемым работником дополнительных документов
Перечень документов
Подпись работника учреждения
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11












Председатель аттестационной комиссии ___________ _______________________
(Подпись) (Расшифровка подписи)

Секретарь аттестационной комиссии ___________ _______________________
(Подпись) (Расшифровка подписи)

Мнение выборного профсоюзного органа учтено (протокол заседания Профсоюза
учреждения от ________________)





Приложение № 4
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

1. Общие положения

1.1. Аттестационная комиссия __________________________________________
(Наименование учреждения в соответствии с уставом)
(далее - Комиссия) образуется в соответствии с приказом от ________ № _____
и действует на постоянной основе.
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, законодательством Санкт-Петербурга, методическими материалами Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), а также настоящим Положением.
1.3. Аттестация работников учреждения социальной защиты Санкт-Петербурга (далее - аттестация) проводится на основе Положения о порядке проведения аттестации работников (далее - Положение о аттестации), являющегося локальным нормативным актом учреждения, принятым в соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
1.4. Основными правилами проведения аттестации являются:
1.4.1. Наличие нормативной основы (положения о порядке проведения аттестации работников учреждения социальной защиты Санкт-Петербурга).
1.4.2. Осуществление процедуры проведения аттестации, создаваемой в порядке, предусмотренном соответствующим положением.
1.4.3. Всеобщий характер аттестации, т.е. аттестации подлежат все работники учреждения социальной защиты (далее - учреждение), за исключением категорий работников, установленных соответствующим положением;
1.4.4. Регулярный характер аттестации, периодичность которой устанавливается локальным нормативным актом учреждения.

2. Состав Комиссии

1.5. Состав Комиссии утверждается приказом учреждения,
1.6. В состав Комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, но не менее 5 и не более 7 человек.
1.6.1. В состав Комиссии может включаться представитель выборного органа первичной профсоюзной организации учреждения.
1.6.2. Члены аттестационной комиссии осуществляют работу на общественных началах.

3. Задачи Комиссии

Задачами Комиссии являются:
1.7. Проведение аттестации работников учреждения на подтверждение соответствия занимаемой должности или выполняемой работе.
1.8. Проведение внеочередной аттестации в случае обнаружения документально подтвержденных фактов недостаточной квалификации работника учреждения.

4. Заседание Комиссии

1.9. Комиссия проводит свои заседания в соответствии с графиком проведения аттестации (далее - график), утвержденным руководителем учреждения.
1.10. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
1.11. Организация работы Комиссии осуществляется секретарем Комиссии (далее - секретарь).
Секретарь выполняет следующие функции:
1.11.1. Ведет протоколы заседаний Комиссии и оформляет их в соответствии с формой, утвержденной Комитетом.
1.11.2. Оформляет аттестационные листы работников учреждения.
1.11.3. Своевременно информирует членов Комиссии и лиц, приглашенных на заседание, о дате, времени и месте заседаний.
1.11.4. Осуществляет подготовку аттестационных документов и материалов к заседаниям.
1.11.5. Обеспечивает проведение заседаний в установленные графиком сроки.
1.11.6. Осуществляет иные функции, связанные с организацией деятельности Комиссии и ведением ее делопроизводства.
1.12. Решение Комиссии принимается в отсутствие работника учреждения и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.
При равенстве голосов решение принимается в пользу работника учреждения.
В случае когда членом аттестационной комиссии является непосредственный руководитель работника учреждения, проходящего аттестацию, его членство в этой аттестационной комиссии приостанавливается.
1.12.1. По результатам проведенной аттестации аттестационная комиссия выносит по каждому работнику учреждения одно из решений:
соответствует занимаемой должности;
не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации.
1.13. Результаты голосования Комиссии и ее решение заносятся в протокол заседания Комиссии (далее - протокол) и аттестационный лист работника учреждения.
1.14. Протокол заседания Комиссии подписывается председателем Комиссии, заместителем председателя Комиссии, секретарем Комиссии и всеми ее членами, присутствующими на заседании.

5. Права и обязанности Комиссии

1.15. Комиссия вправе:
проводить заседание Комиссии в рабочее время;
приглашать на заседание Комиссии работников учреждения и их непосредственных руководителей;
информировать работников учреждения о результатах аттестации;
обладает иными правами, вытекающими из настоящего Положения.

6.2. Комиссия обязана:
соблюдать действующее трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие проведение аттестации;
проводить аттестацию на основании настоящих Методических рекомендаций.

6. Заключительные положения

7.1. Материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.





Приложение № 5
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ
РАБОТНИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О НЕСОГЛАСИИ С ОТЗЫВОМ

Председателю аттестационной комиссии (Ф.И.О.)
от _______________________________________________________________
(Ф.И.О., должность работника учреждения) (наименование учреждения)

ЗАЯВЛЕНИЕ

В связи с несогласием с отзывом _______________________________________
(Ф.И.О., должность лица, подписавшего отзыв)
по мотивам ________________________________________________________________
(неполноты, субъективности отдельных выводов и оценок, другие причины)
прошу приобщить к материалам аттестации дополнительные документы (копии
документов) о моей профессиональной деятельности и личностных качествах за
период с ______________ по ____________ 20__ г.

1. ___________________________ на листах
2. ___________________________ на листах
3. ___________________________ на листах

(Подпись)
" " 20__ год

Примечание: В случае если работник, подлежащий аттестации, не может оперативно представить дополнительные аттестационные документы, то он может в заявлении изложить просьбу о переносе в установленном порядке даты заседания аттестационной комиссии.





Приложение № 6
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель государственного
учреждения социальной защиты
Санкт-Петербурга
_____________________________
(подпись)
"__" ___________ 20__ года

ОТЗЫВ

На ____________________________________________________________________
(Ф.И.О. работника в именительном падеже)

1. Наименование должности работника на момент аттестации в соответствии
со штатным расписанием ____________________________________________________
2. Место работы _______________________________________________________
(наименование структурного подразделения)
3. Содержание отзыва. (Отзыв должен содержать оценку профессиональной
компетентности (профессиональные линия, умения и навыки), деловых, в том
числе личностных качеств работника. При этом необходимо придерживаться
Перечня основных критериев, показателей и признаков для оценки уровня
квалификации работников, предусмотренного приложением № 8 к настоящему
Методическим рекомендациям.)
4. Уровень образования.
4.1. Соответствует требованиям к квалификации, предусмотренным
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
4.2. Не соответствует требованиям к квалификации, предусмотренным
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
5. Стаж работы:
5.1. Соответствует требованиям к квалификации, предусмотренным
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
5.2. Не соответствует требованиям к квалификации, предусмотренным
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
6. Оценка аттестуемого работника _________.
7. Предложения (рекомендации по дальнейшему деловому предназначению
работника). (Формулируются в соответствии с пунктами _____ к настоящему
Положению).

Наименование должности начальника
структурного подразделения Подпись Расшифровка

Наименование должности
непосредственного руководителя Подпись Расшифровка

Ознакомлен
и согласен(на), не согласен(на): Подпись аттестуемого Расшифровка

Примечание.
1. В пунктах 4.1 - 4.2 и 5.1 - 5.2 указывается конкретный нормативный правовой акт (акты) федеральных исполнительных органов.
2. Профессиональные качества определяются образованием, стажем работы, квалификацией и др.
Личностные качества характеризуются работоспособностью, творческой инициативой, умением работать в коллективе, доброжелательностью, принципиальностью и др.





Приложение № 7
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ С РАБОТНИКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. На заседании аттестационной комиссии государственного учреждения социальной защиты Санкт-Петербурга (далее - аттестационная комиссия) обсуждаются результаты профессиональной деятельности работника государственного учреждения социальной защиты Санкт-Петербурга (далее - учреждение социальной защиты).
В процессе собеседования должен быть установлен контакт с работником учреждения социальной защиты, обеспечивающий рабочую и доброжелательную атмосферу. Члены комиссии в процессе собеседования должны проявлять уважение к аттестуемому работнику учреждения социальной защиты, заинтересованность в его профессиональном развитии и продвижении.
2. Участниками заседания аттестационной комиссии являются председатель аттестационной комиссии, его заместитель, члены и секретарь аттестационной комиссии, а также аттестуемый работник и его непосредственный руководитель.
3. Тематика собеседования может включать общие и специальные вопросы.
3.1. К общим вопросам относятся вопросы, направленные на обсуждение положительных результатов профессиональной деятельности, достижения в этой области, а также трудности, с которыми работник учреждения социальной защиты столкнулся в процессе реализации его профессионального (личного) опыта. Например, членам аттестационной комиссии рекомендуется задавать следующие вопросы:
3.1.1. Как Вы считаете, каковы Ваши самые главные достижения в профессиональной деятельности?
3.1.2. Как Вы определяете свою профессиональную роль в достижении эффективности деятельности отделения, а также учреждения социальной защиты в целом? (с точки зрения повышении качества оказываемых услуг населению, выполнения плановых заданий, объемов услуг и др.);
3.1.3. Что самое сложное в вашей работе? Почему?
3.1.4. Как Вы полагаете, что мешает Вам работать эффективнее и что можно предпринять, чтобы преодолеть эти препятствия?
3.1.5. Каковы Ваши задачи профессионального развития на ближайший период? Какая помощь вам потребуется, чтобы их выполнить?
Какие личные деловые качества Вас устраивают полностью, какие целесообразно совершенствовать?
3.2. Специальные вопросы к работнику, направленные на оценку профессиональных знаний, умений и навыков, например:
3.2.1. Является ли Ваша профессиональная деятельность в учреждении социальной защиты узко специализированной либо существенно выходит за рамки специализации? Какие области знаний за рамками узкой специализации, которые Вы освоили за аттестационный период?
3.2.2. Охарактеризуйте профессиональные задачи, решаемые специалистами вашего структурного подразделения, по группам сложности. Если Вы занимаетесь непосредственной работой с клиентом, то какие категории клиентов можно отнести к группе повышенной сложности или сложной? С какими категориями клиентов Вам приходится чаше всего работать? Какие затруднения в такой работе Вы испытываете?
3.2.3. Каким профессиональным инструментарием Вы пользуетесь для достижения результативности своего труда (формы и методы профессиональной деятельности)?
3.2.4. Имеются ли в Вашей работе направления, имеющие отношение к проектно-инновационной деятельности в сфере социального обслуживания населения?
3.2.5. Какие формы и методы повышения уровня профессиональных знаний, умений и навыков помогают Вам в повышении эффективности труда?
3.2.6. В какие формы непрерывного профессионального образования взрослых Вы были включены по инициативе работодателя?
3.2.7. Занимаетесь ли Вы профессиональной деятельностью или самообразованием во внерабочее время?
3.2.8. Какие правоустанавливающие документы федерального и регионального уровня Вы используете в своей практической деятельности?
3.2.9. Какими способами продуктивного обмена опытом и передачи знаний Вы пользуетесь в профессиональной деятельности для улучшения качества своего труда?
3.2.10. Каким образом Вы оцениваете результативность собственного профессионального труда в различных сферах:
в сфере практической работы с клиентом;
в сфере организаторской, организационно-методической работы; в сфере передачи профессионального опыта, знаний, профессионального обучения, наставничества с молодыми специалистами;
в сфере научно-практических разработок или проектно-инновационной деятельности;
в сфере просветительской и общепрофилактической работы?
3.2.11. Каковы основные, наиболее важные задачи (подразделения или учреждения социальной защиты), в решении которых Вы принимали участие в аттестуемый период?
4. Членам аттестационной комиссии необходимо обсудить с работником учреждения социальной защиты его планы по совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков в связи с введением "профессиональных стандартов" для некоторых категорий работников (например, должности "социальный работник", "специалист по социальной работе" и др.)





Приложение № 8
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПРИЗНАКОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ
СООТВЕТСТВИЯ РАБОТНИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НЕ ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ
РУКОВОДИТЕЛЕМ, ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ

Критерии, показатели и признаки для оценки соответствия
работника государственного учреждения социальной защиты
Санкт-Петербурга занимаемой должности

1. Профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения, навыки)

1.1. Знание социального законодательства и умение применять его при решении типичных профессиональных задач, не носящих сложного проблемного характера, в том числе:
1.1.1. Знает основы трудового и жилищного законодательства.
1.1.2. Знает основы законодательства в области образования, культуры, охраны здоровья и пенсионного обеспечения.
1.1.3. Знает базовое законодательство в сфере социального обслуживания населения.
1.1.4. Знает основополагающие международные акты, определяющие статус и права граждан, являющихся клиентами социальных служб.
1.1.5. Знает стандарты социального обслуживания населения, действующие в Российской Федерации и Санкт-Петербурге, а также задачи, решаемые с помощью указанных социальных стандартов.
1.1.6. Знает основные направления педагогической и социальной работы, определенные теорией и практикой в России и за рубежом.
1.2. Знание локальных нормативных актов (и иных актов), действующих в учреждении социальной защиты населения (далее - учреждение), в том числе:
1.2.1. Правил внутреннего трудового распорядка, действующих в учреждении.
1.2.2. Должностной инструкции.
1.2.3. Знает Положение о структурном подразделении, в котором занимает соответствующую должность.
1.2.4. Положения об оплате труда работников учреждения.
1.2.5. Правил, инструкций, рекомендаций по охране труда и пожарной безопасности.
1.2.6. Коллективного договора, заключенного и действующего в учреждении.
1.3. Знание основных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения, реализуемых в социальных программах, действующих на территории Санкт-Петербурга, в том числе:
1.3.1. Концепции, социальные программы, действующие в Санкт-Петербурге, и основные положения указанных документов.
1.3.2. Стандарты социального обслуживания населения, принятые органами государственной власти Санкт-Петербурга.
1.4. Знание социальной инфраструктуры, т.е. совокупности органов и учреждений, которые обеспечивают удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав, в том числе:
1.4.1. Органы и организации сферы социального обслуживания населения, функционирующие в районах Санкт-Петербурга.
1.4.2. Органы и организации, для которых деятельность по обеспечению социальной потребности граждан не является основной и умеет взаимодействовать с такими органами и организациями.
1.4.3. Основы взаимоотношения с неправительственными организациями и учреждениями благотворительной и социальной направленности, умение взаимодействовать с ними.
1.4.4. Умеет формировать картотеку и базы данных о наличии учреждений всех организационно-правовых форм, форм собственности и уровня подчиненности.
1.5. Знание особенностей категорий граждан, являющихся клиентами учреждений, являющихся объектом профессиональной деятельности, в том числе:
1.5.1. Физического и психического развития детей, имеющих отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающихся в воспитании и обучении в специальных условиях, обеспечивающих им коррекцию и компенсацию недостатков в развитии, и умеет учитывать эти особенности в профессиональной деятельности.
1.5.2. Физического и психического состояния женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, и умеет в процессе профессиональной деятельности защитить их права в пределах своей компетенции.
1.5.3. Функционирования семей, имеющих детей, и семей, находящихся в состоянии жизненного затруднения, и умеет в процессе профессиональной деятельности оказать содействие в разрешении основных проблем указанных семей.
1.5.4. Знает особенности категории граждан, относящихся к категории "антисоциальная личность", и умеет в процессе профессиональной деятельности оказывать воздействие на поведение лиц указанной категории.
1.5.5. Физического и психического развития граждан пожилого возраста, связанных с процессами старения, и умеет в процессе профессиональной деятельности предоставлять указанным лицам качественные социальные услуги.
1.6. Умение применять в сфере социального обслуживания населения современные и традиционные формы, методы, методики и технологии в соответствии с направлениями профессиональной деятельности и составом профессионально значимых задач, в том числе:
1.6.1. В сфере практической работы с клиентом (объект работы - клиент, семья, социальная группа).
1.6.2. В сфере организаторской и организационно-методической работы.
1.6.3. В сфере передачи опыта и знаний.
1.7. Владение навыками, используемыми в профессиональной деятельности, в том числе:
1.7.1. Обладает навыками работы на персональной электронно-вычислительной машине в режиме пользователя.
1.7.2. Обладает навыками выявлять необходимую для профессиональной деятельности информацию, находить доступ и использовать указанную информацию в процессе работы.
1.7.3. Обладает навыками формирования отчетов, планов, программ по направлениям профессиональной деятельности.
1.7.4. Обладает навыками работы с различными готовыми программно-методическими комплексами и информационными ресурсами.
1.7.5. Обладает навыками ведения документации на электронных носителях.

2. Деловые, в том числе личностные качества

2.1. Владение культурой мышления, в том числе:
2.1.1. Умеет точно формулировать задачи (проблемы).
2.1.2. Умеет выбирать оптимальные методы (пути) их решения.
2.1.3. Умеет получать обоснованные, логически непротиворечивые выводы.
2.1.4. Умеет применять полученные выводы в практике профессиональной деятельности.
2.2. Владение культурой поведения и общения, в том числе:
2.2.1. Соблюдает основные требования и правила человеческого общежития.
2.2.2. Умеет находить правильный тон с детьми, воспитанниками, иными клиентами учреждения, их родственниками.
2.2.3. Умеет устанавливать взаимодействие с родителями, опекунами, детьми разного возраста, другими лицами, являющимися клиентами учреждения.
2.2.4. Умеет воспринимать различные ситуации и вести себя адекватно в сложившейся конкретной ситуации.
2.3. Владение культурой речи, письма, в том числе:
2.3.1. Владеет устной и письменной речью в достаточной степени для того, чтобы выполнять должностные обязанности.
2.3.2. Умеет убеждать и аргументировать свою позицию по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью.
2.3.3. Умеет осуществлять правильный отбор языковых средств.
2.3.4. Умеет ориентировать речь на собеседника.
2.3.5. Владеет техникой речи.
2.4. Владение культурой труда, в том числе:
2.4.1. Умеет работать с применением рациональных приемов, современной техники и технологии.
2.4.2. Умеет рационально организовать рабочее место.
2.4.3. Умеет взаимодействовать с коллегами по работе.
2.4.4. Умеет бережно относиться к оборудованию, энергии и пр.
2.5. Владение культурой самообразования, в том числе:
2.5.1. Умеет осознанно выбрать тематику чтения, связанную с профессиональной деятельностью работника и составом профессионально значимых задач, решаемых в процессе работы.
2.5.2. Умеет находить нужную литературу с помощью справочно-библиографического аппарата.

2.5.4. Умеет применять рациональные приемы работы с литературой.
2.6. Умение проводить собственную оценку профессиональной деятельности (самооценку), в том числе:
2.6.1. Умеет давать собственную оценку текущей профессиональной деятельности.
2.6.2. Умеет оценивать собственную профессиональную деятельность в ретроспективе.
2.6.3. Умеет оценивать отношение других людей к себе и своей профессиональной деятельности.
2.6.4. Умеет сформулировать эталонные представления о себе и своей профессиональной деятельности.
2.7. Образование.
2.7.1. Образование соответствует установленным квалификационным требованиям к образованию.
2.7.2. Образование не соответствует установленным квалификационным требованиям.
2.8. Стаж работы.
2.8.1. Стаж работы соответствует установленным квалификационным требованиям.
2.8.2. Стаж работы не соответствует квалификационным требованиям.

3. Результативность профессиональной деятельности

3.1. Результативность профессиональной деятельности в области предоставления социальных услуг и взаимодействия с клиентами учреждения.
3.2. Результативность профессиональной деятельности в области методической и организационно-методической работы.
3.3. Результативность профессиональной деятельности в области исследовательской работы.

Примечание:
1. Показатели и признаки, включенные в пункт 1.6, уточняются и конкретизируются в зависимости от вида и направлений профессиональной деятельности и особенностей учреждения.
2. Критерий "Результативность профессиональной деятельности" предусматривает конкретные признаки исходя из специфики и направлений профессиональной деятельности работника учреждения (далее - признаки).
3. Признаки показателей, включенных в критерий "Результативность профессиональной деятельности", устанавливаются непосредственно аттестационной комиссией исходя из направлений профессиональной деятельности и состава профессионально значимых задач, предусмотренного настоящим Приложением.
4. Аттестационная комиссия при проведении аттестации на установление соответствия (несоответствия) работника учреждения занимаемой должности должна сохранить критерии и показатели, включенные в Примерный перечень основных критериев, показателей и признаков для оценки соответствия работника учреждения, не являющегося руководителем, занимаемой должности (далее - Перечень) в качестве обязательных. Это объясняется тем, что указанные в Перечне критерии и показатели являются базовыми при аттестации на присвоение (подтверждение, повышение) квалификационной категории. Вместе с тем могут уточняться, конкретизироваться и дополняться признаки, характеризующие содержание показателей, в зависимости от занимаемой должности.
5. Аттестационная комиссия при проведении аттестации принимает следующие решения в отношении работника учреждения:
соответствует занимаемой должности;
не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации.
5.1. Решение "соответствует занимаемой должности" принимается аттестационной комиссией при следующих условиях:
5.1.1. Все критерии получили положительную оценку ("соответствует");
5.1.2. Оценка "соответствует занимаемой должности" предусматривает положительные значения более 80 процентов всех значений признаков.
Так, например, критерий "профессиональная компетентность" предусматривает 7 показателей, включающих следующее количество признаков: 1 показатель - 6 признаков; 2 показателя - 6 признаков; 3 показателя - 3 признака; 4 показателя - 4 признака; 5 показателей - 5 признаков; 6 показателей - 3 признака; 7 показателей - 6 признаков. Итого: 34 признака.
Положительная оценка ("соответствует занимаемой должности") может быть установлена только в случаях, когда более 27 признаков оцениваются как соответствующие занимаемой должности.





Приложение № 9
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

ФОРМА ПРОТОКОЛА
ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРОТОКОЛ

(Наименование учреждения или исполнительного органа государственной власти
Санкт-Петербурга, которым создана аттестационная комиссия)

№ _______ "__" 20 г.

Председатель комиссии ____________________________
(Ф.И.О.)
Секретарь комиссии ____________________________
(Ф.И.О.)
Члены комиссии: ____________________________
(Ф.И.О.)

На заседание приглашены: ____________________________
(Ф.И.О., должность)

Повестка дня

1. Об аттестации ______________________________________ на соответствие
(Ф.И.О., должность аттестуемого работника)
занимаемой должности ______________________________________________________
(Наименование должности)

1. СЛУШАЛИ:
Об аттестации _________________________________________________________
(Ф.И.О., должность аттестуемого работника)
на соответствие занимаемой должности ______________________________________
(Наименование должности)
Информация секретаря: ______________

Вопросы к аттестуемому работнику:
1. ______________________________________________
Оценка ответа: __________________________________
(Полный, неполный, неверный)
2. ______________________________________________
Оценка ответа: __________________________________
(Полный, неполный, неверный)
3. ______________________________________________
Оценка ответа: __________________________________
(Полный, неполный, неверный)

ВЫСТУПИЛИ:
(Ф.И.О.)

РЕШИЛИ:
Соответствует занимаемой должности ____________________________________
(Наименование должности)
Не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации
___________________________________
(Наименование должности)

Результаты голосования - количество голосов: за ________, против ______
Замечания, предложения членов аттестационной комиссии _________________

Замечания, предложения аттестуемого работника

Председатель аттестационной комиссии _____________ _______________________
(Подпись) (Расшифровка подписи)

Секретарь аттестационной комиссии _____________ _______________________
(Подпись) (Расшифровка подписи)

Члены аттестационной комиссии _____________ _______________________
(Подпись) (Расшифровка подписи)

Отметка о помещении протокола:
в личное дело аттестуемого работника _________________
(Дата)
в аттестационное дело ____________
(Дата)





Приложение № 10
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЕ

1. Отчет о результатах аттестации работников государственного учреждения социальной защиты населения Санкт-Петербурга на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе (далее - Отчет) представляет собой обобщенные итоги аттестации работников соответствующего государственного учреждения социальной защиты населения Санкт-Петербурга) (далее - учреждение социальной защиты) в соответствии с таблицей № 1.
2. Выводы аттестационной комиссии в отношении каждого работника учреждения социальной защиты могут быть сведены в таблицу № 2.
3. Отчет подписывается секретарем аттестационной комиссии, утверждается председателем аттестационной комиссии и направляется в кадровую службу учреждения социальной защиты.

Таблица № 1

Сводные результаты
аттестации работников учреждения социальной защиты
________________________________________________
(наименование учреждения социальной защиты)
проведенной с ____________ по ____________ 20__ года

N/№ п/п
Наименование должности или выполняемой работы
Численность на начало аттестации (шт. ед.)
Подлежали аттестации (чел.)
Не подлежали аттестации
Не прошли аттестацию (чел.)
Прошли аттестацию (чел.)
Аттестовались в свое отсутствие (чел.)
Беременные женщины
Молодые специалисты
Стаж работы менее 1 года
Другие причины
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12













Секретарь
аттестационной комиссии Подпись Расшифровка

Таблица № 2

Результаты аттестации работников учреждения
социальной защиты
_____________________________________________
(наименование учреждения социальной защиты)
проведенной с ________ по ________20 года

№ п/п
Наименование должности или выполняемой работы
Наименование структурного подразделения
Решение аттестационной комиссии
Рекомендации аттестационной комиссии
соответствует занимаемой должности или выполняемой работе
не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе
повысить квалификацию
пройти профессиональную переподготовку
зачислить в кадровый резерв
перевод на другую работу
1
2
3
4
5
6
7
8
9









Секретарь
аттестационной комиссии Подпись Расшифровка





Приложение № 11
к Методическим рекомендациям
по вопросу проведения аттестации
работников государственных учреждений
социальной защиты Санкт-Петербурга
на соответствие занимаемой должности

ПЕРЕЧЕНЬ
ТИПОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ
РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ

№ п/п
Вид документа
Сроки хранения документов <*>
1
Протоколы заседаний аттестационных комиссий
15 лет ЭПК <**>
2
Документы (заявления, копии документов, экспертное заключение)
5 лет
3
Заявления работника о несогласии с решением аттестационной комиссии; документы (справки, заключения) о рассмотрении
5 лет
4
Переписка об аттестации
5 лет
5
Списки членов аттестационной комиссии
5 лет
6
Журналы регистрации пакета аттестационных документов и материалов
5 лет
7
Журнал регистрации уведомлений
5 лет
8
Графики проведения аттестации
1 год
9
Итоговые сведения аттестации
5 лет
10
Нормативные и методические документы
до минования надобности
11
Документы по определению (оценке) квалификации работников
5 лет
<*> Сроки хранения определены Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Главным архивным управлением.
<**> ЭПК - экспертно-проверочная комиссия


------------------------------------------------------------------