Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 29-рп "О Программе "Региональная программа повышения эффективности управления государственными финансами Санкт-Петербурга на период до 2018 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. № 29-рп

О ПРОГРАММЕ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р и в целях создания условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере управления государственными финансами Санкт-Петербурга:
1. Утвердить Программу "Региональная программа повышения эффективности управления государственными финансами Санкт-Петербурга на период до 2018 года" согласно приложению.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мокрецова М.П.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 23.06.2014 № 29-рп

ПРОГРАММА
"РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПЕРИОД
ДО 2018 ГОДА"

Программа "Региональная программа повышения эффективности управления государственными финансами Санкт-Петербурга на период до 2018 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах" и решениями заседания Государственного совета Российской Федерации от 04.10.2013 по вопросу повышения эффективности бюджетных расходов и определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере управления государственными финансами Санкт-Петербурга.

1. Цель, задачи и условия реализации Программы

Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами Санкт-Петербурга является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения стратегических целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Исходя из этого, целью Программы является повышение эффективности управления государственными финансами Санкт-Петербурга для достижения целей социально-экономического развития за счет формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений и совершенствования реализующей ее правоприменительной практики.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1.1. Осуществить внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс.
1.2. Реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов.
1.3. Упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга на основе мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса во внутригородских муниципальных образованиях Санкт-Петербурга.
1.4. Обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, контроля за соблюдением органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге нормативов на формирование расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, муниципальных служащих и(или) содержание органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также мониторинг соблюдения внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга требований бюджетного законодательства.
1.5. Повысить открытость и прозрачность управления государственными финансами Санкт-Петербурга.
При этом общими предпосылками для достижения цели и решения задач Программы являются долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджета Санкт-Петербурга.

2. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Санкт-Петербурга как ключевого звена бюджетной системы является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста и улучшения инвестиционного климата.
Переход к формированию бюджета Санкт-Петербурга на основе государственных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы Санкт-Петербурга в части, касающейся гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации государственной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов города на важнейших направлениях деятельности.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга необходимо исходить из следующих принципов:
повышение надежности экономических прогнозов;
использование консервативных сценариев при прогнозировании доходов бюджета;
интеграция налоговой политики Санкт-Петербурга с задачами улучшения предпринимательского климата, повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга и создания условий для увеличения доходов бюджета Санкт-Петербурга;
повышение эффективности администрирования неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга;
сохранение объема государственного долга на безопасном уровне;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
обеспечение достаточной гибкости объема и структуры бюджетных расходов для их перераспределения в соответствии с новыми задачами либо сокращения при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
создание системы управления бюджетными рисками, включающей формирование перечня рисков, оценку рисков по вероятности их наступления, степени их влияния, а также комплекс мер по минимизации рисков.

3. Модернизация бюджетного процесса в условиях
внедрения программно-целевых методов управления

В 2010-2013 годах на федеральном уровне были сформулированы, закреплены в нормативных правовых актах и начали применяться на практике основные методологические подходы к формированию государственных программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных программ.
В целях совершенствования бюджетного процесса в Санкт-Петербурга в условиях внедрения программно-целевых методов управления принят Закон Санкт-Петербурга от 26.02.2014 № 101-21 "О внесении изменений в отдельные Законы Санкт-Петербурга в связи с совершенствованием бюджетного процесса", которым внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 04.07.2007 № 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", законодательно закрепившие переход бюджетного процесса в Санкт-Петербурге к программно-целевому методу управления государственными финансами Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" утвержден перечень государственных программ Санкт-Петербурга.
Таким образом, государственные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления потребует адекватного решения задач создания прикладных программных продуктов, позволит создать на этой основе системный и комплексный подход к достижению целей государственных программ.

4. Повышение эффективности оказания государственных услуг

В 2012 году завершился переходный период реформирования государственных учреждений (далее - учреждения) и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения государственных услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ).
Для повышения качества и доступности государственных услуг необходимо решение следующих основных задач:
использование инструмента государственного задания на оказание государственных услуг при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных программ и государственных заданий;
оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы;
переход к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом отраслевой специфики);
упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в учреждениях;
внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых государственных услуг, и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта".

5. Повышение эффективности бюджетных инвестиций

Важными задачами в области правового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства являются:
соблюдение регламента формирования адресной инвестиционной программы;
недопустимость включения в адресную инвестиционную программу объектов в отсутствие утвержденной в установленном порядке проектной документации;
соблюдение государственными заказчиками нормативных сроков строительства, поскольку отклонения приводят к удорожанию стоимости строительства.

6. Управление государственным долгом Санкт-Петербурга
и государственными финансовыми активами Санкт-Петербурга

Политика в области государственного долга Санкт-Петербурга будет направлена на достижение следующих целей:
обеспечение сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
уменьшение стоимости государственных заимствований (обслуживания государственного долга) с учетом сроков заимствований и фактически складывающихся условий размещения на внутреннем рынке;
поддержание высокого уровня кредитных рейтингов Санкт-Петербурга инвестиционной категории;
расширение круга инвесторов, осуществляющих покупку государственных облигаций Санкт-Петербурга.
Политика по управлению государственным долгом на предстоящий период, как и в предыдущие годы, будет строиться на принципах жесткого контролирования объема долга и расходов на его обслуживание, недопущения необоснованных заимствований, сохранения необходимых условий снижения стоимости и оптимальных сроков заимствований.
Параметры государственного долга Санкт-Петербурга, расходов на его обслуживание и расходов, связанных с осуществлением полномочий по управлению государственным долгом Санкт-Петербурга, рассчитываются и отражаются в бюджете Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Реальные объемы привлечения будут зависеть от потребностей бюджета в заемных источниках финансирования дефицита бюджета.
Государственные заимствования Санкт-Петербурга планируется осуществлять исключительно в валюте Российской Федерации посредством размещения государственных облигаций Санкт-Петербурга.
Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются рыночный способ размещения, конкурентный механизм ценообразования, возможность гибкого управления государственным долгом Санкт-Петербурга в части, касающейся характеристик портфеля и профиля платежей по нему, использование ценных бумаг в рамках мероприятий по управлению ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга, повышение прозрачности финансов Санкт-Петербурга. Срок до погашения планируемых к размещению облигаций составит не менее пяти лет, доходность - на уровне доходности облигаций эмитентов с аналогичными кредитными рейтингами.
Несмотря на планируемое наращивание государственных заимствований, долговая нагрузка на бюджет Санкт-Петербурга будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу.
Показатели государственного долга Санкт-Петербурга являются весьма низкими. Вместе с тем в случае приближения долговых индикаторов к пороговым, критическим значениям потребуется проводить политику ограничения государственных расходов и заимствований.
В сфере управления государственными финансовыми активами Санкт-Петербурга ключевым является поддержание долгосрочного источника финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга посредством обеспечения сохранности временно свободных средств бюджета Санкт-Петербурга и стабильного уровня доходов от их размещения.

7. Повышение эффективности предоставления
и использования межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты из бюджета Санкт-Петербурга составляют около 25% общего объема доходов местных бюджетов. Для повышения эффективности их использования необходимы взаимоувязанные действия в двух направлениях: создание устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности расходов местных бюджетов и совершенствование структуры и порядка (методик распределения) предоставления межбюджетных трансфертов.
В рамках первого направления базовой предпосылкой является четкое и стабильное разграничение расходных обязательств и доходных источников между Санкт-Петербургом и внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга, обеспечивающее достаточную степень их финансовой самостоятельности в рамках единых принципов управления финансами и возможности реализации единой финансовой политики.
В этой связи необходимо:
пересмотреть перечень и формулировки вопросов местного значения;
переданные органам местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по возможности перевести в разряд вопросов местного значения;
в случае если вопросы компетенции органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге не могут быть урегулированы непосредственно в законе Санкт-Петербурга, закрепить регулирование этих вопросов за Правительством Санкт-Петербурга;
разделить в законе Санкт-Петербурга вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге по их решению.
Наряду с созданием общих условий для повышения бюджетной самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге необходимо рамочное регулирование и методологическое содействие организации бюджетного процесса на местном уровне, в том числе:
формирование и утверждение решений о бюджетах муниципальных образований на трехлетний период, обеспечивающих возможность и обязательства по планированию и реализации среднесрочных проектов и программ;
соответствие требованиям к прозрачности бюджетного процесса, включая конкретные сроки, состав и условия публикации необходимых сведений о формировании, рассмотрении и исполнении местных бюджетов, а также управлении муниципальными активами;
формирование системы оказания муниципальных услуг на основе муниципальных заданий;
обеспечение стабильных условий формирования доходов местных бюджетов за счет повышения доли межбюджетных трансфертов, имеющих нецелевое назначение, из бюджета Санкт-Петербурга, распределяемых на трехлетний период.
Для создания устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности расходов местных бюджетов необходимо обеспечить проведение мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом во внутригородских муниципальных образованиях Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 № 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".
Контроль за соблюдением органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и(или) содержание органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства должны стимулировать внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга к повышению качества финансового менеджмента.
Для реализации второго направления необходимо, прежде всего, скорректировать подходы к формированию, распределению и структуре межбюджетных трансфертов местным бюджетам.
Сложившаяся практика предоставления субсидий местным бюджетам не обеспечивает предсказуемости и объективности их распределения и снижает бюджетную ответственность и мотивацию органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Для преодоления ситуации следует реализовать следующий комплекс мер по развитию методологии формирования и использования субсидий на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности:
сделать субсидирование внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга одним из инструментов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Санкт-Петербурга по реализации ими их отдельных расходных обязательств;
утверждать на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Санкт-Петербурга;
целевые показатели результативности предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Санкт-Петербурга и их значения.
Кроме того, должна быть сформирована единая методологическая база формирования общего объема субсидий и подходов к их распределению.
В среднесрочной перспективе следует сократить количество субвенций, предоставляемых бюджетам внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение переданных им отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга. Часть указанных полномочий должна быть закреплена за внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга в качестве вопросов местного значения.
Основным инструментом межбюджетного регулирования в Санкт-Петербурге будут оставаться дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

8. Планируемые показатели выполнения Программы

В результате реализации Программы планируется обеспечить:
долгосрочную устойчивость и сбалансированность бюджета,
модернизацию бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления,
повышение эффективности оказания государственных услуг,
повышение эффективности бюджетных инвестиций,
повышение эффективности управления государственными финансовыми активами Санкт-Петербурга,
повышение эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов.


------------------------------------------------------------------