Приказ Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2014 N 167 "Об утверждении методических рекомендаций"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ТРАНСПОРТУ

ПРИКАЗ
от 23 июля 2014 г. № 167

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В соответствии с п. 3.45 Положения о Комитете по транспорту, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 226 "О Комитете по транспорту", и в целях повышения качества и безопасности перевозок маломобильных групп пассажиров в Санкт-Петербурге приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по взаимодействию водителей и кондукторов наземного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга с маломобильными группами пассажиров (далее - Методические рекомендации) согласно настоящему приложению.
2. Начальнику отдела организации пассажирских перевозок Комитета по транспорту Морозовой О.В. в срок до 01.08.2014 довести до руководителей предприятий Методические рекомендации для организации работы.
3. Руководителям транспортных организаций Санкт-Петербурга, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по договорам с Комитетом по транспорту, в срок до 01.09.2014 обеспечить проведение занятий с водителями и кондукторами на предмет ознакомления с Методическими рекомендациями и их применения в работе и сообщить в Комитет по транспорту о результатах проделанной работы.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Комитета Осинцеву Е.Г.

Председатель Комитета
А.Г.Воробьев





ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу
Комитета по транспорту
от 23.07.2014 № 167

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ВОДИТЕЛЕЙ И КОНДУКТОРОВ НАЗЕМНОГО
ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
С МАЛОМОБИЛЬНЫМИ ГРУППАМИ ПАССАЖИРОВ

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с п. 3.45 Положения о Комитете по транспорту, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 226 "О Комитете по транспорту", для руководителей транспортных предприятий наземного городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга в целях повышения уровня их осведомленности в вопросах качества услуг, предлагаемых маломобильным группам пассажиров: слепым (слабовидящим), глухим (слабослышащим) пассажирам, пассажирам с дефектами речи и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая пассажиров в инвалидных колясках, пассажирам с неявной инвалидностью, пожилым людям, беременным женщинам, родителям с маленькими детьми, школьникам и т.д.
В дальнейшем настоящие рекомендации должны быть распространены во всех предприятиях для проведения инструктажей с водителями и кондукторами по данному вопросу.

РАЗДЕЛ 1. РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ И КОНДУКТОРОВ ПО ОКАЗАНИЮ КАЧЕСТВЕННЫХ УСЛУГ МАЛОМОБИЛЬНЫМ ГРУППАМ ПАССАЖИРОВ

1.1. Психологические аспекты

Боязнь неудачной поездки у маломобильных групп пассажиров связана с практическими проблемами или затруднительными социальными обстоятельствами. Практические проблемы могут заключаться в том, чтобы найти такое транспортное средство, которое позволит им войти в него и выйти из него самостоятельно, с минимальным привлечением всеобщего внимания к себе.
Важно помнить, что маломобильные группы пассажиров являются такими же пассажирами, как и остальные граждане, и поэтому к ним следует относиться с уважением и вниманием. Тем не менее некоторые лица маломобильных групп пассажиров нуждаются в помощи, которую вы должны оказать такому человеку и знать, как это лучше и деликатнее сделать. Пассажиры могут нуждаться в помощи при поездке на общественном транспорте и легковом такси, в зависимости от степени заболевания и доступности транспортного средства.
Необходимо помнить, что маломобильные группы пассажиров нуждаются в различных видах помощи для совершения поездки самостоятельно, при этом хотят поддерживать свою независимость. Предлагайте вашу помощь, но не настаивайте на ее оказании.
Цель проекта: обучить всех водителей и кондукторов, работающих на наземном городском пассажирском транспорте и легковых такси, особому отношению к маломобильным группам пассажиров для улучшения культуры и качества обслуживания.

1.2. Общение

1.2.1. Разговаривайте непосредственно с человеком, имеющим инвалидность, а не с его сопровождающим, так как ему лучше известны его потребности. Не обращайтесь к сопровождающему лицу без согласия пассажира.
1.2.2. При разговоре с пассажиром будьте корректны. Соответствующим образом обращайтесь, прежде всего, к человеку, а не к его инвалидности. Не используйте такие выражения, как "инвалид", "разойдитесь, инвалид идет", "инвалиду выйти надо", "лицо с физическими недостатками", "инвалидная коляска" или "пассажир в инвалидной коляске". Лучше употреблять общепринятые выражения "человеку нужна помощь", "необходимо подъехать ближе, потому что человек на коляске".
1.2.3. Прямо спрашивайте, в каком виде помощи мог бы нуждаться пассажир. Задавайте вопросы, выказывайте учтивость и уважение к нуждам и возможностям пассажира.

1.3. Поведение

С тем, чтобы в достаточной степени удовлетворить потребности всех пассажиров, рекомендуется принять к сведению следующие советы:
1.3.1. Относитесь ко всем пассажирам так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам.
1.3.2. Если пассажир испытывает трудности или медленно передвигается, будьте терпеливы, тактичны и не заставляйте его чувствовать вину за промедление. Деликатное и вежливое отношение необходимо прежде всего. Спрашивайте и слушайте, что вам отвечают. Недопустимо самостоятельно хватать за ручки коляски, везти ее в каком-либо направлении.
1.3.3. Застенчивый или робкий пассажир может показаться невежливым. Спокойное и дружественное поведение разрядит ситуацию. Обращайте внимание на ваши собственные жесты и движения.
1.3.4. Улыбайтесь. Слушайте. Будьте вежливы. Говорите "пожалуйста" и "спасибо".
1.3.5. Предлагайте помощь, но не настаивайте на ней.
1.3.6. Не задавайте инвалиду вопросы о происхождении травмы (причины нарушения здоровья).

1.4. Решение потенциальных проблем

Решайте проблемы профессионально, показывая заботу и заинтересованность. Не концентрируйте внимание на сердитых или расстроенных пассажирах, оставайтесь спокойными.

1.5. Рекомендации по транспортному обслуживанию пожилых людей, беременных женщин, родителей с маленькими детьми, школьников

В отношении пожилых людей, беременных женщин, родителей с маленькими детьми и школьников обычно действуют несколько факторов, которые ограничивают их мобильность и деятельность. С точки зрения обслуживания пассажиров к ним применяются такие же рекомендации.

1.6. Первоочередные действия при транспортном обслуживании маломобильных групп пассажиров

1.6.1. Способствование внеочередной посадке указанных пассажиров в салон транспортного средства.
1.6.2. Помощь в посадке/высадке пассажиров и безопасном размещении их в салоне транспортного средства.
1.6.3. Помощь в оплате проезда.
1.6.4. Кондуктор (водитель) должны обеспечить в салоне транспортного средства посадку пассажира на места, расположенные максимально близко к входным дверям.
1.6.5. При виде пассажиров в инвалидном кресле-коляске, с нарушением опорно-двигательного аппарата, беременных женщин, родителей с детскими колясками, пожилых граждан, ожидающих транспортное средство, водитель обязан максимально близко подъехать к тротуару остановочного пункта.

РАЗДЕЛ 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ПАССАЖИРОВ

Инвалидность по зрению в значительной степени различна. Один человек обладает полной потерей зрения, другой испытывает трудности со зрением только при определенных условиях. Две трети людей, имеющих проблемы со зрительным восприятием, - это люди пожилого возраста.
При транспортном обслуживании слепых или слабовидящих пассажиров необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
2.1. При виде ожидающего транспортное средство слепого (слабовидящего) пассажира кондуктор (водитель) может просить других пассажиров оказать ему помощь в посадке в салон транспортного средства.
2.2. Кондуктор должен помочь обеспечить сидячее место в салоне, уточнить, на каком остановочном пункте пассажир выходит, и сообщить об этом водителю.
2.3. Если вы хотите помочь пассажиру, сопровождаемому собакой-поводырем, вставайте с противоположной стороны от животного (обычно это будет правая сторона). Когда пассажир отпускает привязь и берет собаку на поводок, это указывает на то, что собака должна быть рядом и не работать.
2.4. Никогда не берите служебное животное за привязь или каким-либо образом, не вступайте во взаимодействие с собакой-поводырем без разрешения хозяина. Не держите собаку за поводок или привязь, и если хозяин приказывает собаке сделать что-либо, не вмешивайтесь, поскольку это может сбить собаку-поводыря с толку.
2.5. Кондукторам и водителям необходимо оказывать содействие слепым (слабовидящим) пассажирам в оплате проезда, в том числе в регистрации льготного проездного билета на электронной основе в устройстве электронного контроля оплаты проезда; быть предельно корректными при проверке документов, подтверждающих право льготного проезда.
2.6. В случае оплаты проезда путем приобретения разового билета при получении денег от пассажира называйте сумму прежде, чем убрать деньги, передайте сдачу непосредственно в руку пассажира. Громко пересчитайте сдачу.
2.7. Сначала передавайте монеты, а потом банкноты, начиная с самых крупных. Большинство слепых или слабовидящих людей складывают свои банкноты таким образом, чтобы они могли различить их достоинство. Называйте достоинство банкнот при передаче сдачи пассажиру и предоставьте время для того, чтобы уложить банкноты.
2.8. Во время поездки пассажир должен быть проинформирован о любых задержках или каких-либо отклонениях от ожидаемого маршрута.
2.9. Если вы устно указываете направления движения, ваши указания должны быть очень простыми и понятными. Всегда сообщайте о направлениях исходя из ощущения пространства, присущего слепому или слабовидящему человеку. Используйте слова "впереди", "сзади", "налево" и "направо", а не "там" или "туда".
2.10. Заранее информируйте пассажира об остановке. По прибытии в место назначения пассажира информируйте о его местонахождении. Вы можете просить других пассажиров оказать помощь при выходе из транспортного средства. Предоставьте достаточно времени для высадки в зависимости от количества багажа и потребностей пассажира.
2.11. В случае изменения маршрута следования транспортного средства (по техническим причинам) кондуктор (водитель) может обратиться с просьбой к другим пассажирам по оказанию помощи незрячему в сопровождении к ближайшей остановке пассажирского транспорта и посадке в него.

РАЗДЕЛ 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПАССАЖИРОВ

Бывает, что вы не можете распознать глухого или слабослышащего человека, если не увидите, что он использует язык жестов. Их способности общаться на других языках различны.
Считывание речи помогает всем слабослышащим людям. Оно основано на наблюдении за движением губ или мимикой лица собеседника. Если потеря слуха небольшая, считывание речи подтверждает и помогает понять звуковую речь. Чем больше потеря слуха, тем более важным становится считывание речи.
3.1. Убедитесь в том, что такая важная информация, как стоимость проезда и другие факты о поездке, доведены до сведения глухих или слабослышащих пассажиров.
3.2. Перед началом разговора привлеките внимание пассажира, аккуратно дотронувшись до его плеча.
3.3. Следуйте подсказкам пассажира, чтобы выяснить, предпочитает ли он язык жестов, письменное общение или разговор. Если вам трудно понять речь глухого или слабослышащего человека, дайте ему знать об этом.
3.4. Расположите себя так, чтобы вас было видно, если возможно, лицом к источнику света.
3.5. Смотрите на пассажира, установите визуальный контакт, убедившись, что пассажир видит ваши губы.
3.6. Используйте жесты и мимику для передачи речи.
3.7. Сделайте так, чтобы движение ваших губ способствовало пониманию, но не слишком усердствуйте.
3.8. Говорите четко, медленно и громко, но не кричите: крик искажает как звучание слов, так и движение губ.
3.9. Будьте готовы писать то, о чем вы говорите.
3.10. Используйте общеупотребительные слова и короткие предложения для проверки понимания. Не рассчитывайте, что пассажир понимает вас по выражению его лица. Для проверки задайте вопрос "да/нет".
3.11. Глухой или слабослышащий человек может попросить вас повторить то, что вы сказали. Будьте терпеливы.
3.12. Перефразируйте ваше обращение, если человек не понимает, вместо того чтобы повторять несколько раз одну и ту же фразу.

РАЗДЕЛ 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ С ДЕФЕКТАМИ РЕЧИ

Если пассажир страдает дефектами речи, это может затруднить общение между ним и водителем (кондуктором). Ниже содержатся рекомендации, которые могут облегчить ваше общение с пассажиром с дефектами речи.
4.1. Выясните, каким образом пассажир хочет общаться. Внимательно относитесь к попыткам наладить общение.
4.2. Поддерживайте визуальный контакт.
4.3. Не прерывайте высказывания пассажира. Не пытайтесь угадать, что он/она хочет сказать.
4.4. Задавайте единовременно только один вопрос.
4.5. Если у вас имеются трудности с пониманием, задавайте дополнительный вопрос, на который можно ответить "да" или "нет".
4.6. Если после такой попытки вы все еще не можете понять пассажира, попросите написать пожелания или предложите другой способ общения.

РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ВКЛЮЧАЯ ПАССАЖИРОВ В ИНВАЛИДНЫХ КОЛЯСКАХ

Некоторые пассажиры испытывают затруднения с передвижением и ходьбой, им нелегко стоять или они испытывают трудности при подъеме багажа или тяжестей. Водителю и кондуктору необходимо помнить, что главная задача маломобильных групп пассажиров - доехать до пункта назначения с комфортом и без каких-либо происшествий.
5.1. Пассажиры с ограниченными возможностями могут использовать трости, костыли, инвалидные коляски и другие помогающие передвигаться приспособления. Необходимо всегда учитывать этот факт. Особенно при посадке и высадке пассажира.
5.2. Если вы хотите помочь пассажиру, прежде всего спросите, чем вы можете помочь. Не дотрагивайтесь до трости или костылей, но поддерживайте тело или предложите вашу руку.
5.3. Действуйте в соответствии с желаниями пассажира. Неквалифицированная помощь может причинить сильную боль, привести к потере равновесия и падению, принести больше вреда, чем пользы.
5.4. Обычно пассажир лучше знает, какая помощь ему необходима. Иногда лучшим способом помощи является невмешательство. Даже в таких случаях никогда не помешает спросить, чем вы можете помочь, что является показателем опыта добросовестного обслуживания пассажира.
5.5. Водителям и кондукторам городского наземного пассажирского транспорта при работе на линии необходимо неукоснительно обеспечивать право пассажира с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе пассажира-инвалида, входить в переднюю дверь транспортного средства, чтобы данный пассажир был всегда на виду у водителя. Это обеспечит безопасную поездку пассажиру и оградит водителя от лишних действий.
5.6. Посадка (высадка) пассажира в инвалидной коляске в транспортное средство возможна только в низкопольный подвижной состав, оборудованный выдвижной или откидной аппарелью (рампой), через вторую дверь.
5.7. На лобовой части кузова транспортного средства, на двери транспортного средства, оборудованного аппарелью (рампой), и в салоне транспортного средства должны быть размещены соответствующие пиктограммы, которые указывают на возможность перевозки пассажира в инвалидной коляске (иных маломобильных групп пассажиров).
5.8. При посадке пассажира с нарушениями опорно-двигательного аппарата кондуктор должен помочь ему войти в салон автобуса (трамвая, троллейбуса) и оказать содействие в предоставлении пассажиру сидячего места. Некорректно требовать незамедлительной оплаты проезда до момента принятия пассажиром удобного положения.
5.9. При виде ожидающего транспортное средство пассажира в инвалидной коляске водитель обязан максимально близко подъехать к тротуару остановочного пункта, поставить транспортное средство на стояночный тормоз, выйти из кабины, откинуть аппарель, оказать помощь в посадке инвалида в коляске в транспортное средство, при отсутствии кондуктора на линии помочь закрепить коляску специальным креплением, предусмотренным конструкцией транспортного средства, и задвинуть аппарель, спросить, на какой остановке пассажир планирует выйти.
5.10. При работе на линии с кондуктором при посадке пассажира в инвалидной коляске в салон кондуктору следует убедиться, что он занял удобное и безопасное место на накопительной площадке, и помочь зафиксировать инвалидную коляску.
5.11. Кондуктору (водителю) необходимо узнать у пассажира, до какого остановочного пункта он следует, чтобы заблаговременно помочь ему выйти из транспортного средства на нужной остановке.
5.12. Водители транспортного средства не начинают движения до тех пор, пока пассажиры не займут места, что позволит избежать их падения в салоне при движении.
5.13. Кондуктору (водителю) необходимо оказать помощь пассажиру-инвалиду в оплате проезда, в том числе в регистрации льготных проездных билетов на электронной основе в устройстве электронного контроля оплаты проезда; быть предельно корректными при проверке документов, подтверждающих право льготного проезда.
5.14. Кондуктору (водителю) следует бережно обращаться с креслом-коляской инвалида и его багажом, не допускать их повреждения.

РАЗДЕЛ 6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ С НЕЯВНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ

6.1. Общие характеристики

Многие виды инвалидности нельзя сразу распознать. Вы не можете всегда с первого взгляда определить, что человек является инвалидом и может нуждаться в помощи. Психологические недостатки, слабоумие и недостатки развития являются примерами такой инвалидности.
Действительно, вы иногда можете встретить пассажира с неожиданной реакцией, иногда из-за инвалидности этого пассажира, иногда из-за других факторов. Нет необходимости знать причины неожиданного поведения, тем не менее необходимо следовать принципам уважения и учтивости, которые применяются в отношении любых других пассажиров, и обеспечить понимание и спокойное отношение ко всем.
6.1.1. Относитесь к человеку как личности, с уважением и достоинством.
6.1.2. Большинство пассажиров высоко ценят доброту и понимание. Вежливое и спокойное поведение даст возможность пассажиру чувствовать себя в безопасности.
6.1.3. Не предполагайте, что человек представляет собой опасность для окружающих.
Разумными требованиями являются:
- приоритет при посадке и высадке на остановках;
- поездка с сопровождающим лицом или служебной собакой.
6.1.4. Отвечайте на вопросы пассажиров спокойно и профессионально.
6.1.5. Если вы чувствуете, что поведение пассажира является странным, попытайтесь завести разговор, чтобы выяснить, нуждается ли пассажир в помощи.

6.2. Пассажиры, страдающие эпилепсией

Эпилепсия - это нарушение центральной нервной системы, которое может контролироваться с помощью лекарственных средств. Существуют различные виды припадков: конвульсивные и неконвульсивные.
6.2.1. Если человек страдает конвульсивными припадками, необходимо остановить транспортное средство, сообщив о происшествии в соответствующую службу предприятия (компании), и вызвать Скорую медицинскую помощь.
6.2.2. До прибытия Скорой медицинской помощи необходимо оставаться спокойным, спросить у пассажиров, есть ли среди них медицинские работники. При отсутствии указанных лиц самостоятельно оказать первую помощь пассажиру:
- уложить человека на пол на спину и подложить мягкий материал (куртку/свитер) под голову;
- ослабить одежду на шее и аккуратно повернуть голову набок;
- позволить приступу идти своим путем, не пытаться ограничить движения человека;
- не ожидать того, что возможно будет общаться с человеком во время приступа.
6.2.3. Когда человек придет в себя либо будет госпитализирован, продолжить движение.

6.3. Пассажиры, страдающие слабоумием

Некоторые люди страдают болезнями, которые воздействуют на их способность осознавать, думать, запоминать, познавать и общаться.
6.3.1. Всегда обращайтесь с человеком как со взрослым.
6.3.2. Формулируйте ваше обращение четко и логически правильно.
6.3.3. Будьте корректны. Используйте слова, которые имеют отношение к тому, что вы видите. Избегайте профессиональных терминов или диалекта.
6.3.4. Ссылайтесь на ориентиры или другие визуальные знаки, чтобы помочь человеку распознать направление.
6.3.5. Используйте простые, конкретные слова и короткие предложения. Будьте готовы повторить информацию или разбить ее на более мелкие фрагменты.
6.3.6. Проверяйте, понимает ли вас человек, задавая вопросы о том, что он собирается делать. Используйте вопросы, начинающиеся со слов "кто"/"что"/"где".
6.3.7. Будьте терпеливы и дайте человеку время для ответа.
6.3.8. В случае болезни Альцгеймера временами люди могут становиться возбужденными, боязливыми или растерянными. Не существует характерных черт, указывающих на то, что человек страдает болезнью Альцгеймера. Многие люди, страдающие этой болезнью в легкой или средней степени, кажутся физически здоровыми, как и любые другие люди их возраста. Человек с болезнью Альцгеймера средней степени может обладать признаками, по которым можно предположить наличие у него порока памяти: неспособность войти в салон или попытка выйти из него на ходу, повторяемые просьбы помощи, другое.

РАЗДЕЛ 7. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ И ВОДИТЕЛЕЙ ТАКСИ, В ТОМ ЧИСЛЕ СЛУЖБЫ "СОЦИАЛЬНОЕ ТАКСИ"

7.1. Рекомендации для операторов такси, в том числе для операторов службы "Социальное такси", при принятии заказа на вызов такси

7.1.1. Если транспортное средство заказывается заранее, целесообразно выяснить, что потребуется пассажиру. Эта информация поможет как водителю, так пассажиру.
7.1.2. Сообщите пассажиру, какой водитель заедет за ним, и попросите водителя представиться пассажиру.
7.1.3. При оформлении заказа спросите у пассажира, будет ли его кто-то сопровождать в поездке.

7.2. Рекомендации для водителей такси при транспортном обслуживании слепых и слабовидящих пассажиров

7.2.1. Если слепой или слабовидящий пассажир просит помощи в посадке/высадке его в салон автомобиля, встаньте рядом и предложите свою руку.
7.2.2. Позвольте пассажиру взять вас под руку. Таким образом он сможет почувствовать любое изменение вашей походки при приближении к различным препятствиям и подготовиться к их преодолению. Не берите пассажира за руку и не подталкивайте вперед, поскольку это может нарушить равновесие идущего. Никогда не берите человека за руку, которая держит трость или поводок собаки-поводыря.
7.2.3. Сообщайте пассажиру о препятствиях. Немного замедлите ход и сообщите о препятствиях до того, как достигли их.
7.2.4. При транспортном обслуживании пассажира с собакой-поводырем уточните у хозяина, где в салоне лучше разместить животное. Собаки обычно натренированы лежать впереди, в выемке для ног, между ног хозяина. В современных транспортных средствах подушки безопасности смонтированы на передней панели, как на стороне пассажира, так и на стороне водителя. В таких машинах собаки-поводыри должны перевозиться в передней выемке для ног, где они лежат в течение всей поездки. Вы должны сообщить пассажиру о таком способе перевозки. Если в передней выемке для ног недостаточно места для размещения собаки, хозяин собаки-поводыря должен быть проинформирован о том, что ему предстоит поездка в задней части автомобиля с собакой, лежащей в выемке для ног за передним пассажирским сиденьем. В автомобиле с кузовом "универсал", с согласия хозяина, собака может перевозиться в багажном отделении.
7.2.5. Прежде чем закрыть дверь, убедитесь в том, что собаке и пассажиру обеспечена безопасность.
7.2.6. При взимании платы за проезд четко сообщите пассажиру тариф перевозки или показания счетчика.
7.2.7. При прибытии помогите пассажиру выйти из транспортного средства, обязательно проинформируйте его, где произошла остановка, и сопроводите к тротуару или, при возникновении такой необходимости, к конечной точке доставки - входной двери.

7.3. Рекомендации для водителей такси при транспортном обслуживании пассажиров в инвалидных колясках

7.3.1. Основную заботу следует проявлять к пассажиру, а не к инвалидной коляске.
7.3.2. Инвалидная коляска является личным жизненным пространством пассажира. Не прикасайтесь и не держитесь за инвалидную коляску или помогающее передвижению приспособление без разрешения пассажира.
7.3.3. Имейте в виду, что в такси легче войти, если дверь, насколько возможно, находится близко от края тротуара.
7.3.4. Инвалидные коляски могут приводиться в движение вручную или с помощью электричества:
- приводящиеся в движение вручную инвалидные коляски довольно легко переносятся и разбираются. Большинство пассажиров, которые используют такие инвалидные коляски, могут управляться с ними самостоятельно. В машине многие из них могут сами разместиться на привычном месте, а инвалидная коляска может быть помещена в багажник;
- из-за аккумуляторов электрические инвалидные коляски имеют большие размеры и вес. Если вы перемещаете электрическую инвалидную коляску, вы должны знать, как она включается и выключается.
7.3.5. Поскольку инвалидные коляски и другие помогающие передвижению приспособления имеют различную конструкцию, необходимо уточнить, как правильно осуществить их погрузку в салон. Инвалидную коляску лучше перевозить в багажнике автомобиля, но всегда необходимо предупредить об этом пассажира.


------------------------------------------------------------------