Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2014 N 52-рп "О Программе внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. № 52-рп

О ПРОГРАММЕ ВНЕДРЕНИЯ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА
В АВТОТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА 2014-2023 ГОДЫ

В целях обеспечения устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения в Санкт-Петербурге, создания условий для замещения традиционного моторного топлива экологически более чистыми видами моторного топлива и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767-р:
1. Одобрить Программу внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы согласно приложению.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Маркова О.А.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 25.08.2014 № 52-рп

ПРОГРАММА
ВНЕДРЕНИЯ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА В АВТОТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2014-2023 ГОДЫ

1. Обоснование необходимости внедрения газомоторного топлива
в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга

Перевод автотранспортных средств с бензина и дизельного топлива на ГМТ позволит снизить выбросы по основным загрязнителям воздушной среды для Санкт-Петербурга (оксидам азота и взвешенным веществам), а также уменьшить шумовое воздействие на окружающую среду.
Цена ГМТ ниже топлива нефтяного происхождения и составляет в настоящее время 40-60 процентов от стоимости бензина и дизельного топлива. Правительства многих стран стимулируют приобретение автомобилей на ГМТ или переоборудование автомобилей для работы на ГМТ, а также приобретение оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В Евросоюзе в полтора-два раза снижены налоги на газомоторный транспорт. В Риме транспорт на альтернативном топливе освобожден от уплаты налогов на три года. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. В Швеции автотранспортные средства, работающие на ГМТ, освобождены от сборов на платных стоянках.
Газовые автомобили дороже дизельных аналогов. В мире удорожание составляет по автобусам от 10 до 25 процентов, по грузовым автомобилям и спецтехнике от 15 до 80 процентов. В России газовые автобусы дороже дизельных на 10-20 процентов, а спецтехника на 10-30 процентов.
Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал КАМАЗ при равных условиях эксплуатации окупается на два месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за восемь лет эксплуатации дохода на 1,6 млн руб. больше.
Основные потребители ГМТ (метана) - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы, коммунальная, дорожная и строительная специальная техника.
В Санкт-Петербурге по состоянию на конец 2013 года на государственном учете состояло 1760,9 тыс. автотранспортных средств, в том числе 6,03 тыс. автобусов (0,3 процента от общего количества автотранспорта), 129 тыс. грузовых и специальных автомобилей (7,4 процента) и 1625,9 тыс. легковых автомобилей (92,3 процента от общего количества автотранспорта).
С учетом ежегодного роста автомобильного парка в Санкт-Петербурге в настоящее время назрела необходимость обеспечения его высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками. В качестве такого топлива целесообразно использование природного газа (метана), в том числе КПГ.
КПГ является доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива.
В Санкт-Петербурге существуют предпосылки для развития газификации автотранспорта. Имеется сеть газопроводов высокого, среднего и низкого давления, по состоянию на 01.01.2014 на территории Санкт-Петербурга функционировали 22 автомобильные газозаправочные станции, что недостаточно для расширения использования ГМТ в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что вариант переоборудования автобусов, а также грузовых автомобилей и специальной коммунальной техники на использование гибридного двигателя (дизель-метан) ввиду изношенности значительной части подвижного состава не рассматривается из-за больших финансовых затрат и отсутствия существенного экономического и экологического эффектов.
Для нового подвижного состава при переоборудовании существует большая вероятность отказа лизинговых компаний и заводов-изготовителей транспортных средств от исполнения гарантийных обязательств по переоборудованным машинам.
В рамках обновления изношенного подвижного состава целесообразно закупать новую технику с газовыми двигателями заводского производства.

2. Основные цели и задачи Программы внедрения газомоторного
топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга
на 2014-2023 годы

Целями Программы внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы (далее - Программа) являются:
обеспечение снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения;
повышение экономической эффективности автомобильных перевозок в Санкт-Петербурге.
В ходе реализации мероприятий Программы предусматривается решение следующих задач:
замена автотранспортных средств государственных предприятий (учреждений) Санкт-Петербурга на подвижной состав, использующий ГМТ;
реконструкция и обеспечение специальным оборудованием производственных площадей автобусных парков, парков хранения и обслуживания транспортных средств (в том числе механизированных баз хранения уборочной, садово-парковой и строительной техники) государственных предприятий (учреждений) Санкт-Петербурга (далее - автотранспортные предприятия);
строительство и ввод новых АГНКС;
снижение уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения;
расширение межрегионального сотрудничества в области использования ГМТ;
организация сотрудничества с производителями газобаллонного оборудования;
организация подготовки кадров в области использования ГМТ;
обеспечение условий для перевода парка грузового автотранспорта частных предприятий и организаций Санкт-Петербурга на использование ГМТ.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767-р указано о необходимости создания условий для доведения к 2020 году уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в городах с численностью населения более 1 млн человек до 50 процентов общего количества единиц техники.
Сочетание федеральных и региональных мер поддержки выполнения указанных в настоящем разделе мероприятий позволит создать условия как для расширения спроса, так и для повышения предложения на рынке газомоторного топлива, что в конечном итоге приведет к росту эффективности и экологической безопасности автотранспорта.

3. Прогнозируемые объемы и источники финансирования
мероприятий Программы

Предполагается, что финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных источников финансирования.
Общий прогнозный объем финансирования мероприятий Программы на приобретение подвижного состава, проектирование и реконструкцию инфраструктуры автотранспортных предприятий, закупку необходимого оборудования и хозяйственного транспорта, обучение персонала, проектирование и строительство АГНКС составляет 30344,8 млн руб. (из бюджета Санкт-Петербурга - 18950,5 млн руб., из внебюджетных источников финансирования - 11394,3 млн руб.).
Выделение бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию мероприятий Программы будет осуществляться после принятия Правительством Санкт-Петербурга решения об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга.

4. Оценка социальной и экологической эффективности Программы

В настоящее время автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды и атмосферного воздуха. На протяжении последних 10 лет в Санкт-Петербурге происходит неуклонный рост количества транспортных средств, вследствие чего увеличивается негативное воздействие данного вида транспорта на атмосферный воздух.
Непринятие мер, направленных на обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, приведет в перспективе к значительному увеличению уровня загрязнения атмосферного воздуха и ухудшению условий проживания населения.
Применение природного газа в качестве моторного топлива позволит обеспечить уровень выбросов вредных веществ двигателями внутреннего сгорания, соответствующий нормам "ЕВРО-4". Согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" с 01.01.2013 данному уровню должны удовлетворять все выпускаемые в Российской Федерации автомобили.
По укрупненным расчетам выбросы основных загрязняющих веществ для Санкт-Петербурга от грузовых автомобилей и автобусов, работающих на жидком нефтяном топливе, при переводе такого же количества автотранспортных средств на КПГ могут сократиться на 20-30 процентов. С учетом снижения в общем объеме выбросов высокотоксичных и канцерогенных веществ, присутствующих в отработанных газах автотранспортных средств, реализация мероприятий Программы по газификации транспорта может внести весомый вклад в снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге.

5. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:
сократить потребление дизельного топлива и бензина, что приведет к экономии бюджетных средств, а также будет способствовать сокращению затрат на перевозки. В результате реализации мероприятий Программы в течение 2014-2023 годов по ориентировочным расчетам экономия в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга за счет замены дизельного топлива и бензина на газомоторное при сохранении существующего соотношения цен прогнозируется до 9433,9 млн руб., в том числе на пассажирском автобусном транспорте общего пользования - 3868,6 млн руб.;
обеспечить относительное снижение выбросов основных загрязняющих веществ в атмосферу от государственного автотранспорта до 20-30 процентов.
Таким образом, реализация мероприятий Программы окажет положительное влияние на развитие экономики Санкт-Петербурга в целом, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, улучшению экологической обстановки в Санкт-Петербурге, созданию предпосылок для обеспечения высоких темпов развития инновационных технологий, что в итоге приведет к повышению уровня жизни населения.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить условия для перевода подвижного состава предприятий и организаций Санкт-Петербурга на ГМТ.
Ожидаемые результаты выполнения Программы и перечень мероприятий Программы приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Ожидаемые результаты выполнения Программы

(единиц)
№ п/п
Наименование показателя
Исполнитель
Значение показателя
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
ВСЕГО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
Количество автотранспортных средств, использующих КПГ, в том числе:












1.1
Грузовые и специальные автомобили
ЖК
2
-
-
12
12
11
8
6
7
4
62


КРТИ
-
-
-
13
16
16
9
9
10
10
83


КЭИО
-
-
-
92
64
58
62
47
47
48
418


КБ
-
12
14
140
220
300
330
116
116
118
1366

ИТОГО по Исполнителям

2
12
14
257
312
385
409
178
180
180
1929
1.2
Автобусы
КТ
-
39
88
162
162
163
163
144
154
156
1231

ВСЕГО по Исполнителям

2
51
102
419
474
548
572
322
334
336
3160
2
Строительство и ввод в эксплуатацию новых АГНКС
Инвестор
3
3
4
5
5
6
-
-
-
-
26

Таблица 2

Перечень мероприятий Программы в 2014-2023 годах,
реализуемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга

(млн руб.)
№ п/п
Наименование мероприятий
Исполнитель
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
ВСЕГО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1. Мероприятия, реализуемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
1.1
Приобретение автотранспортных средств, использующих КПГ, в том числе:












1.1.1
Грузовые и специальные автомобили
КЭИО
-
-
-
315,8
231,7
221,4
249,9
199,8
210,8
227,2
1656,6


КБ
-
51,5
60,4
468,3
729,3
997,8
1031,3
384,9
384,9
390,5
4498,9


ЖК
4,75
-
-
27,4
27,4
18,0
14,8
12,3
11,0
8,6
124,25


КРТИ
-
-
-
25,9
33,7
35,5
21,1
22,2
26,1
27,5
192,0
1.1.2
Автобусы
КТ
-
31,4
530,0
1374,6
1401,0
1426,2
1436,3
1154,5
1278,9
1268,9
9901,8
1.2
Проектирование и реконструкция объектов инфраструктуры автотранспортных предприятий
КТ
-
413,3
1303,3
745,3
70,0
35,0
10,0
-
-
-
2576,9
ИТОГО за счет средств бюджета Санкт-Петербурга

4,75
496,2
1893,7
2957,3
2493,1
2733,9
2763,4
1773,7
1911,7
1922,7
18 950,5
2. Мероприятия, реализуемые за счет внебюджетных источников финансирования
2.1
Приобретение автобусов, использующих КПГ
Подведомственное КТ предприятие
-
376,8
441,7
512,6
589,9
687,2
793,4
923,6
1065,7
1236,8
6627,7
2.2
Проектирование и реконструкция объектов инфраструктуры автотранспортных предприятий
Подведомственные КТ предприятия/учреждения
63,8
75,6
40,0
22,0
22,5
20,0
20,0
-
-
-
263,9


Подведомственные КБ предприятия/учреждения
-
-
-
34,1
46,9
64,0
70,4
24,7
24,7
25,2
290,0
2.3
Приобретение оборудования для обслуживания автотранспортных средств, использующих КПГ
Подведомственные ЖК предприятия/учреждения
-
0,4
-
-
-
-
-
-
-
-
0,4


Подведомственные КРТИ предприятия/учреждения
-
-
-
2,6
3,2
3,2
1,8
1,8
2,0
2,0
16,6


Подведомственные КЭИО предприятия/учреждения
-
-
-
24,6
13,9
28,8
23,6
8,5
12,5
16,7
128,6


Подведомственные КТ предприятия/учреждения
-
-
-
127,5
-
127,5
-
-
-
-
255,0
2.4
Приобретение хозяйственного транспорта для обслуживания предприятий
Подведомственное КТ предприятие
-
-
-
76,4
-
79,2
-
-
-
-
155,6
2.5
Обучение персонала для работы с автотранспортными средствами, использующими КПГ
Подведомственные ЖК предприятия/учреждения
-
0,01
-
-
-
-
-
-
-
-
0,01


Подведомственные КРТИ предприятия/учреждения
-
-
-
0,068
0,084
0,084
0,047
0,047
0,052
0,052
0,44


Подведомственные КЭИО предприятия/учреждения
-
-
-
0,50
0,35
0,35
0,35
0,25
0,25
0,25
2,30


Подведомственные КБ предприятия/учреждения
0,03
0,07
-
0,73
1,15
1,57
1,73
0,61
0,61
0,62
7,12


Подведомственные КТ предприятия/учреждения
0,18
0,20
0,46
0,85
0,85
0,85
0,85
0,79
0,80
0,82
6,65
ИТОГО за счет средств внебюджетных источников

64,0
453,1
482,2
802,0
678,8
1012,7
912,2
960,3
1106,6
1282,4
7754,3
2.6
Строительство и ввод в эксплуатацию новых АГНКС
Инвестор
420,0
420,0
560
700,0
700,0
840,0
-
-
-
-
3640,0
ВСЕГО по Программе

488,8
1369,3
2935,9
4459,3
3871,9
4586,6
3675,6
2734,0
3018,3
3205,1
30344,8

Принятые сокращения:

АГНКС
-
автомобильная газонаполнительная компрессорная станция
ГМТ
-
газомоторное топливо
ЖК
-
Жилищный комитет
Инвестор
-
организация, выразившая намерение участвовать в реализации мероприятий Программы
Исполнитель
-
исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга или организация, являющийся исполнителем мероприятий Программы
КБ
-
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга
КПГ
-
компримированный природный газ
КРТИ
-
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
КТ
-
Комитет по транспорту
КЭИО
-
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению
Объекты инфраструктуры автотранспортных предприятий
-
элементы производственной базы для осуществления технического обслуживания и(или) ремонта, мойки и хранения автотранспортных средств, заправки автотранспортных средств топливом, сбора, переработки и утилизации отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств.


------------------------------------------------------------------