Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2014 N 778-р "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету надтарифного фонда "



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. № 778-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСЧЕТУ
НАДТАРИФНОГО ФОНДА (ФОНДА НАДБАВОК И ДОПЛАТ)

В целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 05.10.2005 № 531-74 "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга", совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга:
1. Утвердить Методические рекомендации по расчету надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат) согласно приложению.
2. Признать утратившими силу распоряжения Комитета по здравоохранению:
- от 04.08.2011 № 394-р "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат)";
- от 27.04.2012 № 200-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по здравоохранению от 04.08.2011 № 394-р";
- от 29.03.2013 № 118-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по здравоохранению от 04.08.2011 № 394-р "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат)";
- от 02.09.2013 № 357-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по здравоохранению от 04.08.2011 № 394-р".
3. Распоряжение вступает в силу с момента издания.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по здравоохранению К.С.Клюковкина.

Председатель
Комитета по здравоохранению
В.М.Колабутин





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 20.10.2014 № 778-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ НАДТАРИФНОГО ФОНДА (ФОНДА НАДБАВОК И ДОПЛАТ)

Фонд оплаты труда (далее - ФОТ) - фонд, сформированный в учреждении на оплату труда работников учреждения с учетом всех выплат, предусмотренных законодательством.
Фонд должностных окладов (тарифный фонд) (далее - ФДО) - фонд, направляемый на оплату труда работников, включающий систему окладов с учетом повышающих коэффициентов. Фонд должностных окладов определяется как сумма должностных окладов, полученных в результате проведения тарификации должностей, предусмотренных штатным расписанием (занятые и вакантные).
Надтарифный фонд (фонд надбавок и доплат) - сумма превышения планового фонда оплаты труда над плановым фондом должностных окладов, направленная на компенсацию дополнительных трудозатрат работника, которые связаны с условиями труда, характером отдельных видов работ, а также включающая дополнительные выплаты к окладам, носящие стимулирующий характер.
В состав надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат) входят средства на следующие цели:
- расходы на замену лиц, уходящих в отпуск;
- оплата работы в ночное время;
- оплата праздничных дней;
- оплата первых 3 дней временной нетрудоспособности;
- расходы на замену лиц, уходящих на учебу;
- премии и надбавки стимулирующего характера;
- оплата за руководство учебно-производственной и преддипломной практикой;
- расходы на оплату труда медицинских работников, осуществляющих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
- денежные выплаты к должностным окладам отдельных категорий специалистов государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, установленные законодательством Санкт-Петербурга о системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения;
- ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе.

Расчет расходов на замену работников, уходящих в отпуск

Планирование фонда заработной платы на замену лиц, уходящих в отпуск, зависит от того, планируется ли нагрузка (или занятость рабочего места - медрегистратора и т.д.) на все 12 месяцев или только на время плановой работы специалиста (за вычетом отпуска). Так, должность врача-травматолога травматологического пункта должна быть занята постоянно, а замену стоматологов и некоторых других специалистов (когда имеется по несколько специалистов) можно не планировать - посещаемость в период отпусков в летнее время падает. В частности, в амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях), доход которых в системе обязательного медицинского страхования формируется по количеству и стоимости оказанных услуг, замена всех врачей амбулаторного приема и обслуживающих их медсестер не обязательна.
Ассигнования на оплату замены уходящего в отпуск постового медицинского персонала не должны предусматриваться, поскольку при расчете штатных нормативов их число рассчитано с учетом необходимости замены уходящих в отпуск. В случае если количество должностей постового персонала установлено в меньшем объеме по сравнению со штатными нормативами (без учета должностей, необходимых для замены уходящих в отпуск), что должно быть подтверждено расчетами, допускается планирование оплаты труда лиц для замены уходящего в отпуск постового медицинского персонала.
Если замена лиц, уходящих в отпуск, не может быть обеспечена в пределах месячной нормы рабочего времени (при полной нагрузке медперсонала), то оплата за замещение может производиться за фактически отработанное время.
Не подлежат замене и не могут быть включены в данный перечень следующие должности:
- руководители всех уровней, имеющие штатных заместителей;
- сезонные работники (садовники, гардеробщики и т.п.);
- узкие штатные специалисты, на время отпуска которых привлекаются врачи-консультанты (эти средства должны быть запланированы в фонде оплаты труда консультантов);
- работники подразделений, уходящих в коллективный отпуск;
- вакантные ставки.
На предполагаемый прирост занятых ставок ассигнования на замену уходящих в отпуск не планируются.
Схема расчета расходов на оплату труда лиц, замещающих уходящих в отпуск работников, приведена в таблице 1.

Таблица 1. Расчет расходов на замену уходящих в отпуск работников

Наименование должностей
Число утвержденных должностей
Из них число заменяемых должностей
Количество дней отпуска
Средняя зарплата
Исчисленная сумма на всех работников
на одного работника
на всех работников
в месяц
в день
Врачи





















Средний медицинский персонал





















Младший медицинский персонал





















Прочий персонал





















ИТОГО








В связи с тем, что продолжительность отпусков у работников различных специальностей, подразделений и должностей различна, соответствующие расчеты по отпускам различной продолжительности необходимо делать отдельно.
Следует обратить внимание, что средняя заработная плата в данном случае рассчитывается без учета работы в праздничные дни и ночное время, поскольку расходы на оплату работы в праздничные дни и ночное время будут сделаны отдельно на весь персонал независимо от того, работают ли в это время основные работники или замещающие их лица.
Планирование количества дней отпуска производится только исходя из установленной нормативными актами продолжительности основного и дополнительного отпуска. Это же касается и случаев, когда учреждение устанавливает дополнительные отпуска за счет собственных средств (за счет доходов от платных услуг и т.д.).

Планирование расходов на доплаты работникам за работу
в ночное время

Согласно ст. 96 Трудового кодекса (далее - ТК РФ) ночным считается время с 22 до 6 часов. Порядок оплаты работы в ночное время определяется статьей 154 ТК РФ.
Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Повышенная оплата работы в ночное время реализуется с помощью доплат к основной заработной плате работника за каждый час ночной работы.
Доплата за работу в ночное время исчисляется исходя из должностного оклада (ставки) без учета других надбавок и доплат.
Планирование расходов на доплаты работникам за работу в ночное время производится только в учреждениях (подразделениях), где режим работы предусматривает круглосуточную работу (работу в ночное время). В учреждении должен быть составлен Перечень должностей сотрудников, работающих в ночное время, с указанием процента доплат по каждой должности. Перечень должностей работающих в ночное время, должен прилагаться к расчету.
Планирование расходов на доплаты работникам за работу в ночное время производится только на действующие посты, бригады.
Расчет производится на количество постов (независимо от того, сколько должностей или физических лиц обеспечивают работу поста).
Для учреждений (подразделений) скорой медицинской помощи, операционных и в других случаях, когда речь идет о работе бригад, расчет производится с учетом количества должностей, входящих в бригаду.
Одна из возможных форм расчета расходов на оплату персонала за работу в ночное время приведена в таблице 2.

Таблица 2. Расчет расходов на оплату персонала за работу в ночное время

Категория персонала
Кол-во постов (человек в бригаде), работающих в ночное время
Кол-во ночных часов на одну смену
Кол-во ночных часов на одну смену на всех работающих
Кол-во ночных часов за год
Средний оклад (ставка), руб. из тарификации
Стоимость часа, руб.
Норматив оплаты ночных
Исчислено на год, руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9



гр. 2 x гр. 3
гр. 4 x 365

гр. 6 / норма часов в месяц

гр. 5 x гр. 7 x гр. 8
Врачи








Средний медицинский персонал








Младший медицинский персонал








Прочий персонал








Всего









В связи с тем что размер доплат за работу в ночное время имеет два уровня, необходимо сделать отдельные расчеты исходя из уровня доплат.
Расчет доплат за работу в ночное время (Дн) можно представить и в другом виде:

Дн = П x 365 дн. x 8 час. x ЗПч x Кд,

где:
П - количество постов;
365 - число дней (и соответственно - ночей) в году;
8 - число часов, относимых к ночным;
ЗПч - среднечасовая заработная плата работников, на которую начисляется доплата;
Кд - коэффициент, характеризующий размер доплаты.

Расчет расходов на оплату работы в праздничные дни

Порядок оплаты работы в праздничные дни определяется статьей 153 ТК РФ.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
- сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
- работникам, получающим месячный оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Оплата в указанном размере производится за часы, фактически отработанные работником в праздничный день.
Учитывая, что в фонде должностных окладов уже предусмотрена оплата труда за работу в праздничные дни в одинарном размере, расчет расходов на оплату работы в праздничные дни производится в одинарном размере (т.е. как дополнение к уже учтенной один раз оплате).
Схема расчета расходов на оплату труда персонала в праздничные дни приведена в таблице 3.

Таблица 3. Расчет расходов на оплату персонала в праздничные дни

Категории персонала
Количество праздничных дней
Количество работающих в праздничные дни
Средний оклад в месяц
Средняя зарплата в день
Сумма расходов на год
Врачи





Средний медперсонал





Младший медперсонал





Прочий персонал





ИТОГО






При расчете количества работающих в праздничные дни необходимо учитывать их не по количеству рабочих мест, а с учетом сменности работы - необходимости суточной работы и дежурств.

Расчет расходов на оплату первых 3 дней временной
нетрудоспособности

В соответствии с действующим законодательством пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с четвертого дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Расчет расходов на оплату первых 3 дней временной нетрудоспособности (Н) производится по формуле:

Н = ЗПдн. x Чсл.нетр. x 3 дня,

где:
ЗПдн - среднедневная заработная плата в расчете на 1 работника;
Чсл.нетр. - число случаев временной нетрудоспособности по учреждению (рассчитывается по данным предыдущего года).

Среднедневная заработная плата в расчете на 1 работника определяется как отношение плановой величины среднемесячной заработной платы по учреждению в целом на среднее число рабочих дней в месяц.
Для удобства и для целей дополнительного контроля правильности расчетов можно сумму выплаты за первые 3 дня временной нетрудоспособности по итогам предыдущего года умножить на % (коэффициент) роста фонда должностных окладов текущего года.

Расчет расходов на оплату труда на замену уходящих на учебу

Расчет расходов на оплату труда на замену уходящих на учебу производится исходя из планового числа дней отсутствия работников, ушедших на учебу, замена которых необходима, и оплаты труда 1 дня по соответствующим категориям работников. Расчет производится аналогично расчету расходов на замену работников, уходящих в отпуск.

Премии и надбавки стимулирующего характера

В надтарифный фонд включаются премии и надбавки стимулирующего характера. Объем средств на указанные выплаты определяется учреждением самостоятельно исходя из необходимости обеспечения за счет всех источников финансирования в государственном учреждении здравоохранения целевых показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных учреждений здравоохранения к средней заработной плате, установленных распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 № 26-рп "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Санкт-Петербурге" на 2013-2018 годы". Размер надбавок к должностным окладам и тарифным ставкам (окладам) работников учреждений здравоохранения, порядок и условия их применения устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Выплаты осуществляются в зависимости от результатов и качества работы. Стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности рекомендуется устанавливать в размере 30% общего размера заработной платы работника.
В связи с отсутствием целевых значений средней заработной платы работников административно-управленческого и вспомогательного персонала государственных учреждений здравоохранения рекомендуется установить предельную долю оплаты труда этих работников в фонде оплаты труда учреждения не более 40%.
В силу специфики штатной структуры ряда государственных учреждений (СПб ГБУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр", СПб ГКУ "Автобаза скорой и неотложной медицинской помощи", СПб ГБУЗ "Санитарный транспорт", СПб ГКУЗ "Медицинский центр "Резерв") объем средств на стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности работников, не занятых оказанием медицинских услуг, рекомендуется устанавливать в размере 30% от фонда должностных окладов указанных категорий работников.

Оплата за руководство учебно-производственной
и преддипломной практикой

Оплату труда работников учреждений здравоохранения, осуществляющих руководство учебно-производственной и преддипломной практикой, производить ежемесячно за счет средств этих учреждений из расчета одного руководителя на соответствующую группу студентов за весь период практики по следующим нормам (в процентах к должностному окладу по занимаемой должности):
- руководителю практики в учреждении здравоохранения, осуществляющему общее руководство практикой врачей-интернов или студентов из числа среднего медицинского персонала при числе практикантов от 10 до 30 чел. - 5%; от 31 до 50 чел. - 10%;
- руководитель практики, осуществляющий общее руководство практикой в учреждении здравоохранения при наличии практикантов свыше 50 человек, может освобождаться на период практики от обязанностей по основной должности, при этом за ним сохраняется заработная плата по основной должности;
- непосредственному руководителю практики по специальности в подразделениях учреждений здравоохранения, осуществляющему руководство практикой врачей-интернов или студентов из числа среднего медицинского персонала, при числе практикантов до 5 чел. - 5%; от 6 до 10 чел. - 10%.

Планирование расходов на оплату труда медицинских
работников, осуществляющих высокотехнологичную медицинскую
помощь за счет средств бюджета Санкт-Петербурга

Планирование расходов на оплату труда медицинских работников, осуществляющих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, производится только в учреждениях, где предусмотрено выполнение высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. В учреждении должен быть составлен Перечень должностей сотрудников, выполняющих высокотехнологичную медицинскую помощь, с указанием доплат по каждой должности. Перечень должностей выполняющих высокотехнологичную медицинскую помощь должен прилагаться к расчету.

Денежные выплаты к должностным окладам отдельных категорий
специалистов государственных учреждений здравоохранения
Санкт-Петербурга, установленные законодательством
Санкт-Петербурга о системе оплаты труда работников
государственных учреждений здравоохранения

Денежные выплаты к должностным окладам отдельных категорий специалистов государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, установленные законодательством Санкт-Петербурга о системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, устанавливаются:

№ п/п
Наименование выплат
Категория работников (получателей выплат)
Размер выплат, руб.
1
2
3
4
1
Денежные выплаты медицинскому персоналу: врачам, фельдшерам (акушерам) и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи
Врач
5000
Фельдшер (акушер)
3500
Медицинская сестра
2500
2
Денежные выплаты, связанные с оказанием дополнительной медицинской помощи
Врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач)
10000
Медицинская сестра участковая врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача)
5000
3
Денежные выплаты специалистам с высшим и средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга
Специалисты с высшим медицинским образованием
5200
Специалисты со средним медицинским образованием
2600

Ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу
граждан, допущенных к государственной тайне
на постоянной основе

Расходы по указанным выплатам определяются согласно распоряжениям Комитета по здравоохранению с указанием конкретных лиц и размеров соответствующих надбавок:



ГТ - размер расходов на ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, на год,
% надбавки - размер надбавки, установленный распоряжением Комитета по здравоохранению конкретному физическому лицу,
i - физическое лицо.


------------------------------------------------------------------