По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
<Письмо> Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2014 N 03-20-1905/14-0-0 "О направлении инструктивно-методического письма"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 14 мая 2014 г. № 03-20-1905/14-0-0
О НАПРАВЛЕНИИ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА
Список изменяющих документов
(с изм., внесенными Письмом Комитета по образованию
Правительства Санкт-Петербурга
от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0)
Комитет по образованию направляет инструктивно-методическое письмо "Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга" для использования в работе.
Данную информацию необходимо довести до сведения руководителей государственных образовательных организаций, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
Заместитель председателя Комитета
И.А.Асланян
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к письму
Комитета по образованию
от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
1. Общие положения
1.1. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, образовательные программы реализуются образовательными организациями через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
1.2. Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
1.3. Образовательная организация осуществляет обязательное ознакомление всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и др.) с образовательной программой образовательной организации, в том числе учебным планом и планом внеурочной деятельности.
Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за соблюдение установленных образовательной организацией требований к организации образовательного процесса, частью которых являются требования по обеспечению реализации ФГОС.
2. Организация внеурочной деятельности
2.1. Учебный план образовательной организации и план внеурочной деятельности образовательной организации являются основными организационными механизмами реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования (далее - образовательная программа).
2.2. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает:
план внеурочной деятельности;
режим внеурочной деятельности;
рабочие программы курсов внеурочной деятельности;
расписание занятий внеурочной деятельности.
2.3. Образовательная организация в плане внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений внеурочной деятельности, формы ее организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Объем внеурочной деятельности на одного обучающегося составляет до 10 часов в неделю. Количество часов в неделю и в год, отводимых на внеурочную деятельность, устанавливается учебным планом образовательной организации.
2.4. План внеурочной деятельности образовательной организации разрабатывается по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
План внеурочной деятельности должен обеспечивать реализацию в образовательной организации всех направлений развития личности и предоставлять возможность выбора занятий внеурочной деятельности каждому обучающемуся в объеме до 10 часов в неделю.
2.5. План внеурочной деятельности должен включать занятия в формах, отличных от классно-урочных, например, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, проектную деятельность, поисковые и научные исследования, клубные мероприятия, общественно полезные практики (в том числе волонтерскую деятельность) - на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
План внеурочной деятельности не должен включать занятия в рамках дополнительного образования (в отделении дополнительного образования образовательной организации, образовательных организациях дополнительного образования).
2.6. При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 10 человек. Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
2.7. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает режим внеурочной деятельности. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 45 минут. При планировании внеурочной деятельности образовательная организация должна учитывать необходимость организованного отдыха обучающихся после окончания уроков.
Примерные модели режима образовательной деятельности
Вариант 1.
Реализуется в том случае, если перерыв после окончания учебных занятий и до начала занятий внеурочной деятельности организуется вне работы групп продленного дня.
урочная деятельность
(от 4 до 6 уроков в зависимости от расписания уроков на определенной
параллели)
\/
перерыв
(не менее 45 минут)
\/
внеурочная деятельность
(от 1 до 3 занятий в зависимости от общего количества часов внеурочной
деятельности и необходимости разгрузки последующих учебных дней)
Вариант 2.
Реализуется в том случае, если перерыв после окончания учебных занятий и до начала занятий внеурочной деятельности организуется в рамках работы групп продленного дня.
урочная деятельность
(от 4 до 6 уроков в зависимости от расписания уроков на определенной
параллели)
\/
перерыв
(при организации работы групп продленного дня - не менее 1,5 часа)
\/
внеурочная деятельность
(от 1 до 3 занятий в зависимости от общего количества часов
внеурочной деятельности и необходимости разгрузки последующих учебных
дней)
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами при работе групп продленного дня перерыв после окончания учебных занятий составляет не менее 1,5 часа, включая прогулку не менее 1 часа и питание обучающихся.
После окончания занятий внеурочной деятельности может быть продолжена организация работы групп продленного дня. Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов.
2.8. Образовательной организации при разработке модели внеурочной деятельности необходимо обеспечить оптимизацию режима работы групп продленного дня и отделения дополнительного образования образовательной организации в целях недопущения двойного финансирования при выполнении государственного задания и организации предоставления государственных услуг.
2.9. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает расписание занятий внеурочной деятельности. При этом расписание занятий внеурочной деятельности должно формироваться отдельно от расписания уроков образовательной организации.
Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут.
2.10. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности. Обязательной частью рабочей программы курса внеурочной деятельности является описание планируемых результатов освоения курса и форм их учета. Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов освоения курса.
2.11. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности руководителю образовательной организации необходимо обеспечить прохождение повышения квалификации по реализации ФГОС общего образования всеми педагогическими работниками, ведущими занятия внеурочной деятельности.
2.12. Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в образовательной организации оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности.
2.13. Учет занятости обучающихся во внеучебное время, в том числе учет посещения занятий внеурочной деятельности и учет посещения занятий в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и др., осуществляется классными руководителями (примерная форма карточки учета внеучебной деятельности обучающегося прилагается).
Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается.
Учет посещения занятий в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях осуществляется на основании справок указанных организаций, предоставленных родителями (законными представителями) обучающихся, которые прилагаются к карточке учета внеучебной деятельности обучающегося.
2.14. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией.
2.15. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией.
Заместитель руководителя образовательной организации определяется распорядительным актом руководителя образовательной организации.
3. Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности
3.1. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС обеспечивают реализацию образовательной программы, в том числе в части внеурочной деятельности.
3.2. При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг образовательной организацией в соответствии с ФГОС в норматив включены затраты рабочего времени педагогических работников образовательной организации на внеурочную деятельность.
3.3. Фонд оплаты труда педагогических работников образовательной организации на внеурочную деятельность формируется из учета финансирования, установленного технологическим регламентом на оказание государственной услуги по реализации образовательной программы начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС.
3.4. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к письму
Комитета по образованию
от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0
Примерная форма карточки учета
внеучебной деятельности обучающегося
_____________________________________
(Ф.И.О. обучающегося)
1. Занятия внеурочной деятельности
№ п/п
Наименование курсов внеурочной деятельности
Количество часов в неделю
1.
2.
3.
4.
5.
...
Итого:
2. Занятия в системе дополнительного образования
№ п/п
Наименование занятий
Количество часов в неделю
1.
2.
3.
4.
5.
...
Итого:
3. Расписание занятости во внеучебной деятельности
время
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
Приложение: <*>
--------------------------------
<*> Приложением к карточке учета внеучебной деятельности обучающегося являются справки организаций дополнительного образования, предоставленных родителями (законными представителями) обучающихся.
------------------------------------------------------------------