Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22.04.2014 по делу N 3-96/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Порядка предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах, утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 5>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2014 г. по делу № 3-96/14

Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Севастьяник Н.В.
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Третий парк" об оспаривании в части Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 года № 5,

установил:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 года № 5 "О предоставлении в 2014 году субсидий, предусмотренных Комитету по транспорту Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утвержден Порядок предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах согласно приложению № 1 (далее - Порядок).
Указанный нормативный правовой акт опубликован 21.01.2014 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru в соответствии с пунктом 1.3 Порядка официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 № 865.
Заявитель обратился с заявлением о признании недействующим указанного Порядка в части предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте.
Являясь получателем указанных субсидий, заявитель считает, что формулировка "маршруты регулярных перевозок" вносит неопределенность в толкование нормативного правового акта, поскольку позволяет предоставлять субсидии не только перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, но и перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте, что противоречит Закону Санкт-Петербурга от 20.11.2013 года № 654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
В соответствии с пунктом 4 Порядка размер затрат на оказание услуг по перевозке определяется Комитетом по транспорту исходя из нормативов затрат на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в автобусах, утвержденных Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, с учетом применения повышающих (понижающих) коэффициентов (далее - коэффициенты), а также различных режимов движения автобусов и особого порядка организации услуг по перевозке, установленных Комитетом.
Абзацем 4 указанного пункта установлено, что понижающие коэффициенты определяются Комитетом по транспорту по результатам проведенных конкурсов на право заключения договоров в соответствии с предложениями, указанными в поданных на конкурс заявках перевозчиков (за исключением перевозчиков, работающих на обеспечивающей транспортной сети).
Заявитель также просит признать недействующим указанный Порядок в части слов "понижающие" в абзаце 4 пункта 4 Порядка, ссылаясь на то, что Комитет по транспорту Санкт-Петербурга на стадии исполнения бюджета не вправе устанавливать понижающие коэффициенты, поскольку это противоречит бюджетному законодательству и нарушает права заявителя, который в конкурсных предложениях в 2011 году не заявлял о снижении общего размера затрат перевозчика, и как это предусматривалось п. 6.4.1 раздела 6 конкурсной документации, к заявителю при расчете размера субсидии применялось превышение на 15 процентов установленного норматива затрат (коэффициент 1,15), а в 2014 году с учетом предоставленного Комитету по транспорту оспариваемым положением права заявителю размер субсидии рассчитывается с применением коэффициента 1.
Представитель заявителя В. в суд явился, на заявлении настаивает.
Представители заинтересованного лица К. и М. в суд явились, возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемый правовой акт принят органом исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий и не содержит неопределенности.
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, выслушав мнение прокурора, полагавшей, что основания для удовлетворения заявления отсутствуют, суд полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортном в пригородном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 20.11.2013 № 654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение Комитету по транспорту денежных средств для предоставления субсидий на осуществление перевозки граждан по регулируемому тарифу в автобусах на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах.
Согласно части 1 статьи 24 названного Закона Санкт-Петербурга в ходе исполнения бюджета Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга определяет условия и порядок предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга, предоставляемых в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания оспариваемого Порядка, он устанавливает правила предоставления в 2014 году субсидий, предусмотренных Комитету по транспорту статьей расходов "Субсидии на осуществление перевозки граждан по регулируемому тарифу в автобусах на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах" (код целевой статьи 3170062) в приложении 3 к Закону Санкт-Петербурга от 20.11.2013 № 654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в соответствии со статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2000 № 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
Таким образом, принятие постановления Правительства Санкт-Петербурга, утвердившего оспариваемый Порядок, отнесено к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга.
Оценивая доводы заявителя в части неопределенности используемых в Порядке положений, следует принять во внимание, что согласно пункту 2 Порядка, понятия и термины используются в настоящем Порядке в значениях, установленных Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2000 № 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 19-4), который регулирует отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземным пассажирским маршрутным транспортном общего пользования в Санкт-Петербурге.
В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга № 19-4 под маршрутом регулярных перевозок понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписанию путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Таким образом, понятие "маршрут регулярных перевозок", используемое в Порядке, включает в себя все категории регулярных перевозок пассажиров и багажа, как с остановками только в установленных остановочных пунктах, так и с остановками в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте, и какой-либо неопределенности в толковании используемого в Порядке понятия не имеется.
Первоначальная позиция представителя Правительства Санкт-Петербурга, изложенная в письменном отзыве в суд, согласно которой оспариваемый акт подразумевает предоставление субсидий только перевозчикам, осуществляющим перевозки по маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, не свидетельствует о неопределенности оспариваемой нормы, связана с практикой применения оспариваемого акта, по которому за предоставлением субсидий не обращаются перевозчики, осуществляющие перевозки по маршрутам регулярных перевозок с остановками в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте, в связи с отсутствием у них недополученных доходов.
Оценивая доводы заявителя о противоречии оспариваемого акта Закону Санкт-Петербурга от 20.11.2013 № 654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", следует учитывать, что статьей 7 Закона Санкт-Петербурга № 19-4, установлено, что перевозчики, осуществляющие на основании договоров перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу, а также перевозки пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан, получают из бюджета Санкт-Петербурга в размере утвержденных бюджетных ассигнований возмещение затрат или недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров и багажа.
Указанным категориям лиц, имеющих право на получение субсидии, соответствуют определенные в пункте 3 Порядка категории перевозчиков, которым предусмотрено в соответствии с установленными в пункте 4 Порядка целями предоставление субсидии.
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Как следует из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Таким образом, основанием для возникновения расходного обязательства Санкт-Петербурга по предоставлению субсидий перевозчикам является Закон Санкт-Петербурга № 19-4, который предусматривает возможность возмещения затрат или недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, и определяет категории лиц, которым такое возмещение предоставляется.
Согласно пункту 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (в целях настоящего Кодекса - не программные направления деятельности), и(или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждому публичному нормативному обязательству, межбюджетному трансферту, обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей расходов соответствующего бюджета.
Соответственно, формирование целевых статей расходов бюджета производится в соответствии с расходными обязательствами соответствующего публично-правового образования, то есть в данном случае, определенными в Законе Санкт-Петербурга № 19-4.
Наименование целевой статьи расходов бюджета (код целевой статьи 3170062) "субсидии на осуществление перевозки граждан по регулируемому тарифу в автобусах на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах" использовалось в составе классификации расходов бюджета Санкт-Петербурга, начиная с бюджета на 2010 год (Закон Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов").
Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2010 года № 763-169 были внесены действующие в настоящее время изменения в статью 7 Закона Санкт-Петербурга № 19-4, ранее действующая редакция которой устанавливала, что возмещение затрат либо недополученных доходов в размере утвержденных бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга получают перевозчики, осуществляющие на основании договоров перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах.
При внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга № 19-4 в части уточнения категории перевозчиков, имеющих право на возмещение затрат из бюджета Санкт-Петербурга, наименование целевой статьи расходов бюджета соответственно изменено не было, что, однако, не свидетельствует о неправомерности расходования выделяемых по ней средств, на цели, определенные в статье 7 Закона Санкт-Петербурга № 19-4, и, соответственно, о противоречии оспариваемого акта Закону Санкт-Петербурга от 25.11.2009 № 605-104.
Доводы заявителя в части противоречия действующему законодательству предоставленного оспариваемым актом права Комитета по транспорту устанавливать понижающие коэффициенты по результатам проведенных конкурсов на право заключения договоров в соответствии с предложениями, указанными в поданных на конкурс заявках перевозчиков, не могут быть признаны обоснованными, поскольку ни федеральным законодательством, ни законами Санкт-Петербурга порядок определения размера рассматриваемых субсидий не установлен, в связи с чем Правительство Санкт-Петербурга, действуя в пределах предоставленных полномочий, вправе устанавливать данный порядок самостоятельно.
Позиция заявителя фактически сводится к ошибочному толкованию термина "понижающий коэффициент", как коэффициента, меньшего по сравнению с коэффициентом, применяемым в отношении заявителя в прошлом году, и не содержит конкретных ссылок на противоречие оспариваемой нормы федеральному законодательству. Вместе с тем, как следует из оспариваемой нормы, такой коэффициент устанавливается не произвольно, а в соответствии с предложениями, указанными в поданных на конкурс заявках перевозчиков.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ОАО "Третий парк" в удовлетворении требований об оспаривании в части Порядка предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 года № 5 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Санкт-Петербургского
городского суда
Е.А.Витушкина


------------------------------------------------------------------