Решение Санкт-Петербургского городского суда от 23.04.2014 по делу N 3-59/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1586 "О Плане мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004-2010 годы">



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу № 3-59/14

23 апреля 2014 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
при секретаре Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.А. об оспаривании законности в части Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года № 1586 "О Плане мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004-2010 годы", суд

установил:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года № 1586 "О Плане мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004-2010 годы" утвержден План мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004-2010 годы (л.д. 69).
Данное постановление действует с многочисленными вносимыми изменениями на 23.12.2010 г. (л.д. 69-118) и опубликованными в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга (л.д. 119-143).
Заявитель С.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с указанным заявлением (л.д. 9-11).
В судебное заседание С.А. не явился, его интересы представляет Г.В., действующий по доверенности (л.д. 3), который неоднократно уточняя заявленные требования, в окончательном варианте просит суд признать недействующим "Постановление в части Плана мероприятий по переселению в той мере, в какой из него вытекает право гражданина на выбор между несколькими способами осуществления жилищных прав, в той мере, в какой из него вытекает (в том числе) право заявителя на предоставление одному заявителю одного помещения при условии соблюдения порядка заявителем, который подпадает под Адресный перечень, одновременно подпадает под категорию граждан в пункте 1 раздела 1 Годового жилищного плана Санкт-Петербурга 2012 года и позже, по законным основаниям, предусмотренным положениями "в целях предоставления", "для предоставления", "перечня категорий граждан", "годовой жилищный план" статьи 16 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", в том числе с доплатой в определенных собственником пределах (например в пределах триста тысяч рублей) по законным основаниям, предусмотренным абзацем 7 пункта 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга в той мере, в какой из него вытекает публичная необходимость восстановления прав, в том числе в соответствии с судебным актом, принятым в отношении неопределенного круга лиц в порядке Главы 24 ГПК РФ" (л.д. 149-150).
В судебном заседании Г.В. поддержал заявленные требования в уточненном варианте (л.д. 149-150) указывая, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 13 ЖК РФ, части 4 ст. 1 ЖК РФ, части 2 ст. 1 ЖК РФ, части 1 ст. 1 ЖК РФ, части 1 ст. 31 СК РФ, ст. 16 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", абз. 7 п. 2 ст. 23 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике", гл. 24 ГПК РФ.

При этом, в качестве доводов указал, что оспариваемыми положениями в той мере, в какой заявлено заявителем, нарушаются права заявителя на законность предоставления одному заявителю одного жилого помещения в соответствии с категорией граждан в пункте 1 раздела 1 Годового жилищного плана Санкт-Петербурга 2012 года или позже, не допуская противоречия со ст. 13 ЖК РФ, ч. 4, 2, 1 ЖК РФ, ст. 16 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", аб. 7 и 2 ст. 23 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", гл. 24 ГПК РФ;
в сомнениях заявителя относительно того, законно ли предоставление одному заявителю одного жилого помещения в соответствии с категорией граждан в пункте 1 раздела 1 Годового жилищного плана Санкт-Петербурга 2012 года и позже;
в сомнениях заявителя относительно того, не будет ли противоречить ст. 13 ЖК РФ, ч. 4, 2, 1 ЖК РФ, ст. 16 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" аб. 7 и 2 ст. 23 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", гл. 24 ГПК РФ - предоставление одному заявителю одного жилого помещения в соответствии с категорией граждан в пункте 1 раздела 1 Годового жилищного плана Санкт-Петербурга или позже (л.д. 150-151).
Представители Правительства Санкт-Петербурга по доверенностям Р.О. и К.А. полагали заявленные требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 65 Конституции Российской Федерации в составе РФ находится субъект РФ - город федерального значения Санкт-Петербург.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации установлено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Статья 1 Жилищного Кодекса РФ регламентирует общие начала жилищного законодательства.
Согласно п. 10 части 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга, принятого Законодательным Собранием 14.01.1998 г. вопросы, регулирующие жилищные отношения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Пунктом 1 статьи 44 Устава Санкт-Петербурга обеспечение исполнения Законов Санкт-Петербурга отнесено к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом (но не могут ему противоречить).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений в силу требований ст. 13 Жилищного Кодекса РФ относятся: государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации; установление порядка признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания; определения порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.
В соответствии со статьей 16 ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в указанный перечень; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и(или) внебюджетных средств.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для органов, принявших такое решение, к собственникам жилых помещений в данном доме требования, о его сносе или реконструкции, за счет их собственных средств.
В случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Пунктом 5 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 № 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" установлено, что порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации положений пунктов 1 - 4 указанной статьи в связи с изъятием земельного участка и жилых помещений для государственных нужд Санкт-Петербурга, устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Как установлено в ходе судебного разбирательства Правительством Санкт-Петербурга принято Постановление от 30.08.2012 № 926 "Об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Кронштадт, Коммунистическая ул., д. 5, литера А".
Данному Постановлению Правительства Санкт-Петербурга предшествовал План мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу, на 2004-2010 годы.
Оспариваемые заявителем отдельные положения Плана мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания на 2004-2010 годы, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1586 ни коем образом не противоречит указанным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Статья 32 Жилищного Кодекса РФ регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Из представленных документов следует, что согласно свидетельства о государственной регистрации права у заявителя С.А., по договору купли-продажи от <...> зарегистрирована доля в праве 13\400 в общей долевой собственности квартиры, площадью 55,5 кв. м по адресу: <...> (л.д. 17-18).
Установлено, что решением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 12.03.2014 г. удовлетворены исковые требования администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга к С.А. о выкупе принадлежащих ему 13\400 долей комнаты пл. 11.8 кв. м в <...>. (л.д. 159). Аналогичные требования были удовлетворены решением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 06.03.2013 г. и в отношении семьи Г. (153).
Таким образом, права С.А. как собственника долей жилого помещения, реализованы в порядке требований статьи 32 ЖК РФ.
Доводы заявителя, и в частности его представителя по доверенности Г.В., суд полагает несостоятельными, поскольку использования перечня ряда нормативных правовых актов Российской Федерации с указанием на сомнения о соответствии полномочий органов исполнительной государственной власти при принятии оспариваемых норм и законности самих норм не могут являться основанием для признания оспариваемых норм незаконными.
На основании изложенного, суд полагает, что оспариваемый заявителем План мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004-2010 годы, утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1586 принят в пределах компетенции субъекта РФ, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права заявителя, в связи с чем, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление С.А. об оспаривании законности в части Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года № 1586 "О Плане мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004-2010 годы", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------