Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 30.04.2014 N 254 "Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю.Поповой"



30 апреля 2014 года N 254

------------------------------------------------------------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
К РУКОВОДИТЕЛЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА А.Ю.ПОПОВОЙ

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановляет:

1. Принять Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю.Поповой по вопросу о внесении изменений в "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденные 5 августа 1988 года (далее - Обращение), согласно приложению.
2. Направить Обращение в адрес руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю.Поповой.

Председатель
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
В.С.Макаров
Санкт-Петербург,
Мариинский дворец
30 апреля 2014 года
№ 254





ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
от 30.04.2014 № 254

Уважаемая Анна Юрьевна!

При разработке генеральных схем очистки территорий городов и других населенных мест в Российской Федерации специалистами по-разному понимается содержание санитарной очистки территории и, следовательно, осуществляемых мероприятий, что обусловлено не только отсутствием законодательного определения этого понятия, но и несовершенством законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этой сфере деятельности.
Понятие санитарной очистки территории не формулируется, а отчасти раскрывается в "Санитарных правилах содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных 5 августа 1988 года (далее - Санитарные правила), а именно в пункте 1.2 отмечается то, что должна предусматривать система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест (рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). При отсутствии сформулированного понятия санитарной очистки территории в Санитарных правилах к требованиям по содержанию населенных мест отнесены механизированная мойка, поливка проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период, мытье дорожных покрытий, своевременная уборка опавшей листвы и другое.
Отсутствие сформулированного понятия санитарной очистки территорий городов и несовершенство законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления способствуют не только формированию многочисленных коллизий в нормативно-правовом регулировании обращения с отходами, но и финансовым нарушениям (нецелевому использованию бюджетных средств) при осуществлении санитарной очистки территорий городов.
Некоторыми примерами коллизий в нормативном регулировании являются положения:
определение основного понятия "отходы", приведенное в статье Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - закон), по сути не относит к отходам опавшую листву, обрезь с деревьев, уличный смет, снег и загрязненные снежные массы. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2010 году дало разъяснение, согласно которому в соответствии со статьей 1 закона снег и уличный смет в зимний период не относятся к отходам производства и потребления;
в тексте закона присутствуют термины "биологические отходы", "бытовые отходы", "промышленные отходы", "мусор", не указанные в статье 1 и не соотнесенные с основным понятием "отходы производства и потребления";
из сферы действия закона исключено регулирование обращения с биологическими и медицинскими отходами. При этом иные законодательные акты, которые должны восполнить этот пробел, на сегодняшний день отсутствуют, и все регулирование осуществляется на ведомственном уровне. Однако и биологические отходы, и медицинские отходы присутствуют в федеральном классификационном каталоге отходов.
Судебно-арбитражная практика в Российской Федерации свидетельствует о наличии доводов о неправомерности применения Санитарных правил в связи с тем, что они не опубликованы, не указан срок, ограничивающий их действие, они не отменены в установленном порядке и не заменены другим актом, регулирующим те же правоотношения.
В Санитарных правилах упоминаются принимающие решения органы, отсутствующие в системе государственного устройства в Российской Федерации. Так, согласно пункту 1.2 генеральная схема очистки населенного пункта утверждается решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Согласно пункту 1.3 бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов. Согласно пункту 1.5 система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями системы Минжилкомхоза РСФСР.
В Санитарных правилах имеются и другие положения, которые нуждаются в корректировке.
С учетом изложенного Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обращается к Вам с просьбой о принятии решения о внесении изменений в Санитарные правила и определении понятия санитарной очистки территорий населенных мест.


------------------------------------------------------------------