Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2014 по делу N А56-498/2014 <О признании частично недействующими Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге и Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 N 210>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. по делу № А56-498/2014

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2014 года. Полный текст решения изготовлен 27 мая 2014 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
председательствующего Хохлова Д.В.,
судей Соколовой Н.Г., Калайджяна А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительная компания "Энергия" к Правительству Санкт-Петербурга о признании недействующими пунктов 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге и пунктов 6.7, 6.10, 6.13, 6.14, 6.15, 7.5, 7.8, 7.10, 7.15, 8.1, 8.2, 8.6 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге"
при участии
от заявителя - Г.А. по доверенности от 01.01.2014, Л.А. по доверенности от 01.01.2014
от заинтересованного лица - Ш.Г. по доверенности от 08.11.2013 № 07-125-1629, М.Ю. по доверенности от 09.01.2014, М.С. по доверенности от 09.01.2014 № 07-125/1
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в заседаниях 19.05.2014, 22.05.2014 - А.Е. по доверенности от 10.01.2014 № 03184; после перерыва 26.05.2014 - представитель не явился
от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" - К.А. по доверенности от 09.01.2014 № 3
от Прокуратуры Санкт-Петербурга - К.Я., удостоверение ТО № 120931

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительная компания "Энергия" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга, в котором просит признать:
- недействующим пункт 6.1 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге", как не соответствующий части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
- недействующим пункт 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге", как не соответствующий части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 1 и части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
- недействующим пункт 7.5 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге", как не соответствующий части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; статьям 9, 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
- признать недействующими пункты 6.7, 6.10, 6.13, 6.14, 6.15, 7.8, 7.10, 7.15, 8.1, 8.6 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге", как не соответствующий части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 1 статьи 18 и части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
- обязать ответчика устранить препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере ритуальных услуг на кладбищах Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 52 АПК РФ в дело вступила Прокуратура Санкт-Петербурга (определение суда от 10.02.2014).
Определением от 17.03.2014 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.
Определением от 31.03.2014 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела".
12.05.2014 заявитель обратился с ходатайством об уточнении заявленных требований, в котором дополнительно к ранее заявленным требованиям просит проверить вышеуказанные нормативные положения на соответствие положениям статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также дополнительно просит признать недействующим пункт 8.2 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге", как не соответствующий части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьям 9, 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правительством Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "АГРА", общества с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС", общества с ограниченной ответственностью "Виалин", общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС", общества с ограниченной ответственностью "Похоронный Дом "Юго-Запад", общества с ограниченной ответственностью "РИТЭК", общества с ограниченной ответственностью "СИЭМ", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал", общества с ограниченной ответственностью "Собор", общества с ограниченной ответственностью "Похоронное бюро Кронштадтского района Санкт-Петербург", общества с ограниченной ответственностью "ЭНОЗИС".
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Задачей производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является обеспечение своевременной и эффективной защиты прав не только заявителя, но и неопределенного круга лиц, на которых распространяется действие оспариваемого акта. Особенность данной категории споров состоит в том, что круг заинтересованных лиц не определен, в силу чего у суда отсутствует обязанность по выявлению и привлечению таких лиц к участию в деле.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункта 13 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", к заинтересованным лицам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти или должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.
Обязанность по привлечению иных лиц к участию в деле об оспаривании нормативного правового акта у суда отсутствует, в связи с чем ходатайство Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" о привлечении к участию в деле общества с ограниченной ответственностью "АГРА", общества с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС", общества с ограниченной ответственностью "Виалин", общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС", общества с ограниченной ответственностью "Похоронный Дом "Юго-Запад", общества с ограниченной ответственностью "РИТЭК", общества с ограниченной ответственностью "СИЭМ", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал", общества с ограниченной ответственностью "Собор", общества с ограниченной ответственностью "Похоронное бюро Кронштадтского района Санкт-Петербург", общества с ограниченной ответственностью "ЭНОЗИС" отклоняется.
В судебном заседании, состоявшемся 19.05.2014, объявлялись перерывы до 22.05.2014 и до 26.05.2014. После перерывов судебное заседание продолжено.
Представители заявителя поддержали заявление в полном объеме, представители Правительства Санкт-Петербурга, Прокуратуры Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела", Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу просили в удовлетворении заявления отказать.
Правительством Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" заявлено ходатайство о прекращении производства по делу со ссылкой на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", вступившего в силу 07.06.2013) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", опубликованного на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 27.08.2013 (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58), заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.
Таким федеральным законом, применительно к пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58, является Закон о защите конкуренции.
Подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа по обращению в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при применении статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции в их взаимосвязи, следует учитывать, что данные нормы не могут быть истолкованы как исключающие право иных лиц, кроме антимонопольных органов, обращаться в арбитражный суд с требованиями об оспаривании нормативных правовых актов, полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о подведомственности настоящего спора арбитражному суду в части проверки пунктов 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, пунктов 6.7, 6.10, 6.13, 6.14, 6.15, 7.5, 7.8, 7.10, 7.15, 8.1, 8.2, 8.6 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге на соответствие положениям Закона о защите конкуренции.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении ВАС РФ от 22 октября 2013 года № ВАС-14231/13.
В части требования о проверке данных нормативных актов на соответствие положениям Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Гражданского кодекса Российской Федерации производство по делу подлежит прекращению, поскольку положениями данных законов не предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд.
Пунктом 6.1 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге установлено правило, согласно которому выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища осуществляются на основании договора, заключаемого ГУ "Специализированная служба" по результатам конкурса, проводимого в порядке, определяемом Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге лица, заключившие с ГУ "Специализированная служба" договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища осуществляют:
погребение умерших (погибших) и оказание услуг по погребению;
оказание услуг по погребению на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем;
оказание отдельных видов или всего комплекса ритуальных услуг, предоставляемых населению на возмездной основе по единому рекомендуемому Правительством Санкт-Петербурга тарифу в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О погребении и похоронном деле";
обеспечение надлежащего похоронного обслуживания населения, включающего весь комплекс услуг, связанных с погребением умерших (погибших);
решение отдельных вопросов, возникающих при исполнении волеизъявления умершего (погибшего) о погребении его тела;
погребение умерших (погибших) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего) или при их невозможности осуществить погребение, а также погребение умерших (погибших), личность которых не установлена;
принятие по согласованию с ГУ "Специализированная служба" планировочных решений соответствующего кладбища, оборудование, эксплуатацию и благоустройство его территории, проведение текущего и капитального ремонта, ведение электронного учета захоронений.
Пункт 7.5 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге устанавливает, что подготовку могил и погребение умершего производят только лица, заключившие с ГУ "Специализированная служба" договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища, в соответствии с санитарными правилами и нормами.
В соответствии с пунктом 8.2 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге работы по установке, снятию и замене надмогильных сооружений, а также вырубка букв и знаков на надмогильных сооружениях производятся исключительно администрацией кладбища либо с ее согласия; установка надмогильных сооружений осуществляется администрацией кладбища.
Заявитель указывает на противоречие данных нормативных положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а пункта 6.1 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге - части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и(или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и(или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).
Подпунктом 22 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
При этом следует иметь в виду положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 этого Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок.
В этой связи правомерно заключение с юридическими лицами на конкурсной основе договоров на оказание услуг по погребению, включенных в гарантированный перечень услуг.
Обеспечение населения услугами по погребению на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем; погребение умерших (погибших) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего) или при их невозможности осуществить погребение, а также погребение умерших (погибших), личность которых не установлена; принятие планировочных решений соответствующего кладбища, оборудование, эксплуатация и благоустройство его территории, проведение текущего и капитального ремонта, ведение электронного учета захоронений относится к муниципальным нуждам.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Среди способов размещения муниципальных заказов данным федеральным законом в числе прочего предусмотрен и конкурс.
В соответствии с данными нормами в пунктах 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге введен порядок определения лиц, оказывающих соответствующие услуги на конкурсной основе.
Право заявителя на участие в таких конкурсах оспариваемым Положением не ограничено.
В этой связи суд приходит к выводу о соответствии пунктов 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге правилам части 1 статьи 15, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части правила о заключении по результатам конкурса с ГУ "Специализированная служба" договора на выполнение работ и услуг на территории соответствующего кладбища в части услуг, отнесенных к муниципальным нуждам.
Вместе с тем в силу статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона.
Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
В этой связи, положения об отсутствии у общества, не обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, права оказывать услуги по погребению, противоречит нормам действующего законодательства.
Данная правовая позиция содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 23 сентября 2008 года № 12027/07.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2009 № ПС/24493 также поддержана позиция о том, что по вопросу обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе. Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета.
Заключение договоров ГУ "Специализированная служба" с организациями с целью обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению и других услуг, относящихся к муниципальным нуждам (эксплуатация, благоустройство кладбищ и т.д.) не означает, что иные организации не могут предоставлять услуги по погребению в случае обращения к ним граждан с просьбой заключения соответствующего договора на оказание услуг по погребению, в том числе установке надмогильных сооружений.
Пункты 7.5, 8.2 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге содержит правило, запрещающее оказывать услуги по подготовке могил и погребению умершего, работы по установке, снятию и замене надмогильных сооружений, а также вырубке букв и знаков на надмогильных сооружениях лицам, не заключившим с ГУ "Специализированная служба" договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища. Соответственно, данные пункты противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Также данным положениям Закона о защите конкуренции противоречат пункты 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге в той части, в которой они устанавливают правила о проведении конкурса и заключении по его результатам договора с ГУ "Специализированная служба", на оказание услуг, не отнесенных к муниципальным нуждам.
Кроме того, правила пунктов 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге противоречат нормам части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В рассматриваемом случае, Правительством Санкт-Петербурга в пункте 6.1 (с учетом пункта 6.2, раскрывающего состав услуг) принято решение о проведении одного конкурса на выполнение на территории одного кладбища как услуг, отнесенных к муниципальным нуждам, так и услуг, не имеющим к ним отношения.
Законодательством не предусмотрено проведение органами государственной власти конкурсов на оказание услуг, заказываемых и оплачиваемых частными лицами.
В данном случае, среди перечисленных выше услуг оплате за счет бюджета подлежат только услуги по погребению на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем; погребение умерших (погибших) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего) или при их невозможности осуществить погребение, а также погребение умерших (погибших), личность которых не установлена; принятие по согласованию с ГУ "Специализированная служба" планировочных решений соответствующего кладбища, оборудование, эксплуатацию и благоустройство его территории, проведение текущего и капитального ремонта, ведение электронного учета захоронений. Обеспечение оказания населению данных услуг входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой.
Остальные, указанные в пункте 6.2 услуги, на оказание которых заключается в силу пункта 6.1 договор, не относятся к муниципальным нуждам.
Правительство Санкт-Петербурга необоснованно установило конкурсный принцип выбора единственной организации, имеющей право осуществлять весь комплекс услуг по погребению и ритуальных услуг, как отнесенных к муниципальным нуждам, так и не отнесенных к ним, и создало препятствие хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг. Организация торгов на право оказывать услуги, не отнесенные к муниципальным нуждам, является искусственным созданием барьера для вхождения на рынок оказания ритуальных услуг иным лицам.
Также заявитель просит признать недействующими пункты 6.7, 6.10, 6.13, 6.14, 6.15, 7.8, 7.15, 8.1, 8.6 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге как не соответствующие положениям части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вышеуказанные пункты Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге содержат правила о том, что разрешение на погребение в родственную могилу, на участке в пределах ограды родственной могилы или в семейное (родовое) захоронение выдается администрацией кладбища; разрешение на погребение подписывается администрацией кладбища; оформление заказа на погребение урны с прахом в родственную могилу, на участок в пределах ограды родственной могилы или в семейное (родовое) захоронение, а также в родственные могилы на урновых участках и ниши колумбариев (стен скорби) производится на основании письменного разрешения, выданного администрацией кладбища; разрешение на погребение урны с прахом в родственную могилу, на участок в пределах ограды родственной могилы или в семейное (родовое) захоронение, а также в родственные могилы на урновых участках и ниши колумбариев (стен скорби) выдается администрацией кладбища; разрешение на погребение урны с прахом в родственную могилу, на участок в пределах ограды родственной могилы или в семейное (родовое) захоронение, а также в родственные могилы на урновых участках и ниши колумбариев (стен скорби) выдается администрацией кладбища; отвод участков земли для погребения на кладбищах, в том числе кладбище крематория, производится администрацией кладбища; для погребения урн с прахом в колумбарий кладбища администрация кладбища предоставляет нишу в бессрочное пользование согласно оформленному счету-заказу, повторное погребение праха в занятую нишу колумбария допускается только с разрешения администрации кладбища; администрация кладбища выдает разрешение на установку или замену надмогильных сооружений; ограждение могил оградой стандартного размера допускается с разрешения администрации кладбища.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге администрация кладбища - руководители и другие работники, наделенные в установленном порядке организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями лицом, заключившим договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбища, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища.
Подпунктом 22 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. В то же время, из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пункт 1 статьи 9 Закона о погребении определяет гарантированный перечень услуг, предоставляемых специализированной организацией по вопросам похоронного дела, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Исходя из приведенных норм, полномочия специализированной организации четко регламентированы и являются исчерпывающими.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена. Нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии пунктов 6.7, 6.10, 6.13, 6.14, 6.15, 7.8, 7.15, 8.1, 8.6 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 7.10 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, который также обжалуется заявителем, отвод участков земли для семейных (родовых) захоронений может производиться на специально подготовленных и обустроенных участках кладбищ. В этом случае лицо, осуществляющее организацию погребения, оплачивает стоимость работ по подготовке участка земли для семейного (родового) захоронения.
Положения, наделяющие администрацию кладбища, какими-либо властными полномочиями, в данном пункте отсутствуют, в связи с чем у суда нет оснований для удовлетворения заявления в этой части.
В отношении требования заявителя обязать ответчика устранить препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере ритуальных услуг на кладбищах Санкт-Петербурга суд отмечает следующее.
В соответствии с положениями части 3 статьи 195 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дата принятия акта;
2) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;
3) указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
В силу части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Таким образом, устранение препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности обеспечивается положениями части 5 статьи 195 АПК РФ, и в силу вышеуказанных положений АПК РФ не требует отдельного указания на это в резолютивной части решения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате госпошлины за рассмотрение настоящего заявления относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 150, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

прекратить производство по делу в части требования общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительная компания "Энергия" о признании не соответствующими статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 и части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" пунктов 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге", не соответствующими статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 9, части 1 статьи 18 и части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" пунктов 6.7, 6.10, 6.13, 6.14, 6.15, 7.5, 7.8, 7.10, 7.15, 8.1, 8.2, 8.6 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге".
Признать пункты 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" не соответствующими части 1 статьи 15, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части включения в договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища следующих услуг:
погребение умерших (погибших) и оказание услуг по погребению;
оказание отдельных видов или всего комплекса ритуальных услуг, предоставляемых населению на возмездной основе по единому рекомендуемому Правительством Санкт-Петербурга тарифу в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О погребении и похоронном деле";
обеспечение надлежащего похоронного обслуживания населения, включающего весь комплекс услуг, связанных с погребением умерших (погибших);
решение отдельных вопросов, возникающих при исполнении волеизъявления умершего (погибшего) о погребении его тела.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительная компания "Энергия" в удовлетворении заявления в части признания пунктов 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" в остальной части не соответствующими части 1 статьи 15, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Признать пункты 6.1, 6.2 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" в остальной части соответствующими части 1 статьи 15, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Признать пункты 7.5, 8.2 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге", не соответствующими части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункты 6.7, 6.10, 6.13, 6.14, 6.15, 7.8, 7.15, 8.1, 8.6 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге", не соответствующими части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительная компания "Энергия" в удовлетворении заявления о признании пункта 7.10 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" не соответствующим части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Признать пункт 7.10 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" соответствующим части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Взыскать с Правительства Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительная компания "Энергия" 2000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в суде кассационной инстанции.

Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи
Н.Г.Соколова
А.А.Калайджян


------------------------------------------------------------------