Приказ Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 24.03.2014 N 22/14п "О регламентах Комитета и должностных лицах по контролю представлений и предписаний"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИКАЗ
от 24 марта 2014 г. № 22/14п

О РЕГЛАМЕНТАХ КОМИТЕТА И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ ПО КОНТРОЛЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРЕДПИСАНИЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Комитета государственного финансового
контроля Санкт-Петербурга от 27.05.2014 № 34/14п)

В соответствии с положением о Комитете государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.10.2013 № 819, Положением о порядке осуществления Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 164, и Временным порядком осуществления контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органом внутреннего государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 (в ред. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 163), приказываю:

1. Утвердить:
------------------------------------------------------------------
Приказом Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 27.05.2014 № 34/14п в приложение 1 внесены изменения.
------------------------------------------------------------------
1.1. Регламент Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, согласно приложению 1 (не приводится).
------------------------------------------------------------------
Приказом Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 27.05.2014 № 34/14п в приложение 2 внесены изменения.
------------------------------------------------------------------
1.2. Регламент Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Санкт-Петербурга, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий государственными учреждениями Санкт-Петербурга, согласно приложению 2 (не приводится).
------------------------------------------------------------------
Приказом Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 27.05.2014 № 34/14п в приложение 3 внесены изменения.
------------------------------------------------------------------
1.3. Регламент Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по контролю в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" согласно приложению 3 (не приводится).
------------------------------------------------------------------
Приказом Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 27.05.2014 № 34/14п в приложение 4 внесены изменения.
------------------------------------------------------------------
1.4. Регламент Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по производству по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, согласно приложению 4 (не приводится).
1.5. Методические рекомендации по отдельным вопросам производства по делам об административных правонарушениях согласно приложению 5.
(п. 1.5 введен Приказом Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 27.05.2014 № 34/14п)
2. Возложить осуществление контроля за исполнением требований представлений и предписаний Комитета, а также за извещениями об их исполнении на должностных лиц правового отдела Комитета.
3. Установить, что проекты представлений и предписаний Комитета подлежат обязательному согласованию с правовым отделом Комитета.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Председатель Комитета
А.М.Жуков





ПРИЛОЖЕНИЕ 5
к приказу
Комитета государственного
финансового контроля
Санкт-Петербурга
от 24.03.2014 № 22/14п

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Список изменяющих документов
(введены Приказом Комитета государственного финансового
контроля Санкт-Петербурга от 27.05.2014 № 34/14п)

Действие законодательства об административных
правонарушениях во времени и в пространстве
(ст. 1.7 и ст. 1.8 КоАП)

В соответствии со ст. 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч. 2 ст. 1.7 КоАП).
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7 КоАП).
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (ч. 3 ст. 1.7 КоАП).
Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации <1> (ч. 1 ст. 1.8 КоАП).
--------------------------------
<1> Дополнение внесено в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ.

Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 1.8 КоАП).

Административное правонарушение (ст. 2.1 КоАП)

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП).
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП).

Формы вины (ст. 2.2 КоАП)

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП).
По составам правонарушений, предусмотренных КоАП, существенная угроза охраняемым отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права.

Административная ответственность за нарушения
законодательства Российской Федерации.
Лица, подлежащие административной ответственности
(ст. 2.3, 2.4, 2.6, 2.9, 2.10 КоАП)

Юридические и физические лица

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП).
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП (ч. 1 ст. 2.10 КоАП).

Привлечение к административной ответственности юридических лиц при их реорганизации

В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.10 КоАП).
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо (ч. 4 ст. 2.10 КоАП).
При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение (ч. 5 ст. 2.10 КоАП).
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо (ч. 6 ст. 2.10 КоАП).
В случаях, указанных в ч. 3 - 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ч. 7 ст. 2.10 КоАП).
Административные наказания, назначенные в соответствии с п. 2 - 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 - 6 ст. 2.10 КоАП (ч. 8 ст. 2.10 КоАП).

Должностные лица

В соответствии со ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечание. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП не установлено иное (в ред. федеральных законов от 09.02.2009 № 9-ФЗ, от 17.07.2009 № 160-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

В соответствии с п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 постановления Пленума ВАС РФ № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Административное наказание (ст. 3.1, 3.4, 3.5, 4.1 КоАП)

Административное наказание

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП).
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст. 4.1 КоАП).

Назначение административного наказания
(ст. 4.2 - 4.6, 4.8 КоАП)

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2. Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3. Добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4. Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6. Добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7. Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
8. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП (ч. 2 ст. 4.2 КоАП).
КоАП могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений (ч. 3 ст. 4.2 КоАП) <2>.
--------------------------------
<2> В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 404-ФЗ.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, установлены ст. 4.3 КоАП.
Должностное лицо, назначающее административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим (ч. 1 ст. 4.3 КоАП).
В случаях осуществления производства по делам об административных правонарушениях, в которых установлены отягчающие обстоятельства, учитывать позицию п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5), согласно которой в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП).
КоАП могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений (ч. 3 ст. 4.3 КоАП) <3>.
--------------------------------
<3> В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 404-ФЗ.

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

При рассмотрении дел об административных правонарушениях необходимо учитывать положения ст. 4.4 КоАП с учетом следующих разъяснений.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более частями ст. КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В этом случае административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении.
В случаях когда в один день должностным лицом рассматриваются несколько дел об административных правонарушениях, в том числе возбужденных по результатам проверки одного контракта, санкция за которые предусмотрена одной частью ст. КоАП, административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение и по каждому делу выносится отдельное постановление.
В соответствии с п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу ч. 1 ст. 4.4 КоАП назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.
Если лицом совершено одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 4.4 КоАП.

Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении сроков, установленных ч. 1 ст. 4.5 КоАП.
В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ № 5 длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Согласно представлению Генеральной прокуратуры от 02.05.2006 № 7/3-13921к-2005 невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения) (часть 4 статьи 4.5 КоАП в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 316-ФЗ).
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 5 ст. 4.5 КоАП).
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП).

Исчисление сроков

Сроки, предусмотренные КоАП, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным (ст. 4.8 КоАП РФ).
Примечание. Положения об исчислении сроков, установленные статьей 4.8 КоАП не применяются, если другими статьями КоАП установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний <4>.
--------------------------------
<4> Статья 4.8 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ.

Производство по делам об административных правонарушениях
(ст. 24.1, 24.2, 24.4, 24.5, 25.1, 25.15, 25.3, 25.5, 25.6,
25.8 - 25.15 КоАП)

В соответствии со ст. 24.1 КоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;
разрешение его в соответствии с законом;
обеспечение исполнения вынесенного постановления;
выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП, либо имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП).
Статья 25.15 КоАП предусматривает порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, определяя способы извещения указанных лиц и круг лиц, подлежащих извещению при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются к должностному лицу, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу (ст. 25.15 КоАП) <5>.
--------------------------------
<5> Дополнение внесено в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 404-ФЗ.

При этом статья 25.15 КоАП не содержит понятия "надлежащее извещение" и не указываются случаи надлежащего извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации (п. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации). Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации").
Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 24.2 КоАП).

Участники производства по делам об административных правонарушениях. Права и обязанности участников производства

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП (ч. 1 ст. 25.1 КоАП).
Согласно ст. 25.3 КоАП защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют его законные представители.
Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.
Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеют права и обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц.
В соответствии со ст. 25.4 КоАП защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2 ст. 25.4 КоАП).
Такими документами являются учредительные документы юридического лица.
Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем (ст. 52 ГК РФ).
В учредительных документах юридического лица могут быть указаны полномочия его законного представителя, а также может содержаться ссылка на акт, которым указанный представитель избирается (назначается) на должность. Такими актами могут быть протокол общего собрания учредителей и(или) приказ о назначении (ч. 2 ст. 25.4 КоАП).
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения <6> (ч. 3 ст. 25.4 КоАП).

В коммерческих организациях

Организационно-правовая форма
Руководитель организации
Иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица
1
2
3
Хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью)
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)
Избранный ревизор общества
Полные товарищества

Любой участник товарищества, если иное не предусмотрено учредительным договором товарищества
Товарищества на вере

Только полные товарищества
Производственные кооперативы
Председатель правления кооператива
Избранный ревизор кооператива
Государственные унитарные и муниципальные предприятия, в том числе казенные предприятия
Руководитель предприятия (директор, генеральный директор)

в потребительских кооперативах (обществах) и их союзах
Потребительские общества
Председатель правления потребительского общества

Союз потребительских обществ
Председатель правления союза потребительских обществ

Кредитный потребительский кооператив граждан
Директор кредитного потребительского кооператива граждан

в некоммерческих организациях
Общественные и религиозные организации (объединения) (общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия)
В соответствии с уставом - исполнительный орган или председатель коллегиального исполнительного органа

Профессиональный союз граждан
В соответствии с уставом - исполнительный орган или председатель коллегиального исполнительного органа

Фонд
В соответствии с уставом - исполнительный орган или председатель коллегиального исполнительного органа

Государственная корпорация
В соответствии с уставом - исполнительный орган или председатель коллегиального исполнительного органа

Некоммерческое партнерство, в том числе коллегия адвокатов
В соответствии с уставом - исполнительный орган или председатель коллегиального исполнительного органа

Учреждение, в том числе юридическая консультация
В соответствии с уставом - исполнительный орган или председатель коллегиального исполнительного органа

Автономная некоммерческая организация
В соответствии с уставом - исполнительный орган или председатель коллегиального исполнительного органа

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
В соответствии с уставом - исполнительный орган или председатель коллегиального исполнительного органа

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации
Президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
Президент федеральной палаты адвокатов Российской Федерации


При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица (ч. 4 ст. 25.4 КоАП).
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.
В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст. 25.5 КоАП). Доверенность представляется вместе с документами, подтверждающими право лица, ее подписавшего, выдавать доверенности от имени юридического лица (учредительные документы юридического лица, протокол общего собрания учредителей и(или) приказ о назначении).
Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5 КоАП).
Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе:
- знакомиться со всеми материалами дела;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- участвовать в рассмотрении дела;
- обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу;
- пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП (ч. 5 ст. 25.5 КоАП).
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (ч. 1 ст. 25.6 КоАП).
Свидетель обязан явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний (ч. 2 ст. 25.6 КоАП).
Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и близких родственников. Под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол (ч. 3 ст. 25.6 КоАП).
Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (ч. 5 ст. 25.6 КоАП).
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 25.6 КоАП, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП (ч. 6 ст. 25.6 КоАП).
В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств (ч. 1 ст. 25.8 КоАП).
Специалист обязан:
1) явиться по вызову органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).
Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений (ч. 3 ст. 25.8 КоАП).
Специалист вправе:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) с разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелям;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол (ч. 4 ст. 25.8 КоАП).
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 25.8 КоАП, специалист несет административную ответственность, предусмотренную КоАП (ч. 5 ст. 25.8 КоАП).
В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения (ч. 1 ст. 25.9 КоАП).
Эксперт обязан:
1) явиться по вызову органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения (ч. 2 ст. 25.9 КоАП).
Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ч. 3 ст. 25.9 КоАП).
Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения (ч. 4 ст. 25.9 КоАП).
Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
2) с разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелям;
3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы (ч. 5 ст. 25.9 КоАП).
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 25.9 КоАП, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную КоАП (ч. 6 ст. 25.9 КоАП).
В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
Переводчик назначается должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (ст. 25.10 КоАП).
Переводчик обязан явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью (ч. 3 ст. 25.10 КоАП).
Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода (ч. 4 ст. 25.10 КоАП).
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 3 ст. 25.10 КоАП, переводчик несет административную ответственность, предусмотренную КоАП (ч. 5 ст. 25.10 КоАП).
В соответствии со ст. 25.11 КоАП прокурор в пределах своих полномочий вправе:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Ходатайства

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (ст. 24.4 КоАП).
Ходатайство может заявляться на любой стадии производства по делу об административном правонарушении после возбуждения дела об административном правонарушении. В случае удовлетворения ходатайства должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, на нем ставятся резолюция, дата и подпись указанного должностного лица. Об удовлетворении ходатайства также делается запись в постановлении по делу об административном правонарушении в части, касающейся обстоятельств, установленных при рассмотрении дела.

Лица, не допускающиеся к участию в производстве по делу об административном правонарушении

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.
К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, его законным представителем, защитником, прокурором, должностным лицом, в производстве которого находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела (ст. 25.12 КоАП).
При наличии предусмотренных ст. 25.12 КоАП обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.
Заявление о самоотводе или об отводе подается должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении (ст. 25.13 КоАП).

Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому (ст. 25.14 КоАП)

Потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Труд специалиста, эксперта и переводчика оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов, понесенных потерпевшим, свидетелем, специалистом, экспертом, переводчиком и понятым в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также порядок оплаты труда специалистов, экспертов и переводчиков, привлекаемых для участия в осуществлении процессуальных действий по делам об административных правонарушениях, установлен Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда (утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 140 "О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда").

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
При этом необходимо обратить внимание на следующее.
Обнаружение в действиях (бездействии) должностного лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, признаков преступления, предусмотренного УК РФ, является основанием для отказа в возбуждении дела (прекращения производства по делу) в отношении указанного должностного лица ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В этом случае сведения, содержащие данные, указывающие на наличие события преступления, предусмотренного УК РФ, должны быть переданы в правоохранительные органы.
Следует отметить, что ст. 24.5 КоАП не содержит соответствующих обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
При этом необходимо учитывать, что обнаружение в действиях (бездействии) руководителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, признаков преступления, предусмотренного УК РФ, не является основанием для отказа в возбуждении (прекращении производства) дела об административном правонарушении в отношении юридического лица;
3) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
4) отмена закона, установившего административную ответственность;
5) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Статья 4.5 КоАП;
6) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
7) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП).

Доказательства, оценка доказательств
(ст. 4.1, 4.5, 24.5, 26.1 - 26.4, 26.6, 26.7, 26.9 - 26.11,
29.10, 29.12 КоАП)


9.1. Предмет доказывания

На основании ст. 26.1 КоАП должностное лицо должно исследовать имеющиеся в деле доказательства для того, чтобы на основе этого и презумпции невиновности сделать выводы о причинах и условиях совершения административного правонарушения, виновно ли в этом лицо, привлекаемое к ответственности, как следует квалифицировать его действия, не существует ли обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП).
Установление наличия или отсутствия события административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению в производстве по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 26.1 КоАП).
Наличие (отсутствие) события административного правонарушения устанавливается в рамках исследования должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, доказательств по делу об административном правонарушении. Доказательства по делу об административном правонарушении устанавливаются протоколами, составляемыми в рамках производства по делам об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП).
Порядок сбора доказательств по делу об административном правонарушении определен в главе 26 КоАП.
Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП).

По делу об административном правонарушении, предусмотренном, подлежат выяснению следующие обстоятельства (ст. 26.1 КоАП):
1) обстоятельства, образующие объективную сторону административного правонарушения (действия или бездействие);
2) субъект административного правонарушения (лицо, совершившее противоправные действия или бездействие).
При этом необходимо учитывать следующее.
При невозможности самостоятельно определить фактический адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе направить в соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и ведущий Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков, запрос на предоставление сведений о фактическом адресе юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:
- выписки из соответствующего государственного реестра;
- копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;
- справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 16 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630 (далее - Правила ведения реестра индивидуальных предпринимателей), предусмотрено, что в государственный реестр включаются сведения об индивидуальном предпринимателе согласно приложению № 2 к Правилам ведения реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 25 Правил ведения реестра индивидуальных предпринимателей сведения об индивидуальном предпринимателе, предусмотренные Приложением № 2 к Правилам ведения реестра индивидуальных предпринимателей, за исключением подп. "в", "е", "ж", "з", "и", "р" п. 1 указанного приложения, предоставляются по запросу любого юридического или физического лица, составленному в произвольной форме и содержащему запрашиваемые сведения, в виде:
- выписки из государственного реестра по форме, указанной в приложении № 5 к Правилам ведения реестра индивидуальных предпринимателей. При отсутствии каких-либо сведений в соответствующей графе пишется слово "нет";
- копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре;
- справки об отсутствии запрашиваемой информации (выдается при отсутствии в государственном реестре сведений об индивидуальном предпринимателе либо при невозможности определить конкретного индивидуального предпринимателя).
В соответствии с п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 (далее - Правила ведения реестра юридических лиц), содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно Приложению № 2 к Правилам ведения реестра юридических лиц, в виде:
- выписки из государственного реестра по форме согласно Приложению № 5 к Правилам ведения реестра юридических лиц. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет";
- копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;
- справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.
Информация, указанная в п. 25 Правил ведения реестра индивидуальных предпринимателей и п. 20 Правил ведения реестра юридических лиц, предоставляется по запросу бесплатно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 30 Правил ведения реестра индивидуальных предпринимателей и п. 22 Правил ведения реестра юридических лиц).
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и не может составлять более пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.
Частью 9 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений, включая сведения о конкретных юридическом лице и индивидуальном предпринимателе, органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления осуществляется в форме электронного документа.
В целях сокращения сроков в рамках административного расследования в части действий должностных лиц по определению фактического адреса юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, направление запроса в территориальный орган Федеральной налоговой службы возможно на стадии рассмотрения поступивших в соответствии с п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП материалов до вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.
К материалам прекращенного дела об административном правонарушении должны быть приобщены запросы и обращения, направляемые в территориальный орган Федеральной налоговой службы, органы внутренних дел, а также ответы на них;
3) субъективная сторона административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.2 - 4.3 КоАП).
5) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП);
6) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
К иным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, относятся личность и имущественное положение физического лица (ч. 2 ст. 4.1 КоАП), имущественное и финансовое положение юридического лица (ч. 3 ст. 4.1 КоАП).
При установлении виновности юридического лица следует учитывать положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП. Выяснение виновности юридического лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Доказательства

Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" "доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами".
Постановление или определение по делу об административном правонарушении должны быть законченными и обоснованными. В них должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение (ст. 29.10, 29.12 КоАП). Выполнение данных требований КоАП возможно при условии, что в основу принятого решения будут положены надлежащим образом полученные, отвечающие требованиям достоверности доказательства.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 26.2 КоАП).

Объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначении экспертизы

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (ст. 26.3 КоАП).
В случаях если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
В определении указываются:
1) основания для назначения экспертизы;
2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед экспертом;
4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
До направления определения для исполнения орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснить ему права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
Заключение эксперта не является обязательным для органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано (ст. 26.4 КоАП).

Получение и оценка доказательств по делу об административном правонарушении

Вещественные доказательства (ст. 26.6 КоАП)

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются предметы административного правонарушения (как правило, при осуществлении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, а также при осуществлении расчетов в наличной форме при проведении валютных операций, если это не разрешено Законом № 173-ФЗ).
Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения (ч. 5 ст. 27.10 КоАП).
1. В соответствии со ст. 27.1, 27.10 КоАП наличные денежные средства изымаются таможенными органами в качестве обеспечительной меры, а не в качестве доказательства по делу, что позволяет решить вопрос о хранении изъятых вещей согласно ч. 9 ст. 27.10 КоАП.
2. Должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано принять решение об изъятых вещах и документах по окончании рассмотрения дела. Применительно к наличным денежным знакам, изъятым должностными лицами органов внутренних дел или таможенных органов и хранящимся в соответствующем органе внутренних дел или таможенном органе, в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть сделана запись об их возврате органом внутренних дел или таможенным органом, должностное лицо которого составило протокол об изъятии, лицу, у которого они были изъяты. Заверенная выписка из постановления по делу об административном правонарушении, в рамках которого произведено изъятие и хранение денежных знаков, должна быть направлена с сопроводительным письмом в указанный орган внутренних дел или таможенный орган.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме.
Должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.
В постановлении по делу об административном правонарушении делается запись о принятом решении, с изъятых документов снимаются копии и заверяются надлежащим образом должностными лицами, оригиналы документов возвращаются владельцам.
В случаях если документы обладают признаками, указанными в ст. 26.6 КоАП, такие документы являются вещественными доказательствами (ст. 26.7 КоАП).
В соответствии с ч. 1 ст. 26.9 КоАП для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП, должностному лицу.
Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.
Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ст. 26.9 КоАП).
Должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела (Приложение 14). Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения.
При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме орган, должностное лицо, вынесших определение (ст. 26.10 КоАП).
В случае невыполнения или неполного выполнения требований, изложенных в определении, лицо, в отношении которого было вынесено данное определение, подлежит привлечению к ответственности в соответствии со ст. 17.7 КоАП. В этом случае должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП, и в течение трех суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП) направляет его в суд, уполномоченный в соответствии со ст. 23.1 КоАП рассматривать дело об административном правонарушении.
Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении получения и оценки доказательств следует руководствоваться положениями главы 26 КоАП, а именно, подлежит выяснению наличие события административного правонарушения. Иначе говоря, судья, орган, должностное лицо должны установить, имели место те или иные действия, бездействие, их последствия и другие обстоятельства, которые охватываются объективной стороной данного административного правонарушения. Виновность лица в содеянном. При этом доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные.
Получение и оценка доказательств по делу об административном правонарушении осуществляется с учетом положений ч. 3 ст. 453 ГК РФ и ч. 1 и 2 ст. 425 ГК РФ, согласно которым условия договора приобретают юридическую силу для сторон с момента его заключения (если это установлено сторонами).


------------------------------------------------------------------